23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 25.06.2009

О первых и единственных

Удивительное дело, но до последнего времени в Твери не проводились крупные искусствоведческие конференции. Литературоведы и филологи, историки, краеведы собираются с известной регулярностью, археологические конференции и семинары хорошо известны далеко за пределами России, а вот искусствоведам, которые охотно участвуют в этих форумах смежных наук, собраться и поговорить в своем кругу все как-то не получалось. Положение было решено исправить под семидесятилетний юбилей Тверского отделения Союза художников России – в рамках юбилейных торжеств в зале искусств областной библиотеки имени Горького состоялись первые Тверские искусствоведческие чтения.

Удивительное дело, но до последнего времени в Твери не проводились крупные искусствоведческие конференции. Литературоведы и филологи, историки, краеведы собираются с известной регулярностью, археологические конференции и семинары хорошо известны далеко за пределами России, а вот искусствоведам, которые охотно участвуют в этих форумах смежных наук, собраться и поговорить в своем кругу все как-то не получалось. Положение было решено исправить под семидесятилетний юбилей Тверского отделения Союза художников России – в рамках юбилейных торжеств в зале искусств областной библиотеки имени Горького состоялись первые Тверские искусствоведческие чтения.
– Тверская организация – гордость союза, который объединяет 13 тысяч его членов, состоящих во множестве региональных организаций, – заметил секретарь Союза художников России, специалист по народному искусству Александр Греков. – Все мы едины в отстаивании наших убеждений и идеалов.
В рядах союза состоит немало искусствоведов, которые как раз играют немаловажную роль в «отстаивании идеалов», создавая теоретическую базу, а иногда и попросту объясняя самим художникам, что именно они создали.
– Такие конференции жизненно необходимы, – отметил советник Министерства культуры Валерий Перфильев, – поскольку они подразумевают глубокое изучение тверского искусства. В отличие от иконописи текущее современное искусство может быть исследовано и по-настоящему оценено только силами местных специалистов – в какой-то мере это их внутренний долг.
Тверской школе иконописи, которой давно и небезосновательно интересуются столичные искусствоведы, впрочем, было посвящено несколько докладов. Этой темы, в частности, коснулась сотрудница музея имени Андрея Рублева Тамара Барсегян, чей доклад был посвящен осташковским художественным традициям. Историк и писатель Владимир Исаков представил слушателям любопытный документ – «Выписку из божественных писаний о благолепном писании икон и обличение против неистово пишущих оные», а сотрудница областной картинной галереи Ната Майорова напомнила об иконописцах XVIII – XIX веков, среди которых такие имена, как Боровиковский, ученики Венецианова братья Тырановы, осташи Колокольниковы, торопчанин Георгий Туфанов. Главным выводом из ее обзора стал тот факт, что «…о многих мастерах мало что известно, этот обширный материал требует дальнейшего изучения, так что нас ожидает много новых находок и новых имен».
Утренняя сессия чтений была посвящена осмыслению истории тверского искусства, в том числе вкладу в нее исследователя народных традиций Людмилы Калмыковой, художников Ивана Митрофанова и Николая Комиссарова. Предметом вечерней сессии стал анализ  проблем современной художественной жизни, а также ее будущего – в смысле, художественного образования.
Актуальным и даже злободневным стал доклад Валерия Перфильева, который коснулся темы, выходящей далеко за рамки искусствоведческого сообщества и касающейся практически каждого – проблем установки памятников. В советское и постсоветское время эта проблема решалась по-разному, однако, по мнению Валерия Перфильева, и тогда, и сейчас Тверская область приобрела множество вполне высокохудожественных образцов монументального искусства и стала фактически «оазисом скульптуры». Более того, на нашей территории можно прослеживать определенные тенденции. Так, в советское время у нас было установлено несколько работ классика Олега Комова, в последние годы на этой территории работает его ученик, новый председатель Союза художников России Андрей Ковальчук, которому удалось фактически создать новый тип памятника, совместив в одной композиции сидящую и стоящую фигуры и бюст – имеется в виду памятник семье Гумилевых в Бежецке. Можно наглядно увидеть разные взгляды художников на «Пушкиниану»: памятник на набережной городского сада и бюст на театральной площади представляют собой два разных полюса оной, но каждый по-своему можно считать эталоном. Можно проследить эволюцию «сурового стиля» и личного стиля Комова, сравнивая опять же тверского Пушкина, Репина на Академичке и вышневолоцкого Венецианова. Можно, наконец, понаблюдать за тем, как складываются взаимоотношения художника и отдельно взятого города: современный мастер Юрий Злотя в соавторстве с архитектором Александром Дорофеевым установил в Вышнем Волочке уже три объекта. По общему мнению, после классика Комова в лице Юрия Злоти Вышний Волочек удачно «нашел своего скульптора», и «роман» художника с городом на этих трех памятниках, говорят, не закончится. Вот так посмотришь на явление в целом, а еще лучше со стороны, и оказывается, что ведь и правда – «оазис скульптуры».
Не менее актуальным сейчас представляется опыт работы негосударственной художественной галереи в провинциальном городе, о котором рассказывала директор галереи «Савва» Марина Волощенко. Главной здесь является проблема взаимодействия спонсора случае этой галереи – единственного), который первоначально ориентируется лишь на приобретение произведений искусства как форму вложения финансов, и искусствоведов, которые ориентированы на формирование полноценной репрезентативной коллекции. Последние предполагают наиболее оптимальным способом комплектования выставочную деятельность, а вот своей экспозиционной площадки у галереи пока нет, и в силу кризиса, похоже, пока не предвидится. Однако коллекцию уже составляют около полутора сотен вещей, причем не только тверских художников. Вообще галерея «Савва» как-то по-тихому успела сделать очень много. Это и несколько очень серьезных выставок, и более чем недурные альбомы Николая Дочкина, Бориса Федорова, Анатолия Камардина, и акция «Знаки» Анатолия Камардина и Геннадия Самойлова в Туле, и получивший лестные отзывы латышей проект  опять же Анатолия Камардина, Николая Дочкина и Геннадия Самойлова «Визит» в Риге – тут надо заметить, что вокруг галереи сложился определенный круг художников, в который вошли мастера первого ряда.
Исследованиями природы современного искусства вообще и творчества отдельного художника занимается и еще одна негосударственная галерея – «Аврора» под командованием Ларисы Польшиковой. Эта галерея будет в несколько раз постарше «Саввы», потому и послужной список у нее гораздо длиннее, в него вошли уже практически хрестоматийные имена не только тверских, но и московских, и преимущественно питерских художников. Для своего доклада Лариса Польшикова выбрала творчество очень ею ценимого и, простите за гламурное словечко, едва ли не самого креативного в Твери дуэта – Бориса Федорова и Владимира Анисимова. Имеется в виду состоявшаяся несколько лет назад в «Авроре» выставка, где Борис Федоров едва ли не впервые показал свою живопись по стеклу, а Владимир Анисимов представил совсем уж экзотическую технику – лепную бумагу с «вживленными» в нее кое-где металлическими штуковинами. Каждый по-своему доказал, что образ зависит от умения виртуозно пользоваться иногда совершенно неожиданным материалом, и подтвердил мнение хозяйки галереи о том, что «…в искусстве нет «самого лучшего», художник не может быть «вторым», а только первым и единственным».
Много говорили и о воспитании как молодых художников, так и новых поколений зрителей. Об истории художественной школы имени Серова говорил ее нынешний директор Лев Ишиев, который со смешанными чувствами заметил, что в отличие от музыкантов больших художников привлечь к учительству сложно – не каждый готов на такой подвиг. Однако в Твери это как-то всегда получалось: в числе преподавателей школы в разное время бывали едва ли не все ведущие художники и искусствоведы города. На момент открытия в 1945 году в школе было всего три десятка учеников, сейчас ни много ни мало 1200. Не все, конечно, но немалая их часть после окончания направится куда? Разумеется, в сторону училища имени Венецианова, которое  в этом году, по выражению его директора Натальи Сиротиной, отмечает «пополамный» по отношению к Союзу художников юбилей.
У училища контакты с творческим союзом не менее тесные: все преподаватели – «играющие тренеры». Однако оно не обижено и вниманием собственно столичного союза. Так, студенты имеют возможность работать на Академической даче бок о бок с маститыми мэтрами, а живой классик вице-президент Академии художеств Ефрем Зверьков даже учредил конкурс и каждый раз лично приезжает на подведение его итогов. Что это значит для студентов – можно себе представить.
Пока речь шла о воспитании будущих художников. Но зрителя тоже нужно воспитывать, и тут неоценим опыт сотрудницы городского музейно-выставочного центра Инессы Петровой, уже много лет занимающейся музейной педагогикой и давно работающей по разработанной Русским музеем многоуровневой программе, рассчитанной на все возрасты – от дошколят до студентов. Она воспринимает это учреждение как «механизм коммуникации между поколениями, посредник между всем и всеми», и программа Русского музея, разработанная для классического музея с постоянными экспозициями, вполне может работать и в выставочном центре, который можно считать «музеем временных выставок» – наиболее деятельных форм художественной жизни со своими темпами и даже со своим зрителем. С одной стороны, современные технологии позволяют виртуально продолжить существование даже самой скоротечной выставки, с другой – размещенная в зале реальная экспозиция может служить базой и площадкой для творческих встреч, музейных уроков, мастер-классов, концертов, кинопоказов, спектаклей и даже балов. Вот, к примеру, завершившаяся недавно юбилейная выставка Валентина Сидорова «На теплой земле». Помимо прочего Валентин Михайлович много работал там, где до него писали Левитан, Венецианов, Серов, Бялыницкий-Бируля, так что в контексте этой экспозиции можно было рассказывать хоть о генеральной линии развития русской реалистической школы, хоть об истории тверских художественных центров. А если учесть, что Валентин Сидоров еще и неплохой писатель, то с ним можно было поговорить и о судьбах русской литературы, и об истории страны вообще. Так что музей и выставочный зал – это действительно «посредник между всем и всеми», были бы желание и фантазия, а также «системность и последовательность».
Первый блин не получился комом: по общему мнению, искусствоведческие чтения удались. Программа была составлена логично и последовательно, доклады отличались высоким научным потенциалом, тверские искусствоведы явно оценили возможность не на бумаге, а непосредственно пред светлыми очами коллег изложить свои идеи и выводы. А уж тверское искусство представляет собой настолько обширный полигон для исследований, что материалов для будущих конференций хватит на десятилетия вперед.

Автор: Наталья ЗИМИНА
55

Возврат к списку

На улицу Хромова в Твери вернулась ярмарка продовольствия
Возле конечной остановки трамваев «ДСК» областного центра вновь идет бойкая торговля – на радость покупателям и продавцам.
23.08.201719:47
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость