25 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика24.06.2009

Иван РАЙДУР: Бюджетирование – в режиме он-лайн

Мировой финансовый кризис диктует свои условия бюджетирования. Как известно, при разработке бюджета страны на 2009 год пришлось временно отказаться от принципа среднесрочного – на три года – его планирования. А уже в текущем году встал вопрос о корректировке федерального бюджета – с поправкой на сегодняшние социально-экономические реалии и прорисовавшиеся тенденции. А каков сегодня бюджетный расклад в нашей губернии? И какими видятся контуры областного бюджета 2010 года? Об этом «ТЖ» беседует с председателем постоянного комитета Законодательного собрания Тверской области по бюджету и налогам Иваном РАЙДУРОМ.

Мировой финансовый кризис диктует свои условия бюджетирования. Как известно, при разработке бюджета страны на 2009 год пришлось временно отказаться от принципа среднесрочного – на три года – его планирования. А уже в текущем году встал вопрос о корректировке федерального бюджета – с поправкой на сегодняшние социально-экономические реалии и прорисовавшиеся тенденции.
А каков сегодня бюджетный расклад в нашей губернии? И какими видятся контуры областного бюджета 2010 года? Об этом «ТЖ» беседует с председателем постоянного комитета Законодательного собрания Тверской области по бюджету и налогам Иваном РАЙДУРОМ.
– Иван Петрович, сейчас, как известно, готовится заключение Контрольно-счетной палаты ЗС и правового управления по отчетам об исполнении бюджета области в 2008 году и о деятельности областного фонда обязательного медицинского страхования. Обсудить это заключение планируется на очередном заседании Законодательного собрания. Давайте все же попробуем чуть забежать вперед и спрогнозировать депутатский вердикт.
– Думается, оба этих бюджета были исполнены в целом успешно как по доходам, так и по расходам. Вместе с тем, наверное, будут отмечены и недостатки в организации исполнения областного бюджета. Они во многом вызваны задержками принятия нормативных актов, регулирующих порядок и условия выделения и расходования средств по отдельным направлениям. И в результате бюджетополучатели не успевают освоить эти средства в оставшееся  до конца года время. Конечно, следует все бюджетные средства расходовать на финансирование предусмотренных бюджетом мероприятий вовремя, а значит, с большей эффективностью.
– Собственно, для решения в том числе этой проблемы и был осуществлен переход на трехлетнее бюджетирование. У нас сохранится этот порядок формирования бюджета на следующий год или мы вернемся, как на федеральном уровне, к ежегодному бюджету?
– Мы не планируем отходить от бюджетной трехлетки – в этом нет необходимости. Федеральный бюджет – другое дело: он во многом обусловлен уровнем мировых цен на углеводороды – основу нашего экспорта и один из основных источников пополнения доходной части государственной казны. Поскольку этот рынок сейчас очень волатилен, среднесрочное планирование бюджета практически неосуществимо. Областной же бюджет зависим только от предприятий нашего региона, местной налогооблагаемой базы. Безусловно, кризис сказался на объемах производства наших предприятий. Но мы к этому подготовились заблаговременно, откорректировав проект бюджета области на 2009 –2011 годы еще в октябре прошлого года. Мы тогда уточнили показатель доходной части бюджета в сторону уменьшения на 15%, то есть на 6,5 миллиарда рублей. На сегодняшний день доходная часть бюджета составляет 29,7 миллиарда рублей. Заложен также 15-процентный пределах 4 млрд. руб.) дефицит бюджета.
– Насколько точными, если судить по итогам первых пяти месяцев года, оказались эти расчеты?
– Как показывает жизнь, уточненный в октябре прошлого года прогноз оправдался. С начала года доходы поступают в бюджет области именно в пределах той суммы, которая была утверждена в планах. И, кстати, эти поступления – примерно на уровне аналогичного периода прошлого года.
– И это при том, что с начала года ощутимо выросли долги наших предприятий по НДФЛ. Не поставят ли они в конечном итоге под угрозу исполнение бюджета?
– Этого региональные власти – законодательная и исполнительная – ни в коем случае не допустят. Спрос с нарушителей бюджетной и налоговой дисциплины будет самым жестким. Понятно ведь, что в ряде случаев работодатели используют так называемые «черные» и «серые» схемы расчетов. Кроме того, налоги, удержанные со своих работников, компании-должники используют у себя в обороте, по сути, обкрадывая при этом бюджетную сферу, кредитуясь за ее счет. Эффективный инструмент «вразумления» топ-менеджеров в таких случаях – привлечение их к уголовной ответственности. Мы имели возможность уже не раз убедиться, что чаще всего бывает достаточно самого факта возбуждения уголовного дела в отношении руководителей и главных бухгалтеров компаний, чтобы они начали гасить долги по налогам.
– Получается, что эти должности в нынешние кризисные времена – «расстрельные», поскольку у большинства товаропроизводителей, в том числе у тех, кто выпускает вполне конкурентоспособную продукцию, сегодня нет или почти нет сбыта. Соответственно копятся долги по зарплате персоналу и по налогам, что чревато уголовной ответственностью… 
– В данном контексте кризис – это тест на эффективность хозяйствования. Из него легче выйдут те компании, где вовремя провели технологическую модернизацию, применяют инновации. Те же хозяйственники, кто упустил эту возможность в стабильные времена, направляя все средства на «проедание», вряд ли сохранят свой бизнес. Такие компании ждет банкротство, возможно – перепрофилирование. Многие аутсайдеры возмущаются: почему им не дают кредитов, не оказывают бюджетной помощи? Но кто будет сегодня поддерживать компанию, которая не имеет потребителя, работает на склад? А зачастую при этом их фонды до сих пор реально не оценены, у них нет консолидированной отчетности. Ведь те же банки кредитуют промышленников из средств, переданных им из федерального бюджета целевым назначением на поддержку реального сектора, а также из аккумулированных на банковских счетах средств эффективных компаний. Понятно, что банки не могут рисковать этими ресурсами, выделяя их в виде кредитов предприятиям, не имеющим будущего.
При этом отмечу, что региональная власть всегда старается идти навстречу предприятиям, которые, несмотря на имеющиеся объективные трудности, вполне способны эффективно функционировать в дальнейшем. К  тому же в области принят закон о предоставлении бюджетных гарантий при кредитовании местных компаний. Понятно, что компании-претенденты на такого рода поддержку области должны отбираться путем просеивания через мелкое сито самых жестких требований.
– Но в любом случае для бюджета это рискованное мероприятие. Опять же, в Бюджетном послании президента подтверждена социальная ориентация экономической политики. Не возникнет ли из-за взятых рисков опасность, пусть и гипотетическая, ущемления интересов социальной сферы?
– Я уверен, что и областной бюджет, и консолидированный в 2009 году будут исполнены на сто процентов. Все, что предусмотрено бюджетом, будет в полном объеме профинансировано. И в первую очередь  социально значимые направления, то есть учреждения здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другие структуры, оказывающие услуги населению. Кстати, с начала года в область поступило несколько незапланированных ранее траншей из федерального бюджета по разным направлениям. В том числе на капитальный ремонт жилья и переселение граждан из аварийного и ветхого жилого фонда, на соцзащиту и поддержку деятельности фонда занятости населения. Эти суммы распределяются по субъектам Федерации по определенной методике.
– В одном из своих недавних выступлений в СМИ министр финансов РФ Алексей Кудрин говорил о том, что регионам теперь, в условиях экономии бюджетных средств, придется сражаться за право получения всякого рода вспомоществований из бюджета страны. И нашей области в данном случае пришлось повоевать за полученные деньги?
– Пришлось. Федеральные средства предоставляются на определенных условиях, и администрации нашей области, Законодательному собранию и тверским депутатам Госдумы и Совета Федерации потребовалось приложить немало усилий на то, чтобы доказать право региона на эти деньги.
– А какие аргументы сработали? К примеру, сказалось ли то, что в Тверской области используются все инструменты БОР?
– Конечно, результативность освоения бюджетных средств при распределении помощи из федерального бюджета является одним из основных критериев. Система бюджетирования, ориентированного на результат, введена еще не во всех субъектах Федерации. И то, что у нас в организации бюджетного процесса применяются все принципы БОР, является в этом смысле нашим бесспорным конкурентным преимуществом. Учитывается также, в каком объеме регион дотируется из федерального бюджета, какова доля этих поступлений в доходах региональной казны. В прошлом году мы получили 8 миллиардов рублей из федерального бюджета, что составило около 20% его доходной части, – по этому показателю мы на среднероссийском уровне. Учитывается также отсутствие долгов по заработной плате, долгов за услуги ЖКХ, роста кредиторской задолженности.
– Но ведь ситуация с долгами по зарплате у нас сейчас далеко не так благополучна, как была еще минувшей осенью.
– Да, долги по зарплате в хозрасчетном секторе действительно ощутимо выросли. Но что касается бюджетной сферы – а именно ситуация в ней является определяющей при решении вопроса о федеральных дотациях, – то у нас на сегодняшний день проблем не существует и, думается, не возникнет. Зарплата бюджетникам выплачивается вовремя и в полном объеме. Это у нас приоритетная статья областного бюджета, наиболее защищенная. В целом в этом году фонд заработной платы в бюджетной сфере на региональном уровне и в муниципальных образованиях вырастет по всем составляющим примерно на 20%.
– Какие еще инструменты применяются в области для того, чтобы каждый бюджетный рубль работал как можно эффективнее?
– Это, во-первых, уже упомянутый здесь БОР. Во-вторых, в разрабатываемых ведомственных долгосрочных целевых программах есть показатели эффективности, результативности. По отчетам об исполнении этих программ и по ним мы отслеживаем, насколько удалось достичь цели в смысле конечного результата. Также продолжается работа над созданием стандартов государственных услуг, соответствующих норм и нормативов. Это на самом деле титанический труд, важность которого сложно  переоценить. Ведь не имея обоснованных стандартов – количественных и качественных, норм материальных затрат, нормативов финансовых затрат, мы не можем четко сказать, сколько на самом деле нужно ресурсов для выполнения качественной услуги. За этим будущее бюджетного планирования.
– Иван Петрович, расскажите, пожалуйста, о том, как исполняются бюджеты муниципальных образований. Насколько известно, на местах есть проблемы с их пополнением.
– Действительно, примерно треть муниципалитетов на сегодня не исполняют свои бюджеты по налоговым поступлениям в связи со спадом производства на местных предприятиях. И сейчас администрация области совместно с Законодательным собранием работает над уточнением сумм, перечисляемых в их бюджеты из областной казны. Готовится решение по этому вопросу, разрабатываются методики. В результате бюджеты муниципальных образований по расходам будут исполнены в пределах запланированных сумм.
– Как сказывается на исполнении местных бюджетов введение в полном объеме 131-ФЗ, сопровождаемое переделом полномочий между муниципалитетами разных уровней?
– Передел функций сам по себе доходов в консолидированном бюджете страны и региона никогда не увеличивает. В результате в бюджеты поселений в 2009 году можно было передать только то, что расходовалось на их территориях из других бюджетов.
– А если учесть еще не самое лучшее состояние основной массы имущества поселений, слабую налогооблагаемую базу поселений, неотлаженный учет муниципального имущества – в ряде районов он вообще в зачаточном состоянии, как и процесс инвентаризации земель…
– На самом деле вопрос развития территорий – это сейчас во многом вопрос эффективного использования того, что есть. Налоговая база поселений состоит из налогов на доходы, землю и имущество физических лиц. Что касается последнего налога, то здесь у муниципальных менеджеров непочатый край по его администрированию. В области много так называемой «незавершенки», а это объекты, преимущественно дома коттеджного типа, которые не зарегистрированы, не взяты на учет, и налог на них не платится. В Госдуме планируется в ближайшее время рассмотреть законопроект, которым предусматривается, что если застройщик при возведении объекта не уложился в установленные СНиПами сроки строительства, он по истечении этих сроков должен платить налог на имущество. Думаю, это правильный подход, он отобьет охоту у владельцев «резиденций», достроенных на 99% и давно обжитых, уклоняться от налогов, прикрываясь «незавершенкой». С принятием такого закона и на местах будет наведен порядок с налогами на имущество физлиц.
– Не могу не задать вопрос и об администрировании на местах земельного налога – по поводу его ставок ведется столько споров…
– Эти споры возникли после увеличения кадастровой стоимости земель. При этом сам факт ее роста – не предмет для дискуссий, в целом она, конечно, должна быть увеличена. Ведь кадастровая стоимость используется не только при начислении налогов, но и при совершении сделок с землей. И поэтому, если вернуться к кадастровым оценкам 2008 года, будут проблемы для бюджетов поселений в тех случаях, когда ставки земельного налога были установлены таким образом, чтобы сумма налога не превысила уровень 2008 года.
– С вступлением в силу 131-ФЗ в процессы управления бюджетами, территориями в целом влилась масса новичков в этом деле. Это ощутимо отражается на качестве муниципального бюджетирования?
– Что касается составления и исполнения бюджетов муниципальных образований, в том числе первого уровня, то здесь одна из главных проблем в том, что не состоялась преемственность поколений – прежних кадров сельских Советов, вполне профессионально справлявшихся с бюджетной работой, и новых муниципальных управленцев. В результате многие поселения вынужденно отдали функции по составлению и исполнению бюджетов, по сути, в аутсорсинг на уровень муниципальных районов. Так что для них самая актуальная задача – готовить свои кадры, как полноценным  органам власти.
– В Бюджетном послании президента говорится о необходимости совершенствовать механизм госзакупок с целью экономии бюджетных средств и стимулирования внутреннего спроса. Что, по-вашему, нуждается в таком совершенствовании в нашей области?
– Система госзакупок в нашей области хорошо отлажена, создана реальная конкуренция поставщиков. Но в то же время я считаю, что нуждается в доработке сам закон (94-ФЗ), устанавливающий правила и процедуры размещения госзаказов на товары и услуги. Сейчас в нем заложен, по сути, единственный критерий отбора поставщиков – стоимостный. Но ведь не менее важны качество предлагаемого продукта, способность поставщика выполнять те или иные услуги. Без учета этих факторов закупку вполне может выиграть предложившая минимальную цену мелкая фирмочка, которая затем на определенных условиях передает исполнение заказа на субподряде другой компании. Плачевные последствия таких «операций» вполне предсказуемы. Это очевидный недостаток федерального закона.
– А с мест, из регионов, по этому поводу сигнализируют «наверх»?
– Безусловно, и мы в том числе вносили соответствующие предложения. Насколько известно, сейчас на федеральном уровне готовятся изменения в 94-ФЗ, в новой его версии будет заложен более широкий спектр требований к поставщикам.
– Кстати, известно, что, например, правительство Санкт-Петербурга эффективно использует механизм госзакупок в плане обеспечения протекционистских мер в отношении местных товаропроизводителей. Может быть, есть резон перенять опыт?
– Здесь важно не нарушить антимонопольное законодательство, создав преференции одним за счет других. Ведь если местные производители производят более дешевую и качественную продукцию, они естественным образом будут выигрывать конкурсы. Предприятиям тоже надо задуматься над себестоимостью, рентабельностью, снижением издержек. То есть об обеспечении оптимального сочетания «цена – качество».
– Судя по всему, у наших производителей сельхозпродукции это не очень хорошо получается. Посмотрите: в тверских магазинах – смоленская, ярославская, псковская и даже эстонская сметана. А тверской почти нет. Неужели из Эстонии сметану везти дешевле, чем, к примеру, из Старицкого района? Может быть, целесообразно увеличить дотирование аграрного сектора?
– Тверское село активно дотируется из областного бюджета. Дотации в этом году составляют около семисот миллионов рублей – примерно на уровне 2008 и 2007 годов. Дотируется производство молока, мяса, выращивание льна, элитных семян, закупка техники в лизинг и т. д. Думается, размер дотаций отвечает требованиям дня, но проблемы иногда возникают из-за задержек в принятии решений об их поступлении. Я считаю, что перечень этих дотаций надо сокращать. Было бы целесообразнее выделить стратегические направления – животноводство, растениеводство, овощеводство – и решить, какие конкретные объекты, представляющие эти отрасли, стоит дотировать. Например, на приобретение техники, закупку кормов, ГСМ, строительство животноводческих комплексов. А вот то, что мы дотируем конечную продукцию, это на самом деле палка о двух концах. Как только заготовители узнают, что селянам выделены бюджетные средства, они тут же снижают закупочные цены. А дотировать мясо при дойке дойных коров вообще варварство. Словом, здесь есть над чем думать.
– Да, Иван Петрович, из нашей беседы можно сделать однозначный вывод о том, что совершенствование бюджетирования – это как ремонт в доме: его можно начать, но невозможно закончить.
– Никогда! Это непрерывный процесс, чтобы успевать за жизнью, модернизация должна вестись в режиме он-лайн.
– В заключение беседы – как обычно, о перспективах. Началась ли уже работа над бюджетом 2010 года? К слову, глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что в отличие от госбюджета-2009, который стал просто уточненной версией бюджета-2008, с той же концепцией, будущий бюджет страны будет принципиально новым продуктом с принципиально новыми подходами. Он будет на 100% состоять из программ. Кроме того, министерствам представится возможность, в рамках лимита, самим маневрировать средствами, направляемыми как на текущие, так и на стратегические цели. Так что нам, как области, теперь, вероятно, придется теснее работать с министерствами и ведомствами, дабы попасть в целевые отраслевые программы?
– Не думаю, что будут серьезные перепланировки расходов федерального бюджета. Поскольку приоритеты заявлены все те же – социальная сфера, образование, медицина, поддержка инновационных процессов. А большие права и ответственность министерств, ведомств можно только приветствовать. Думается, такой подход было бы целесообразно распространить и в субъектах Федерации и муниципалитетах. Нельзя «пеленать» бюджетополучателя, расписать ему все до копейки. Просто невозможно все предусмотреть «сверху». Надо дать возможность маневра, разумеется, в рамках законодательства. Что касается плотной работы регионов с ведомствами,  у нас наработан немалый опыт плодотворного сотрудничества. Свои возможности в этом плане используют обе ветви региональной власти, задействуется ресурс «Единой России», поддерживающей наши усилия в этом направлении.
Сейчас наступает период подготовки бюджета 2010 года. Думается, к сентябрю все расчеты будут закончены, обработаны, проведены публичные слушания и к началу октября законопроект будет готов.

Автор: Светлана БАКАРДЖИЕВА
29

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Конаковский район Тверской области станет постоянным местом проведения «Народной рыбалки»
Сегодня, 25 февраля, на берегу Иваньковского водохранилища в Конаковском районе состоялся IX этап Всероссийского фестиваля «Народная рыбалка». Соревнования собрали небывалое количество участников — более 5 тысяч человек. 
25.02.201715:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию