12 Декабря 2017
$59.23
69.8
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 27.06.2014

Дружим театрами четверть века

Фотограф: Жанна ПАНТЕЛЕЕВА

В Твери с гастролями побывали мастера сцены из Оснабрюка

В Твери с гастролями побывали мастера сцены из Оснабрюка

Вот уже четверть века братские отношения поддерживают театры наших городов. И пусть взаимные визиты не так часты, но каждый раз актеров из Германии с большим интересом принимают в Твери. На этот раз вниманию зрителей была предложена проверенная временем классика – спектакль «Клавиго» Гете.

Первый раз немецкие актеры посетили наш город 25 лет назад. В этот раз все артисты Оснабрюкского театра, приехавшие к нам, оказались достаточно молодыми, возможно, поэтому в постановке ощущалась некая авангардность. Многие были впервые не только в Твери, но и вообще в России.

– В Германии интересная система театров – контрактная, – рассказывает Елена Рогозина, заместитель художественного руководителя Тверского академического театра драмы. – Все актеры и режиссеры работают в театре по пять лет и, когда контракт заканчивается, переходят в другой театр. Поэтому оснабрюкская труппа каждый раз приезжает к нам в обновленном составе, и мы видим новые лица, новый театр и совершенно иные принципы постановки спектаклей – потрясающее разнообразие.

В этот раз актеры порадовали тверского зрителя спектаклем-драмой «Клавиго» по одноименной пьесе Гете. Пожалуй, будет правильным сказать, что для актеров из Оснабрюка это был свое­образный эксперимент – проверить, насколько немецкая классика, да еще и на языке оригинала, будет интересна российскому зрителю. И актеры, и режиссер тщательно следовали той форме спектакля, которая задумывалась изначально для театралов в Германии. Для понимания сути спектакля сценарист Мария Шнайдер перед началом кратко рассказала его содержание. Чтобы облегчить понимание происходящего на сцене, зрителям, несведущим в немецком, раздали либретто на русском языке с краткими пояснениями к каждому действию. Но с началом спектакля актеры остались один на один со зрительским восприятием и старались преодолеть непонимание посредством яркого и выразительного исполнения своих ролей. Фактически тверской зритель увидел абсолютно то же самое, что видит зритель в Германии, без каких-либо существенных изменений.

Единственное, что отличало эти две постановки, – само место. Так как спектакль камерный, то в Оснабрюке он идет в малом зале, а в Тверском театре представление проходило на большой сцене.

Драматург Мария Шнайдер так описывает свои эмоции перед представлением:

– Мы очень переживали по поводу того, как публика примет наш спектакль, но в то же время хотели увидеть свою работу на этой сцене. Мы немного изменили декорации: например, в Оснабрюке в малом зале зрители могут подойти непосредственно к сцене и вблизи следить за разворачивающимися событиями. Для воссоздания эффекта контакта со зрителями мы решили, что актеры выйдут прямо в зал и будут играть там – вот то новшество, которое мы привнесли в спектакль специально для Твери.

Хотя пьеса классическая, ее постановка отличалась современным прочтением. Особая находка режиссера состояла в том, что у главной героини – Марии – не было ни одной реплики. Она выражает свои эмоции через танец, пение, а порой это за нее делают другие персонажи. Вообще спектакль насыщен многозначными образами. Первую половину действа актеры играют на сцене, занавешенной прозрачной сеткой. В кульминационные моменты на нее проецируется изображение лиц актеров так, что зрители могут видеть их мельчайшую мимику – движение глаз, выражение лиц. Это придавало спектаклю дополнительную живость и выразительность. Словом, все было сделано для того, чтобы абсолютно каждый зритель нашел что-то свое в спектакле и у него была возможность самому переосмыслить происходящее на сцене. Режиссер-постановщик спектакля Педро Мартинс так объяснил это:

– В своем спектакле я создал образы для домысливания и понимания. То, что мы сегодня стремились привнести на эту сцену, – это наша доброжелательность. В Оснабрюке мы играем спектакли очень открыто для публики, и я постарался усилить здесь этот эффект и сблизиться со зрителем, чтобы зал и артисты активно взаимодействовали.

И действительно, взаимодействие было наглядно продемонстрировано.

– Это чистая импровизация, – объясняет Педро Мартинс, – ничего с этим не могу поделать. Бывает так, что игра захватывает самих актеров, их исполнение получается более сильным, чем мой собственный замысел. Работа актеров должна быть раскрепощенной – для этого я даю им определенную свободу действия и слова. Я пытаюсь не просто отразить реальность, а создать на сцене особый мир.

Напоследок гости из Германии поделились своими впечатлениями от Твери. Восхищение от набережной Волги, комплименты нашей тверской выпечке. Самыми запоминающимися для актеров из Оснабрюкского театра, пожалуй, останутся зрители и просто тверитяне. Русское радушие и гостеприимство с успехом преодолели языковой барьер, и даже обращаясь к прохожим на улице, гости встречали если не полное языковое понимание, то, во всяком случае, горячее желание помочь. На то ведь и побратимы!

Жанна ПАНТЕЛЕЕВА

Автор: Жанна ПАНТЕЛЕЕВА
54

Возврат к списку

Владимир Путин пойдет на выборы-2018
Заявление Владимира Путина о намерении вновь баллотироваться на пост главы государства оправдало ожидания подавляющего большинства россиян. Делались предположения, где и когда это важное событие произойдет. Как и в прошлый раз, глава государства не спешил. 
08.12.201720:31
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость