06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 28.05.2014

Не бойтесь жизнь переменить

Фотограф: Иван Смирнов

Поменять профессию можно в любом возрасте, считают эксперты и работодатели

Поменять профессию можно в любом возрасте, считают эксперты и работодатели

Дискуссионная площадка, на которой обсуждались современные подходы и технологии в профессиональной ориентации граждан, привлекла внимание не только специалистов в этой области.

По большому счету, в категорию заинтересованных в нем лиц входит все трудоспособное население – от старшеклассников до пенсионеров. Именно поэтому организаторы круглого стола – Тверской областной институт усовершенствования учителей, на базе которого он проходил, министерство образования, ТвГУ и Центр развития творчества детей и молодежи – постарались привлечь к обсуждению проб­лемы современных подходов к профессиональной ориентации представителей различных образовательных учреждений и их «смежников»: преподавателей и студентов вузов и колледжей, руководителей центров и экспертов.

Модератор круглого стола доктор физико-математических наук, профессор, ректор ТвГУ Андрей Белоцерковский так определил главные темы дискуссионной площадки:

 – Наша общая задача – привлечь людей, особенно молодых, к тем профессиям и специальностям которые, с одной стороны, востребованы сегодня на рынке труда и во многом определяют дальнейшее экономическое развитие нашей страны, а с другой – максимально отвечают их природным склонностям и возможностям. Основные подходы к ее решению, многие из которых актуальны и сейчас, были заложены еще в советское время. Но ХХI век предложил массу новых технологий в этой сфере деятельности, которые надо знать и уметь применять. Именно на них я предлагаю обратить особое внимание участников сегодняшнего обсуждения.

После чего он представил основного докладчика по заявленной теме – доктора педагогических наук, директора Центра изучения проблем профессионального образования, признанного мировым сообществом эксперта в этой области Ольгу Олейникову. Она много лет занимается исследованиями в области повышения качества и эффективности российского профессионального образования и вопросами его интеграции в европейское образовательное пространство, являясь членом различных международных форумов и экспертных советов. И не случайно именно ее выступление задало тональность всей дискуссии.

 – Проблемы, связанные с решением задач по профориентации граждан, актуальны для большинства стран, живущих по законам рыночной экономики, – сказала она. – Наш центр старается взять из международного опыта все самое интересное и после определенной адаптации внедрять его в России.

По мнению экспертов, основной мировой тренд в этой области можно сформулировать так: «Век живи – век учись», потому что в западных странах, и первыми здесь были США, давно пришли к выводу, что многие люди добиваются успеха не сразу, переменив в своей жизни две-три, а то и более профессий. Поэтому в работе по профориентации граждан должно быть несколько концепций, оптимальных для самых разных возрастных и социальных групп, от школьников до пенсионеров. Трудовые ресурсы – это важнейшая составляющая динамичного развития экономики любой страны, а инвестиции в образование, причем в самых разных его формах, позволяют добиваться успеха даже там, где, казалось бы, нет для этого ни богатых природных ресурсов, ни выгодного геополитического положения. Примером такого рывка может служить Финляндия. Взяв курс на приоритетное развитие человеческого капитала, страна смогла в результате стать лидером в области образования и IT-технологий.

Но на протяжении десятилетий именно Советский Союз, а теперь и РФ сумели создать такую систему государственной поддержки в сфере профессиональной ориентации граждан, которая другим, даже очень развитым странам, по их собственному признанию, просто не по карману. Другой вопрос, насколько она отвечает сегодняшним вызовам. Как максимально эффективно можно достичь того, чтобы человек сначала пошел учиться по той специальности, которая ему нравится, потом по ней бы и работал, получая при этом достойную зарплату от работодателя. А в случае, если его профессия перестала быть востребованной на рынке труда, то смог бы, не комплексуя по этому поводу, получить другую и продолжить свою успешную трудовую деятельность.

Эти и другие вопросы стали темой дальнейшей дискуссии участников круглого стола, которые охотно делились накопленным опытом.

Директор Тверского колледжа сервиса и туризма Елена Кузнецова считает, что по-прежнему самая активная работа должна проводиться со школьниками. Но подходы к ней в зависимости от рода образовательного учреждения должны быть разными. Поэтому создаются центры профориентации для выпускников детских школ и интернатов, для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Кстати сказать, для этой категории обучающихся в колледже созданы все условия и для учебы, и для комфортного проживания. Индивидуальный подход должен лежать в основе всей работы, направленной на успешную самореализацию каждого конкретного человека.

Такого же принципа придерживаются и в Тверском колледже имени А.Н. Коняева, который осуществляет подготовку по 14 специальностям СПО, базового и повышенного уровней, а также более чем по 80 рабочим профессиям. Его директор Денис Цуркан рассказал, что здесь находят педагогические подходы, в том числе и к «трудным» подросткам, привлекая их возможностью восстанавливать в мастерских старые автомобили. И даже к тем, кто отбывает наказание в колониях и хочет встать на трудовой путь, чтобы не повторить ошибок прошлого. Поделился он и опытом взаимовыгодного взаимодействия колледжа с тверскими работодателями, среди которых есть и такая известная японская компания, как Hitachi.

В резолюции, принятой по итогам работы круглого стола, его участники предложили изучать и распространять как международный, так и отечественный опыт работы в сфере профессиональной ориентации граждан, разработав на его основе региональную концепцию психолого-педагогического сопровождения профессионального само­определения обучающихся. Есть идея организовать летний молодежный профориентационный лагерь и активнее привлекать к этой работе предприятия, выступающие в роли социальных партнеров колледжей и вузов.

Эти и другие меры позволят приблизить многих людей к «формуле счастья»: иметь возможность заниматься любимым делом и получать достойную зарплату за свой труд.

Светлана АВДЕЕВА

Автор: Светлана Авдеева
217

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию