18 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 22.05.2009

Русский костюм: взгляд из будущего

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной открылась областная выставка-конкурс «Головной убор и тканый пояс как элементы традиционного народного костюма». Экспозицию, возвращающую зрителя к истокам, любопытно будет посмотреть не только специалистам, занимающимся русским костюмом, но и всем интересующимся историей.

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной открылась областная выставка-конкурс «Головной убор и тканый пояс как элементы традиционного народного костюма». Экспозицию, возвращающую зрителя к истокам, любопытно будет посмотреть не только специалистам, занимающимся русским костюмом, но и всем интересующимся историей.
В выставке принимают участие мастера, работающие с костюмом в студиях, творческих объединениях и мастерских, Домах ремесел, Домах культуры и клубах Тверской области. С помощью вещей, созданных или восстановленных ими по этнографическим образцам, а также экспонатов из фондов музейно-выставочного центра и личных коллекций одному из залов придали вид XIX столетия. Уже в самом начале экспозиции обращает на себя внимание обилие тканых поясов, которые являлись неотъемлемым элементом как мужской, так и женской одежды, то есть представить русского деревенского жителя без пояса просто нельзя. Все дело в том, что эта деталь костюма традиционно наполнялась дополнительными, совсем не утилитарными смыслами. Прежде всего пояс считался сильным оберегом от нечистой силы, поэтому снимали его только во время, скажем, святочных гаданий или на Ивана Купалу, когда народ отправлялся в лес на поиски цветка папоротника. Что интересно, как говорят, некоторые даже находили, хотя папоротник не цветет, а размножается спорами; впрочем, это не так, наверное, и важно. Девочка начинала учиться плести и ткать пояса довольно рано, уже с десяти лет она готовила их к предстоящей свадьбе, когда же подходило время, родственники могли получить в подарок до ста поясов. Человек, выходящий после сватовства из дома невесты, обязательно получал поясом по спине, а кроме того, по этому изделию ручного качества судили о трудолюбии и мастерстве невесты.
Впрочем, освоение техники плетения поясов имело и другое важное значение: в процессе ребенок развивался не только духовно (пояса украшали орнаментом, наполненным особым смыслом), но и физически, совершенствуя мелкую моторику рук. Изготовляли пояса различными способами. На выставке представлены образцы, изготовленные в разных техниках: тканье на дощечках, на бёрдышке, на ниту и других. В одной из витрин можно увидеть и сами эти приспособления для ткачества: бёрдышко, челнок, нож для прибавления утка, образцы ткачества на дощечках (то есть еще не завершенный до конца пояс), а также сами эти дощечки, датированные 1910 годом. Эти экспонаты предоставил на выставку из своей личной коллекции преподаватель Тверского филиала Академии славянской культуры Владимир Ситников. Из информации на этикетке можно узнать и имя мастера – Федот Васильев 1890 года рождения из Татарии.
Другой раздел выставки посвящен женскому костюму. На манекенах – каргопольский женский костюм, женский сценический костюм, состоящий из передника, рубахи, сарафана и кокошника. А также детский костюм. Девочки обходились на сцене без кокошника, в повседневной жизни они носили повязки, которые не закрывали волос и темени, или платки. Женщины сразу после замужества волосы полностью убирали, кокошник для этих целей вполне подходил, поскольку он не только покрывал всю голову, но и закрывал волосы, которые обычно заплетали в две косы. Помимо кокошников русские крестьянки носили сороки – головной убор замужних женщин, состоящий из нескольких частей, которые не сшивались друг с другом и надевались на голову отдельно. Из фондов музейно-выставочного центра на выставке экспонируется сорока, надевавшаяся по праздникам. Происходит она из Сандовского или Весьегонского уезда и датирована серединой XIX века, в ее изготовлении мастерица использовала текстиль, блестки и золотное шитье. К слову сказать, самые шикарные сороки шились как раз в Весьегонском уезде, об этом пишет Л.Э. Калмыкова в своей книге «Народное искусство Тверской земли»: «В их убранстве широко используется золотное шитье, как в густых узорах, целиком застилающих собой всю поверхность, так и в отдельных композициях на очельях, эффектно сверкающих на красной крашенине, кумаче, цветном бархате и на расшитых позатыльниках». Из музейного собрания извлекли и костюм известного хореографа, руководителя танцевальной группы хора имени Пятницкого Татьяны Устиновой. Она выступала в нем в 1940-е годы, а впоследствии подарила Тверскому дому народного творчества. Костюм этот на первый взгляд не отличается особенными изысками, но его принадлежность замечательной артистке ценна сама по себе. В других витринах выставлены эскизы народных костюмов для книги Татьяны Устиновой «Фольклорные танцы Тверской области».
Костюмы, представленные в МВЦ, показывают, что русская деревня никогда не была одета одинаково, существовало множество моделей, форм и т. д. Уже в позднейшее время механизм передачи традиций постепенно начал разрушаться. Свою роль сыграло начало промышленного производства одежды, которую народ стал покупать, постепенно забывая о традиционном костюме. Выставка в МВЦ о нем как раз и напоминает. И не только о нем, головных уборах и поясах – экспозиция дополнена полотенцем рубежа XIX – XX веков с надписью «Ково люблю тово дарю» и более поздним по времени образцом 1930-х годов, а также костюмом горожанки «Парочка» из кофты и юбки – он был воссоздан два года назад по этнографической копии первой половины XIX столетия. Важно и то, что в рамках выставки прошел мастер-класс «Крой головных уборов традиционного женского костюма Тверской области», который провела обладательница специального диплома IV Всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох» в Ярославле, художник-дизайнер Клавдия Смирнова.

Автор: Петр РУЧНИКОВ
110

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость