23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 06.05.2014

По духу учения Христова

Богослов Александр Бухарев призывал соединять православие с современностью

В изданной в конце XIX века «Истории Тверской духовной семинарии», принадлежавшей перу ее преподавателя и выдающегося краеведа Владимира Колосова, есть любопытный фрагмент о приемных экзаменах 1837 года, которые вел ректор архимандрит Афанасий (Соколов): «Как только явились на экзамен ученики, ректор вызвал, по обычаю своему, первых из них. Вышел и тверской. Это был А. Бухарев, маленький, худенький, желтенький мальчик лет 15­-ти. Отец ректор стал экзаменовать. Ответы Бухарева были лучше всех других. «Тебе не Бухарев фамилия, а Орлов, Соколов!» – воскликнул архимандрит. Юноша осмелился сказать, что тверские явились на экзамен не готовившись, они думали, что их экзаменовать не станут. «Ладно, ладно, я посмотрю. Ну­-ка, скажите мне еще». Он задает первым ученикам что­нибудь перевести или сказать локуцию какую. Бухарев опять лучше всех. «Превосходно», — кричит ректор, вошедший в пафос...»

Монах-профессор

Александр Бухарев родился в селе Федоровском Корчевского уезда Тверской губернии (ныне деревня Федоровка Кимрского района) в семье диакона Покровской церкви. Пишут, что он появился на свет в 1824 году, но отец Павел Флоренский, ссылаясь на метрические книги, называет другую дату — 2 августа 1822 года. Будущий богослов учился в Тверском духовном училище и в Тверской духовной семинарии, где обратил на себя внимание необычайной даровитостью. В 1846­м он окончил курс Московской духовной академии и, еще будучи слушателем, принял монашество с именем Феодор. Его оставили бакалавром на кафедре Священного Писания.

Вспоминали, что профессор Феодор читал свои лекции с большим воодушевлением, выделялись они и по содержанию: излагая какую­-нибудь священную книгу, наш земляк старался выяснить сущность воззрений и личные особенности каждого автора. По собственным лекциям он составил сборник «Несколько статей об апостоле Павле» (1861), где показал, как великий христианин содействовал освобождению учения от ветхозаветной обрядности и призывал устраивать жизнь по заветам Иисуса.

Феодор убеждал людей, что христианство пришло спасать грешный мир от всех бедствий. Свою позицию он изложил в сочинении «О православии в отношении к современности», навлекшем на него много неприятностей.

В защиту классика

Еще больше бед принесли ему «Три письма к H.В. Гоголю, писанные в 1848 г.» (1861). Дело в том, что «Избранные места из переписки с друзьями», как известно, поставили автора «Мертвых душ» в тяжелое положение. С одной стороны, его покинули светские писатели и друзья, а с другой — не признали крупнейшие богословы. Гоголь оказался меж двух противоположных лагерей. Феодор решил явиться на помощь гению. Он представил в рукописи свое сочинение московскому митрополиту Филарету, без чьего разрешения напечатать его было невозможно. Тот выразил неудовольствие и посчитал обращение к такому предмету не свойственным деятельности профессора кафедры Священного Писания. Феодор, внешне уступив, все же написал Гоголю и познакомился с ним. Судя по всему, они оказались близки друг другу в понимании нравственных проблем и в мучительном их осмыслении.

Все это отрицательно отразилось на профессорском положении Бухарева, его лекции стали вызывать неудовольствие начальства, и он, уже в сане архиманд­рита, был в 1854 году переведен ценившим его Филаретом в Казанскую духовную академию на кафедру догматического богословия, исполняя также и обязанности инспектора.

Иуда и Феодор

Но вскоре в правительстве был учрежден Комитет духовной цензуры. Феодора назначили его членом и перевели в Петербург. К сожалению, новая должность не принесла радости. Она обязывала Бухарева читать журнал «Домашняя беседа». Редактировал это издание Виктор Аскоченский, одна из самых одиозных фигур того времени — мрачный изувер, доносчик и клеветник, с беспощадным злорадством клеймивший все мирское.

Конечно, Феодор с его идеально­-христианскими воззрениями на жизнь попытался дать отпор этому человеку, о котором Василий Розанов много лет спустя сказал так: «Аскоченский ничего не помнит ни о Христе, ни о Евангелии. По всем идеям его это есть истинный Иуда, продавший все Христово».

Наш земляк начал править статьи «Домашней беседы», но получил выговор от начальства и стал пропускать материалы без поправок или совсем запрещал их. Эти запреты привели Аскоченского в бешенство, и он подал в конференцию Петербургской духовной академии протест­донос на своего цензора. Текст был столь неприличным, что академия послала копию самому Феодору, предоставляя ему право вчинить иск за оскорбление чести. Но из великодушия он не стал этого делать, что Аскоченский принял за слабость.

И снова в миру

Через два года неуемный редактор опубликовал в «Домашней беседе» разнузданные критические статьи о сочинении Феодора «О православии в отношении к современности», называя автора зловредным и безнадежно погибшим еретиком. Как цензор наш земляк не наложил на них запрет, ограничившись ответом в «Сыне Отечества». Аскоченский объявил в своем журнале, что его оппонент печатает собственное толкование на Апокалипсис. Рукопись об одной из книг Нового Завета была по требованию начальства взята из типо­графии и отдана для просмотра. Самого Феодора отправили в Переяславль, в Никитский монастырь. За этим последовало запрещение работы, после чего профессор немедленно подал прошение о снятии сана и летом 1863 года простился с монашеством. По его собственным словам, он не хотел «фальшивить… когда внутри всеми силами протестовал против тех, кого должен был… слушаться». При этом Феодор лишился всех прав, приобретенных по службе и своему академическому образованию.

Вскоре после этого Александр Бухарев женился и жил сначала в родной Твери, а затем в Ростове Великом и Переславле­-Залесском, работая над своими сочинениями. Он получал небольшие денежные вспомоществования от тех друзей, которые не отвернулись от него после снятия сана. Сто рублей прислал ему и митрополит Филарет. Выдающийся богослов, испытавший бесконечный груз нападок, оскорблений и несправедливостей, умер в Переславле­Залесском 14 апреля 1871 года.

Аскоченский, видимо, был психически ненормален, отсюда во многом и происходили его
иезуитские действия. Он скончался в больнице для душевнобольных, успев перед этим сломать немало судеб.

* * *

Существует обширная литература о нашем незаурядном земляке и его творчестве. Среди множества работ наиболее существенными нам кажутся воспоминания академика Михаила Погодина, философа Василия Розанова и гениального мыслителя священника Павла Флоренского. Незавершенный труд отца Павла «Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев)», опубликованный в 1919 году, вошел в антологию «Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей» (1997).

Объясняя интерес к этой личности, философ писал: «…это давно промелькавшееся, но все не раскушенное имя при каждом новом исследовании русской религиозно­-философской мысли всегда оказывалось исходной точкой целых рядов и кругов мыслей, всегда проявляло себя как малоизвестный, но, однако, подлинно творческий первоисточник тех идей, которые мы привыкли считать своеобразными чертами именно русской философской мысли и которые волнуют наше время».

 

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры

 

Автор: Вячеслав Воробьев
264

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость