13 Декабря 2017
$58.84
69.3
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 18.04.2014

Сила и благолепие

Фотограф: PETERHOFMUSEUM.RU

Выставка «Спорт и семья Романовых» приехала в Тверь

«Научение телесному благолепию» – так называется выставка из коллекции Государственного музея- заповедника «Петергоф» – это строки Пушкина, который также писал и о «праздности телесных сил».

Экспозиция, прибывшая в областной центр из столицы последней зимней Олимпиады и разместившаяся в залах картинной галереи, доказывает, что спорт был одним из приоритетных направлений политики русского императорского дома – Романовы и сами увлекались «тело­движенными играми», и своих подданных к ним активно приобщали.

Выставка из фондов «Петергофа», организованная при поддержке Министерства культуры России, до этого демонстрировалась в Сочи и Тамбове, но, по словам генерального директора федерального музея Елены Кальницкой, в Твери она смот­рится эффектнее, потому как экс­понаты свободно расположились в залах бизнес-центра «Донской», где находится сейчас картинная галерея.

– Мы привезли в Тверь мемориальные вещи, каждая из которых непосредственно связана с кем-то из русских императоров, – говорит Елена Кальницкая. – В этом особая ценность таких выставок, которые позволяют увидеть подлинные предметы, тепло которых не может заменить ни одна даже самая прекрасная мультимедийная выставка.

К слову сказать, историческая часть экспозиции дополнена мультимейдиной – на планшетах можно, например, полюбоваться фотографиями императоров и членов их семей, занимающихся спортом, узнать, в каких музеях Петергофа они хранятся. Но это именно дополняет монографический рассказ о спортивных увлечениях русских венценосных особ, главной резиденцией которых был Петергоф. Не случайно поэтому открывается выставка точными копиями двуглавого орла и ваз, какими украшены крыша и навершия купола западного флигеля «корпуса под гербом» Большого Петергофского дворца, выполненными в той же технологии и размере, как у Растрелли.

…и шапки вишневого сукна

Выставка рассказывает, что слово «спорт», происходящее от старо­французского «desport», в переводе означает «игра», «развлечение». Под этим термином понимался особый вид человеческой деятельности: физическая активность, требующая в то же время мобилизации нравственных качеств. Современному спорту с древности предшествовали ритуальные игры, кулачные бои, верховая езда, состязания в метании предметов и стрельбе из лука. Благодаря воле и энергии Петра I в начале XVIII века изменился весь уклад русской жизни, в быту появилось множество нововведений, а специальная физическая подготовка в военной среде способствовала формированию у молодых мужчин выправки и стати.

Сам Петр любил море, он стоял у истоков гребного и парусного дела, увлекался шахматами и бильярдом. Один из самых ценных экспонатов выставки – серебряная модель ботика первого русского императора 1754 года, украшенная монограммой «Н.М.», гравировкой, выполненная с применением золочения. Рядом с ней – живописный портрет Петра работы неизвестного художника, который, изображая «державного плотника», ориентировался на иконографический тип Каравака. Увлекаясь греблей, Петр, естественно, заботился и о соответствующей экипировке – например, гребцы придворной гребной команды носили шапки вишневого сукна с круглой головкой, бархатным околышем и козырьком. На воде она, конечно, была удобнее, чем обыкновенная шляпа, при этом сразу же выделяла своего владельца от других.

Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна были страстными охотницами и меткими стрелками, что было результатом их сис­тематических занятий. История сохранила до наших дней рассказ о том, что Анна Иоанновна постоянно держала на подоконнике одного из окон дворца «Монплезир» заряженное ружье с тем, чтобы стрелять по птицам. После очередного выстрела сумасбродной императрицы в одну из досок Лакового кабинета попала пуля, выпущенная из державного оружия. Теперь эта доска – украшение выставки. Причем, как рассказала Елена Кальницкая, долгое время экспонат этот считался утерянным, но в ходе разысканий он был обнаружен, и теперь его можно увидеть в картинной галерее.

Царский «костотряс»

Екатерина II была поклонницей верховой езды – настоящим украшением экспозиции можно назвать седло и упряжь любимого коня Екатерины Петровны – Бриллианта. Одно перечисление элементов их может вызвать трепет: само седло, чушки, ольстры, подпруга, пахви, паперсь, повод, стремена. Датируется упряжь 1760–1762 годами, она сделана из кожи и шелкового бархата пунцового цвета, отделана бронзовыми позолоченными деталями в форме рокайльных завитков; ольстры декорированы барочным орнаментом. Именно на Бриллианте Екатерина отправилась свергать Петра III… К этой же эпохе относится мундирное платье Екатерины II по форме флота – оно относится к последнему периоду ее царствования, на выставке представлено его повторение второй половины XX века.

Российские императоры способствовали проведению многих позитивных мероприятий в армии, на флоте, в учебных заведениях разного профиля, способствующих развитию отечественного спорта. Под патронатом Романовых развивались разнообразные виды спортивных занятий – как вышедшие из русских народных игр борьба, бег, гребля и многие другие, так и заимствованные из Европы — «рапирная наука» — фехтование, шахматы, теннис и велоспорт. Николай I был прекрас­ным наездником, занимался гимнастикой и фехтованием, привил любовь к этим видам спорта своему наследнику Александру II. Именно для него был приобретен первый велосипед, изготовленный в Париже фирмой «C-ie Parisienne» Мишо и Лилемаж в 1867 году, так называемый «костотряс». Это тихоходный, довольно тяжелый велосипед с тележными колесами, обитыми толстой железной полосой. Его прозвали «костотряс» (boneshaker) по простой причине – во время езды, особенно на булыжных дорогах, ездок страдал от сильной тряски.

Велосипедная коллекция Петергофа довольно обширна – в экспозицию вошли, например, английские велосипед-тандем и трехколесный велосипед, предназначенный для массовых занятий этим видом спорта. По своим техническим качествам, а также особенностям управления он очень подходил для неумелых ездоков и женщин. Конструктор его – Старли – использовал большие колеса, которые хоть и обладали меньшей маневренностью, но зато были устойчивее и безопаснее прочих. Точеная втулка на колесах затем стала использоваться при производстве двухколесных велосипедов, а дифференциал, первоначально изобретенный для удобства поворота, унаследовал автомобиль.

Естественно, занятия велосипедным спортом проходили в особых костюмах – в конце XIX века он пользовался чрезвычайной популярностью, и соответственно каждый из предметов экипировки спортсмена преследовал главную цель – добавить ездоку особого спортивного шика. Что же носили велосипедисты того времени? Краги и гамаши служили защитой голеням и обуви, глаза спортсмена закрывали очки, а если за рулем была дама, то к костюму добавлялась еще и особая сеточка: она защищала длинный подол платья от попадания между спицами и прикреплялась к колесам. Не меньшей популярностью пользовался теннис, мода на который подчеркнута в том числе на десюдепорте «Игра амуров» середины XVIII века – один из изображенных на этом наддверным панно амурчиков в отличие от своего брата не пускает мыльные пузыри, а держит в руках теннисную ракетку.

При Александре II, 22 апреля 1866 года, была заложена знаменитая императорская яхта «Держава» – самая большая и последняя из балтийских деревянных императорских колесных яхт. Чудо технической мысли, современники называли ее «чудом роскоши и комфорта», спустили на воду 31 июля 1884 года. На яхте был устроен лифт, проведены телефон и телеграф, участники прогулок на ней таким образом не испытывали ни малейших неудобств. Члены императорской фамилии и их гости во время трапезы пользовались специально созданным парадным сервизом, в состав которого входил в том числе кофейный сервиз – на выставке представлены кофейник с крышкой и чашка с блюдцем. Была кроме этого и посуда для ежедневного использования. Художник, работавший над ней, украсил предметы сервиза композицией из царской державы, скрещенных Андреевского флага и гюйса. О том, как выглядела сама яхта, можно судить по ее модели, рядом с которой размещены тематически близкие живопис­ные полотна «Морской вид» Алексея Писемского и «Парусное судно» Алексея Боголюбова, а также конный портрет Александра II кисти Николая Сверчкова.

Аполлоново-геркулесовые конструкции

Император Александр III отдавал предпочтение охоте, рыбной ловле и прогулкам на велосипеде. Эти занятия также находят отражение в экспозиции, куда вошли охотничьи предметы – ружье, кинжал с ножнами, которые «рифмуются» с произведениями изобразительного искусства – картинами, изображающими сцены охоты: ксилографиями «Охотник» и «Охота на уток» Петра Соколова. Как показывают и сохранившиеся документальные материалы, и выставка, самым «спортивным» царем был Николай II. Круг его увлечений составляли теннис, плавание на байдарке, велосипедные, автомобильные и пешие прогулки. В мемуарной литературе имеется интересное свидетельство о том, как однажды, будучи на маневрах, Николай I упал с лошади. Полковой врач, вызванный для оказания императору медицинской помощи, полагал, что без подбитого ватой мундира, который был на Николае, роскошная осанка царя исчезнет. Но, когда венценосный больной разделся, лекарь в изумлении увидел его «аполлоново-геркулесовые конструкции»…

Как говорят авторы выставки, для членов императорской семьи спорт являлся эффективным средством управления государством и одновременно излюбленной формой личного отдыха, будь то охота, водные прогулки, шахматы, теннис или катание на коньках. Следуя Романовым, российская аристократия стремилась отдыхать в императорской манере, вести активный образ жизни и заниматься спортом. Так, следуя высочайшему примеру, весь Петербург сел на велосипеды. Монаршее положение обязывало каждого венценосца и его свиту быть предусмотрительными и дальновидными – развитие спорта предопределяло здоровье общества. Члены императорской фамилии, посвящая свой досуг физическим занятиям, осознавали, что спорт в немалой степени предопределяет будущее нации, ее силу и мощь.

…Предметы из коллекции Петергофа показывают в Твери впервые, и эта выставка – первый шаг к дальнейшему продуктивному сотрудничеству между музеем-заповедником и Тверской областной картинной галереей. Импульс действительно дан, и, возможно, после возвращения галереи в реставрируемый сейчас Императорский дворец партнерство перейдет на новый уровень, ведь тверской дворец, как и Петергоф, был резиденцией императорских особ во время их путешествий по «государевой дороге». А пока можно прийти в картинную галерею на улице Дмитрия Донского, познакомиться с интереснейшей страницей русской истории и при желании сыграть партию в шахматы.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
14

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды жителям Тверской области
Спортсмены и учителя, краеведы и журналисты, художники и работники. Сегодня, в День Конституции Российской Федерации, в Правительстве Тверской области чествовали тех, благодаря кому Верхневолжье развивается по всем направлениям. Федеральные и региональные награды получили 33 наших земляка.
12.12.201720:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость