23 Июня 2017
$60.15
67.15
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура29.04.2009

Проявление характеров

В малом зале городского музейно-выставочного центра на днях открылась выставка работ двенадцати авторов, состоящих в рядах Тверского отделения Союза фотохудожников России. Выставку назвали «Проявление», имея в виду определение этого профессионального термина как «часть фотографического процесса для получения видимого изображения из скрытого».

В малом зале городского музейно-выставочного центра на днях открылась выставка работ двенадцати авторов, состоящих в рядах Тверского отделения Союза фотохудожников России. Выставку назвали «Проявление», имея в виду определение этого профессионального термина как «часть фотографического процесса для получения видимого изображения из скрытого».
Вернисаж действительно несколько напоминал процесс проявки: как водится, про этикетки к выставленным работам вспомнили в последнюю очередь, и поначалу безымянная экспозиция воспринималась как пестрая, разностилевая и разножанровая панорама современной фотографии. При ближайшем рассмотрении оказалось, что эти этикетки по большому счету и не нужны. Каждый автор отличается хорошо читающимся индивидуальным почерком, так что каждая из выставленных серий, а в этот раз экспозицию составили по преимуществу цельные в смысловом или техническом плане подборки, опознавалась сразу же.
Вот странные, почти инопланетные пейзажи, состоящие вроде бы только из воздуха и холода, естественные природные объекты в которых выглядят скорее продуманными творениями философски настроенного художника, чем натуральными элементами ландшафта. Природа приобретает качество абстрактного символа – куда там завзятым художникам-космистам! Кто у нас любит и умеет находить что в природе, что в архитектуре, что в человеческой толпе признаки упорядоченности и формалистические композиционные решения? Разумеется, Мария Сахно. Эту неутомимую путешественницу не так давно занесло аж в Исландию. Итогом стала серия «Путешествие на край света».
Кому до сих пор не надоело присутствовать на массовых народных гуляньях, кто не устает от большого скопления людей и умеет в этом столпотворении найти самую лучшую точку для съемки? Конечно, Владимир Крылов, который в этот раз изменил своим любимым Троицким гуляньям и Масленице в пользу соревнований по новомодному аквабайку.
Кто в течение уже многих лет снимает популярных актеров, открывая новые черты в знакомых до боли растиражированных лицах, причем делает это в классической черно-белой гамме? Само собой, Владимир Комаров. Традиционные для себя работы представили мастера социальной фотографии Анатолий Смирнов и ставший открытием прошлого года конаковский фотограф Александр Калион, отважный фоторепортер Ирина Попова (впрочем, это не единственная часть ее дарования, она и лирику, и формалистику умеет не хуже), предпочитающий жанровую фотографию Владимир Коробов. В серии «Мир матушки Елисаветы» ему удалось вполне убедительно решить сложную для воплощения фотографическими средствами христианскую тему. К этой теме, но в характерном для себя стиле, обратился и философ от фотографии Борис Михайлов: итогом поездки в Соловецкий монастырь стала настоящая эпическая поэма «Величие и боль».
Героем вернисажа стал «фоторепортер всея Твери» Владимир Моисеев, который как раз тогда праздновал день рождения. В экспозиции он представлен весьма пестрой подборкой, в которой присутствуют и достаточно обычные фотографии, посредством фотошопа превращенные в полноценные графические листы, и просто висящие на веревке разноцветные детские колготки, в которых автор увидел особый ритм и залихватский колорит. Впрочем, Моисеев не был бы Моисеевым, если бы не продемонстрировал лишний раз свое умение ловить знаковых политических персонажей в более чем неожиданных положениях и настроениях.
Надо сказать, многие фотографы на этой выставке дополняли репрезентативные серии снимками из разряда «…а я еще и на швейной машинке умею». К примеру, Владимир Крылов помимо репортажа и достойных хорошего путеводителя средиземноморских «туристических» пейзажей оказался не чужд не только строгого формализма сухой и очень ритмичной композиции из составленных в ряды продуктовых колясок он увидел весьма емкий образ «Кризис. Супермаркет»), но и лихой фиксации произведений боди-арта. А недавно вступившая в союз Аня Довгаль вообще выставила серию, которую можно счесть полной энциклопедией современной фотографии, круто замешанной на цифровых технологиях.
О гламуре стоит сказать отдельно. Фактически это околокультурное явление превратилось в отдельный фотографический жанр, которым по вполне понятным причинам занимаются сугубые профессионалы: стиль «Шика-блеска дай!» требует и отменного технического оснащения, и виртуозного владения светом, композицией и прочими специфическими хитростями. Рекламная фотография, свадьбы и прочие торжества, парадные портреты, модельные фотосессии… Как раз свадебную серию «Проявление любви» выставил Вадим Дорохин; вот здесь этикетка как раз не помешала, поскольку этот автор всегда был известен совсем в другом качестве. В дальнем углу затерялись и две аналогичные работы Романа Какоткина – эффектный натюрморт и… ну, наверное, эротическая композиция. Кстати, с работами Романа и его коллег в этом жанре можно познакомиться в музее Салтыкова-Щедрина – там сейчас работает выставка, посвященная по преимуществу свадебной тематике. Здесь же на почетном месте висит как раз не гламур, а изысканнейшие монохромные серии «Ночь» и «Сахарово»: с возвращением, старый импрессионист!
Возможно, ехидные комментарии по поводу гламурной фотографии выглядят старорежимным брюзжанием – примерно так еще несколько лет назад принято было ворчать по поводу компьютерной обработки изображения. Тут, впрочем, есть существенная разница: фотогламур, как и его предшественница салонная живопись, по определению не создают ничего нового и при всем «шике-блеске» отличаются какой-то неистребимой скукой. Предметы расставлены и подсвечены как надо, модель приняла нужную позу, фотограф проявил чудеса виртуозности… Впрочем, прекращаю ворчать. Это особый стиль и характер, и судить его надо по его собственным законам. Может быть, по прошествии времени отношение к этому явлению и изменится, причем неизвестно в какую сторону: говорят, гламур окончательно вышел из моды…

Автор: Наталья ЗИМИНА
17

Возврат к списку

У Обелиска Победы в Твери прошла акция «Памяти павших будьте достойны»
22 июня. Еще ночь, рассвет лишь угадывается. В 1941 году – это время, когда выпускники школ пока не дошли до своих домов, не в силах расстаться с бывшими одноклассниками, без конца вспоминая школьные годы, в которых поставлена точка, и немного волнуясь: что ждет впереди?
22.06.201715:39
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость