29 Марта 2017
$56.94
61.81
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История08.04.2014

Под чужим именем

Фотограф: SOBORY.RU

Труды Зориана Доленги-Ходаковского положили начало научной археологии и этнографии в России

Судьба этого человека, прожившего всего 41 год, была полна событий и удивительных перипетий. Его звали Адам Чарноцкий, и он родился 15 апреля 1784 года недалеко от Минска в семье польского шляхтича, потерявшего свое состояние в последние годы независимости Польши.

Вечный солдат

Мальчика отвезли к богатым родственникам, где он окончил Слуцкое уездное училище. В старинном городе Новогрудке Гродненской губернии Адам в течение двух лет изучал практическое право у опытного адвоката. В 1807 году молодой юрист начал вести дела бывшего новогрудского воеводы графа Неселовского. Отвечая на письмо звавшего его в наполеоновскую армию племянника графа, Адам написал, что приедет «под стяги белых орлов, под приказания самого ума [Наполеона]». Письмо было перехвачено на поч-те, и юношу арестовали. Он был отправлен в Петербург, где подвергся допросам и почти год пробыл в заключении. Чарноцкого лишили дворянства и отдали пожизненно в солдаты.

Между тем отношения с наполеоновской Францией еще больше обострились, и русское правительство начало сосредотачивать войска на западной границе. Полк, в котором служил пожизненный солдат, переместили из Сибири в белорусский город Бобруйск. Таким образом, Чарноцкий вновь оказался в родных местах, не стал испытывать судьбу и дезертировал, создав видимость, что утонул. В 1812 году под именем Зориана Любральского он принимал участие в походе «великой армии» Наполеона в Россию и дошел с нею до Смоленска, будучи писарем батальонной канцелярии в корпусе маршала Даву.

Бесславное окончание кампании побудило его остаться на жительство в Галиции, где он принял имя Зориана Доленги-Ходаковского. Этот бытовой и литературный псевдоним Адам Чарноцкий носил до конца жизни. Будучи дезертиром из русской армии, он не имел возможности воспользоваться амнистией, дарованной императором Александром I всем полякам, принявшим сторону Наполеона.

Наука и верная Констанция

В Галиции Ходаковский изучал народные песни и предания, а также начал исследование урочищ, могил, древних кладбищ, городищ и их названий. Это привело его к составлению программы комплексного изучения славянства. В 1818 году он напечатал на польском языке свою первую статью — «О славянщине пред христианством», а еще через год, уже на русском – «Разыскания касательно русской истории». Исследователь обосновал необходимость тщательного изучения городищ, являвшихся, по его мнению, остатками святилищ, где совершались языческие обряды. Эти труды фактически положили начало научной археологии и этнографии в России.

Для осуществления своих планов Ходаковский обратился к куратору Виленского университета князю Адаму Чарторижскому. 14 декабря 1818 года он получил от университета первый Открытый лист на право проведения археологических раскопок, утвержденный императором Александром I. В далеком 1972-м я участвовал в студенческой археологической конференции в Вильнюсе и держал в руках этот Открытый лист с подписью «Александръ», находившийся тогда в экспозиции музея Вильнюсского государственного университета.

Зориан Ходаковский исследовал городища в Полоцке, Витебске, Турове, Бобруйском уезде, окрестности Бреста, Гомеля, Могилева, записывал фольклор, местные диалекты, обряды. Стремясь расширить круг научных изысканий, он отправился в Петербург, где сумел заинтересовать своими планами известного мецената графа Николая Румянцева, и министра народного просвещения князя Александра Голицына. На пути в столицу Ходаковский познакомился с дамой по имени Констанция Флеминг и обвенчался с ней в Пскове. В течение трех лет, до своей неожиданной кончины, Констанция была верной спутницей своего мужа в его нелегких экспедициях.

Исследователь составил проект археологического путешествия по России и передал его на рассмотрение историка Николая Карамзина и Главного правления училищ. Проект был одобрен и 4 июля 1820 года утвержден императором Александром I.

Как истинный ученый Ходаковский в это время окончательно ставит интересы науки выше своего национального польского чувства, за что впоследствии получил немало упреков от соотечественников. Их, в частности, раздражало его мнение о том, что восточные славяне ввиду отсутствия католической нетерпимости к народным элементам сохранили больше архаических преданий, чем западные.

Последний приют

Первая русская археологическая экспедиция началась в августе 1820 года. Ходаковский вместе с женой посетил местности по берегам Невы и Ладожского озера, раскапывал курганы близ Новгорода и Твери. В начале следующего года он прибыл в Москву, где занялся изучением подробных карт России по данным межевой канцелярии. В результате исследователь составил общую карту древних славянских городов и географический словарь, включивший около 7000 названий и оставшийся в рукописи.

В 1822 году Ходаковский прислал в Петербург обширный отчет о результатах своего путешествия, рассмотренный историком Константином Калайдовичем. К несчастью, тот не поддержал выводы автора относительно теории городищ, посчитав их произвольными. Из-за его неблагоприятного отзыва ученый лишился правительственной поддержки, в том числе финансовой. В это же время неожиданно скончалась его жена.

Устояв в обрушившихся на него несчастьях, Ходаковский принял предложение стать управляющим имением Петровское под Тверью, принадлежавшим его земляку поляку Мацкевичу. Здесь он женился на служанке Анне Василевской, вновь обретя семью. Благосклонность хозяина и некоторые финансовые возможности позволили ему возобновить археологические и этнографические полевые работы. Но они продолжались всего три сезона.

Тяжелые испытания, выпавшие на долю этого человека с юности, подорвали его силы, и 29 ноября 1825 года Зориан Доленга-Ходаковский скоропостижно скончался и был похоронен в селе Петровском.

Наши предварительные поиски склоняют нас к тому, что речь идет о селе Петровском, находящемся в 25 километрах к югу от Твери, у Волоколамского шоссе. В середине XIX века оно принадлежало баронам Бухгольцам, затем семейству Вейдеманов. Необходимо выяснить, кто владел им в начале 1820-х годов.

В Петровском находилась каменная приходская Петропавловская церковь постройки 1760 года, руины которой сохранились до наших дней (в советское время здание использовалось по хозяйственному назначению). Близ храма располагалось кладбище, но Ходаковский был католического вероисповедания, и на вопрос относительно места его захоронения сейчас ответить сложно. В любом случае, если удастся выяснить, что это то самое Петровское, необходимо будет увековечить здесь память первого российского археолога и этнографа.

Программа для поколений

Его наследие, помимо небольшого числа опубликованных при жизни статей и заметок, представлено множеством оставшихся в рукописном виде трудов. Они находятся в фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Обрабатывая этот фонд после кончины Ходаковского, академик Михаил Погодин напечатал в «Русском историческом сборнике» его важнейшую работу «Пути сообщения в древней России», положившую начало отечественной исторической географии. На основании черновых набросков исследователя он составил обширную статью «Историческая система Ходаковского», а также опубликовал «Отрывок из путешествия Ходаковского – Ладога, Новгород» и «Донесение о первых успехах в России Зориана Долуги-Ходаковского из Москвы 13 липца (июля) 1822 г.».

Академик Александр Пыпин в своей четырехтомной «Истории русской этнографии» уделил критическому обозрению материалов для биографии Ходаковского и оценке его трудов целых 50 страниц.

Выдающимся вкладом ученого в науку следует признать его теорию городищ, обоснование принципов сбора фольклора и диалектной лексики, четкое определение территории распространения украинского и белорусского языков. Он впервые в мировой славистике показал роль топонимики для исторических исследований и составил первый реестр общеславянских топонимов.

Поразительно по объему его собрание белорусских и русских песен, записей заговоров, загадок. Это первая попытка систематизации славянского фольклора с его жанровыми разновидностями. Ходаковским также составлены словари, подготовлены рукописные материалы по славянской этнографии, диалектологии, топонимике и археологии. Его научная и собирательская деятельность стала программой для нескольких поколений российских ученых, научных и литературных объединений. Даже в современных трудах по этногенезу и прародине славян мнение Зориана Ходаковского учитывается как актуальное.

Вячеслав Воробьев,

профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав Воробьев
329

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию