30 Марта 2017
$57.02
61.53
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 07.04.2014

С готовой партитуры дней

Фотограф: Архив "ТЖ"

Недавно исполнилось 120 лет со дня рождения композитора и дирижера Абрама Пейсина – одного из целой плеяды знаменитых уроженцев края

К слову, в семье ремесленника-часовщика Якова Пейсина не только старший, но и младший сын Илья оставил заметный след на поприще культуры. Взяв впоследствии псевдоним Бражнин, он стал писателем, литературоведом, переводчиком, журналистом.

Детство Абрам провел в Старице, но затем их семья пере­ехала в Архангельск, надеясь поправить свое материальное положение. В 1913 году юноша окончил там музыкальное училище Императорского Русского музыкального общества, а затем продолжил образование в столичной консерватории по классу фортепиано.

Революция многое изменила в его жизни. Пять лет Абрам служил в Красной Армии, а затем до 1931 года заведовал в Ленинграде музыкальной частью театров Пролеткульта и им. Ленсовета, преподавал в музыкальных школах города. К этому времени относятся первые его крупные сочинения: музыкальная драма «Бомбей», оперетты «Понимать надо», «В трех соснах» и «Перепутанные портфели».

Взыскательность к себе и своему творчеству вновь привела нашего земляка на ученическую скамью: в 1933 году он поступил в класс композиции Ленинградской консерватории, который вел заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения профессор Максимилиан Штейнберг – ученик и зять Николая Римского-Корсакова.

Годы после окончания учебы были расцветом творческой деятельности Абрама Пейсина. В сталинский период невероятно возросла общественная роль оперного жанра. Коллективные посещения оперы краснофлотцами или заводчанами, сдача спектакля рабочей и армейской аудитории превращались в практику. В центр музыкально-театрального процесса вполне закономерно выдвинулась историческая опера, получившая «героическую» интерпретацию. Сюжеты таких произведений базировались на эпизодах народных восстаний и бунтов, ориентиром для которых стала «народная музыкальная драма» Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Музыковеды считают, кстати, что и сам «Борис Годунов» был написан великим торопчанином не без влияния всесильной французской «большой оперы». Фокусом сюжета оказывалась любовная интрига, всеми своими перипетиями увязанная с социальными катаклизмами. Тем самым удовлетворялись и расчеты на прохождение либретто через соответствующие инстанции, и надежды театра на зрительский успех.

Схема до поры до времени срабатывала почти безотказно, но в глазах реформаторов эта тенденция, конечно, воспринималась как консервативная, поскольку музыкальный театр не выполнял возлагаемой на него воспитательной функции, идя на поводу у вкусов так называемой «старой публики». Прежний жанр не мог представлять новую, советскую, тему. Известный театровед Павел Марков писал: «Появлявшиеся в тот период немногочисленные советские оперы… понимали сценическое действие чрезвычайно внешне — как набор эффектных сценических положений». Видимо, по этой причине опера Пейсина «Шалонь», в основе сюжета которой лежат исторические события во Франции, не дошла до сцены и прозвучала лишь по ленинградскому радио.

Зато заметным успехом пользовались его балет «Сорочинская ярмарка» по классической повести Гоголя и поставленная в Свердловске оперетта «Моряки».

В 1941 году Абрам Яковлевич был назначен на должность ответственного секретаря правления Ленинградского отделения Союза композиторов СССР. Началась Великая Отечественная война, и наш земляк пережил вместе с ленинградцами первую страшную блокадную зиму. Он работал, как мог, помогая товарищам-композиторам, в том числе Дмитрию Шостаковичу. В 1942-м его, едва живого, эвакуировали в Куйбышев. Вплоть до возвращения в Ленинград после снятия блокады Пейсин возглавлял Куйбышевское областное отделение Союза композиторов СССР.

В последнее десятилетие своей жизни Абрам Яковлевич написал немало крупных произведений: комическую оперу «Дочь трех отцов», балеты «Выстрел с «Авроры» и «Весна колхозная", оперетты «Затмение сердца» и «Фабрика чудес».

В его композиторском наследии — увертюры для симфонического оpкестра «Новгород» и «Болотников», сюиты, фортепианный квинтет, струнный квартет, соната для фортепиано, романсы и песни, обработка народных песен. Пейсин написал музыку более чем к 150 спектаклям и ряду кинофильмов. Абрам Яковлевич был также театральным дирижером, а после окончания войны возобновил преподавание в музыкальных школах Ленинграда.

Наш земляк скончался 24 января 1954 года, работая над оперой «Василий Теркин» по поэме Александра Твардовского.

Михаил СЛАВИН

Автор: Михаил Славин
27

Возврат к списку

В армию на три дня | В Твери прошли учебные сборы юнармейцев
В Твери на территории военной части 31056 прошли учебные сборы. Кажется, обычное дело – строевая, физическая, огневая подготовка, ориентирование на местности. И все же они были особенными.
29.03.201720:59
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию