07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура28.03.2014

Прикасаясь к традиции

Фотограф: ЕTORETRO.RU

В регионе прошла конференция «Фольклорное поле»

Государственный республиканский центр русского фольклора (ГРЦРФ, Москва) совместно с Тверским областным Домом народного творчества и научно-исследовательским центром тверского краеведения и этнографии Тверского государственного университета провел областную научно-практическую конференцию «Фольклорное поле-2013». Заседания ее состоялись в Ржеве и Твери.

– Конференция прошла в рамках подготовки совместного проекта ГРЦРФ и учреждений культуры и образования региона «Традиционная культура тверского края», – рассказывает член оргкомитета форума, ученый секретарь ГРЦРФ, кандидат филологических наук Варвара Добровольская. – В рамках этого проекта сотрудники центра уже проводили пилотные экспедиции в некоторые районы Верхневолжья. Так были выявлены знаковые для региона явления традиционной культуры. В этом году перед началом конференции участники проекта провели предварительную работу в Оленинском районе – в поселке Оленино и селе Молодой Туд. Здесь были собраны материалы по фольклору и «наивной» литературе, зафиксированы образцы народных ремесел, а также проведена работа по оцифровке аудиозаписей, хранящихся в местных музейных собраниях.

Отдельные фольклорные и этнографические материалы, характеризующие традиции тверского региона, были выявлены и в коллекции филиала Тверского государственного объединенного музея – Ржевского краеведческого музея. По словам директора научно-исследовательского центра тверского краеведения и этнографии, особый интерес представляют материалы, связанные с песенной традицией старообрядцев Ржева, где в настоящее время наряду с церковными песнопениями активно бытуют духовные стихи. Протоиерей Евгений Чунин, настоятель Покровского старообрядческого храма в Ржеве, рассказал во время заседаний о современном состоянии традиции церковного песнопения, а уже в рамках конференции была исполнена небольшая программа «Песнопения Великого поста» церковного хора Покровского старообрядческого храма (регент протодиакон Иоанн Чунин).

Основные направления в изучении традиционной культуры западных районов области обозначил в своем докладе Михаил Строганов, который описал материалы из Жарковского, Пеновского, Зубцовского, Нелидовского, Западнодвинского, Торопецкого, Андреапольского, Оленинского, Бельского и Ржевского районов, которые хранятся в фольклорном архиве Тверского университета и вызывают особый интерес как область пограничья с южнорусскими и западнорусскими регионами, что отразилось в фольклорной традиции. Другие сообщения были посвящены самым разным проблемам изучения народного творчества региона. Варвара Добровольская обратилась к тверским вариантам сказки «Жена ужа» и, рассмотрев их в контексте общерусской сказочной традиции, отметила, что тверской текст является отдельной, самостоятельной версией данного сюжета, отличного как от общерусского, так и от широко распространенного варианта балтийской традиции. Московский исследователь Андрей Кулешов анализировал в своем сообщении приемы деревообработки, присущие мастерам, работавшим в рамках традиции Спировского района, – он проследил эволюцию художественных элементов, отметил необычные цветовые и графические решения, указал на изменения технологии изготовления наличников.

Иной характер носило сообщение директора муниципального краеведческого Оленинского музея Марины Весенковой «Гончарное ремесло в Оленинском районе». На большом материале автор рассказала о различных региональных типах гончарного промысла в районе, о местных мастерах. Материал был прослежен до конца 1950-х годов, когда кустарная промышленность заглохла, не выдержав конкуренции с фаянсовой и металлической посудой больших механизированных производств. Аналогичная судьба была и у местного завода по изготовлению кирпича.

Тверское заседание на следующий день открылось еще одним докладом Варвары Добровольской «Сюжеты о женихе-мертвеце: к вопросу о жанровой принадлежности тверских текстов».

– Целый ряд особенностей указывает на его пограничное положение между сказкой и быличкой, – говорит ученый. – Для тверского варианта сюжета характерно сильное влияние традиционных запретов и верований, связанных с представлениями о том свете, посмертной жизни и прескрипциях, связанных с поведением людей, похоронивших близких.

Выступление Илоны Махотиной (Тверь) было посвящено теме запретов и предписаний, которая в последнее время стала достаточно актуальной. Ксения Бабковская (Тверь) описала несколько типов кукол, которые делаются из растительного материала и поэтому достаточно эфемерны, так как не могут сохраняться длительное время. Сообщение Светланы Лебедевой «Пляска «чиж» деревни Зобнино Кашинского района» касалось записей этого вида пляски от нескольких исполнителей из разных мест Кашинского района. Валерий Цыков (Торжок) посвятил свой доклад народным легендам о литовском нахождении и «панах» в Кувшиновском, Вышневолоцком и Торжокском районах. Докладчик поставил вопрос о том, почему в ряде местностей преобладают легенды о татарах, а в других – о «литве». Небольшую подборку частушек из одного частного письма 1930-х годов, отправленного молодым красноармейцем своему деревенскому земляку, рассмот­рел в своем выступлении Олег Францев (Торжок). Александра Ипполитова (Моск­ва) обратилась к анализу ряда рукописных травников из различных регионов Поволжья. Сергей Мокшев (Торжок) – к народным преданиям о монголо-татарах и проинтерпретировал собранный материал с исторической точки зрения, пытаясь в каждом факте народной этимологии найти свидетельство о монголо-татарском присутствии. Виктор Кузнецов (Торжок) предпринял попытку реконструкции сказаний о местночтимых святых Торжка, исходя из материалов, сохранившихся в церковной традиции и в местной литературе. На специфике детской игровой традиции остановилась в своем выступлении Маргарита Ильина (Торжок).

Другие сообщения касались актуальных теоретических и практических вопросов фольклористики. Михаил Строганов предложил строить типологию быличек не по персонажам, а по месту разворачивания событий в них. Дело в том, что нежить, изображаемая в быличках, по большей части безвидна, ее функции проясняются только в зависимости от места, в котором она проявляется. Можно сказать, что та или иная разновидность нежити не имеет характера, и только место определяет ее характер. Владимир Ситников (Тверь) на широком фольклорно-этнографическом материале рассмотрел особенности пастушеской обрядности Торжокского района. Светлана Ситникова (Тверь) проанализировала в своем выступлении весеннюю обрядовую выпечку Осташковского района. Конференция завершилась просмотром фильма «Ведновская строчка», подготовленного Надеждой Бариновой (Тверь) и освещающего характер и историю этого народного промысла села Ведное Рамешковского района.

Петр РУЧНИКОВ

Автор: Петр РУЧНИКОВ
58

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию