20 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 28.03.2014

Царица всех наук

Фотограф: Мария Спиридонова

Знают ли современные школьники математику?

И так ли уж необходимо знать все то, что преподают на уроках алгебры? Чтобы получить ответы на эти вопросы, отправимся к Валерию Ларионову, заместителю директора тверской средней школы №14, преподавателю математики и информатики.

Почетный работник общего образования РФ, Валерий Анатольевич самой дорогой наградой считает звание «соросовского» учителя, которое он получил в конце 90-х. Ведь по условиям конкурса имя победителя – преподавателя, оказавшего на учеников наибольшее влияние – называли выпускники, от своего учителя уже никак не зависящие. 18 лет преподает он в этой школе, имеет большой опыт участия в проведении ЕГЭ. Пробные экзамены этого года по математике состоялись и на прошлой неделе.

– Валерий Анатольевич, как вы относитесь к такой форме проверки знаний?

– Ей около десяти лет, она стала традиционной, и, хотя время от времени вносятся коррективы, как эксперимент она уже не воспринимается. Сама идея ЕГЭ, я считаю, очень хороша. Страшно вспомнить, что когда-то выпускникам надо было сдать семь выпускных экзаменов. А потом еще четыре вступительных – это при условии, если идешь в один вуз, а если в разные, то гораздо больше. Сейчас стресс есть, но он несравним с тем, который приходилось переживать нам. Выпускники сдают всего три-пять предметов.

Тем, кто считает, что в тестовой форме трудно проверить знания, можно возразить: на экзаменах по всем предметам есть письменная часть, которая выявляет умение логически и творчески мыслить, аргументированно высказываться. В математике – это задачи достаточно высокого уровня, некоторые из них раньше предлагались только при поступлении в ведущие вузы.

И главный аргумент в пользу ЕГЭ. Благодаря ему дети из сельской местности стали конкурентоспособны, получили возможность поступать в столичные вузы.

– Какие нововведения ждут нас в этом году?

– Продлен срок действия результатов ЕГЭ. Если раньше это было два года, то с 2014-го – четыре. Это удобно для тех, кто забыл программу, например, после армии.

– Не слишком ли широко открываются двери для желающих получить высшее образование? Раньше было намного труднее поступить в вуз. Хорошо ли это?

– Хорошо. Каждый человек вправе выбрать то, что ему нравится. Раньше была более жесткая привязка к своему месту жительства, и преодолеть ее было трудно. Сейчас больше свободы.

– А скандалы, связанные с нарушениями при проведении ЕГЭ, которые время от времени сотрясают общество?

– Недостатки, которые есть в организационной части, преодолимы. Я сам несколько лет участвую в проведении экзаменов. И на тех пунктах, где я работаю, списывание невозможно. По крайней мере, в нашем и соседних регионах это исключение из правил. И вопрос этот не к самой идее ЕГЭ, а к добросовестности людей, которые привлекаются к его проведению. Надо исключить возможность их заинтересованности в том, чтобы кто-то списывал, надо совершенствовать процедуру.

С этого года в каждой аудитории во всех пунктах проведения экзаменов вводится видеонаблюдение с прямой трансляцией.

Наше образование живет в режиме поисков, способов объективной оценки образовательного результата учеников. Это трудно. Трудно учить, а оценивать еще труднее. Но, если мы говорим о конкурсе при поступлении в вуз, надо отбирать лучших. Целые педагогические институты думают над этим, разработки их идей становятся нормой.

Школа вчера и сегодня

– Наших сограждан привлекают мифы о прекрасном прошлом образования. Не раз приходилось слышать мнение, что сейчас оно хуже, чем в советские времена. Насколько это соответствует действительности?

– Да, система была мощная, но я не могу сказать, что все мои одноклассники одинаково хорошо знали, к примеру, математику. Если бы тогда, 30 лет назад, сдавали ЕГЭ, среди нас были бы те, кто не смог сдать. Не потому что их плохо учили, просто математика такой предмет. Высокий уровень математической грамотности в советское время – это миф. А в учебных заведениях царской России считалось, что, если на двойку сдали менее четверти учеников, есть основания назначать проверку, потому что налицо явное очковтирательство. Предполагалось, что четверть населения не способна изучить математику.

– Так ли уж необходимо все то, что ребята узнают на уроках математики?

– Есть люди, которым математика в школьном объеме не нужна, их интересы лежат в другой сфере. Им достаточно знать арифметику до 5 – 6-го класса. Если геометрия – предмет гуманитарный, развивает пространственное мышление, то алгебра… Она трудоемка, и непонятно, куда это приложить. Поэтому у людей, не имеющих математического склада, только раздражение вызывает необходимость заниматься ненужными вещами.

– В наше время труднее учиться?

– Намного труднее стало учить. Не потому что люди стали менее сообразительными, а потому что изменилось время. Общество захлестывают информационные потоки, причем, как правило, нерегулируемые. Дети находятся внутри них. Загрузка памяти огромна, и поэтому школа не может работать в прежнем режиме. Самое трудное для детей – учить наизусть. А если что-то в памяти и остается, то вскоре вымещается новым потоком информации. Это надо учитывать, возвращаться к прошедшему материалу, чтобы знания осели, перешли в навык. С другой стороны, все стало намного доступнее – то, что дети узнавали только от учителя, сейчас вполне могут взять в Интернете.

– Насколько высоки требования к знаниям выпускников?

– Требования к нижнему порогу достаточно низкие. Чтобы сдать ЕГЭ, надо из 21 задания решить всего пять. Более высокие показатели в международных олимпиадах по математике по сравнению с 90-ми и нулевыми годами во многом свидетельствуют о возросшем опыте участия в них. Упор делается на применении знаний по математике, что и в советское время было нашей слабой стороной. Теорию ребята еще знали, а вот расчеты площади и процентов, чтение диаграмм и графиков, то, с чем человек сталкивается в жизни, – хуже. Математической культурой, которая позволяет сориентироваться в информационных потоках, и тогда не очень владели.

– Почему выпускники сдают русский язык, понятно. А почему – математику?

– Думаю, это наследие традиции советской школы. Честно говоря, я бы вообще отменил выпускной экзамен по математике в качестве обязательного, предложил сдавать ее по выбору. Это будет большая группа детей – процентов 70 – 80, но ради других 20 процентов надо отказаться от обязательного экзамена. Много лет работая в школе, все больше убеждаюсь в том, что есть дети, которым математика в таком объеме не нужна. Обязательным, я считаю, надо оставить один русский язык. И включить конкурс аттестатов. Он нужен для того, чтобы дети учили другие предметы, развивали себя в разных сферах

– Можно ли сравнить выпускников прошлых лет с нынешними?

– Нет. Можно говорить только о том, что всегда были ученики, которые выполняли задания и которые не выполняли. Возможно, сейчас процент тех, кто не выполняет, чуть больше. Но это потому, что образование стало очень прагматическим. Ребенок рано начинает понимать, что ему надо. Знания, которые он считает второстепенными, отметает. Эта способность – почувствовать ненужное – и отличает современного ученика. Если раньше можно было уговорить, мол, ты учись, когда-нибудь и пригодится, то сейчас это не работает. Ребенок, как любой человек, живет сегодня. Мотивационная сущность находится в другой сфере. Мы превратились в общество потребления, но не ученики в этом виноваты. Потребительская сторона формируется очень легко и очень рано. Важно, чтобы взрослые понимали: общество потребления – не идеал.

– Может ли в Твери появиться свой Перельман?

– Почему нет? У нас проводится много олимпиад, которые выявляют талантливых детей. Много лет прекрасно работает математическая школа №17, и в других школах с ребятами занимаются, а потом они успешно учатся в хороших вузах. В последнее время в стране очевидна нацеленность на молодых ученых из вузов. Они остаются в науке, преподают. Физика и математика – удел молодых. Это они делают открытия.

– Математику называют царицей всех наук.

– Фраза, которую я не очень люблю. Не царица, а фундамент всех наук, математика помогает перевести на язык науки многие предметы. Она не царствует – служит.

– Как же привить любовь к математике?

– Развивать вкус к знаниям, к познавательной деятельности через интересные задания, которые позволяют перемещаться из одной области в другую. У нас, например, на уроках дети пишут математические сказки. На мой взгляд, это наука гуманитарная, потому что она развивает мышление человека. Когда мои ученики выбирают своим будущим математику, я понимаю, что сделал что-то важное.

Мария Спиридонова

Автор: Мария Спиридонова
59

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость