19 Сентября 2017
$57.62
68.75
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Архив 18.04.2009

Из кризиса можно выйти обновленным

Встреча Владимира Путина с трудовым коллективом Тверского вагоностроительного завода – событие, о котором еще долго будут говорить и сами вагоностроители, и все горожане. И не только потому, что с ОАО «ТВЗ» так или иначе каждую тверскую семью связывает множество незримых нитей – в этом большом,  доверительном порой и не очень лестном для городских властей) разговоре поднимались вопросы, волнующие всех нас. Вагоностроители воспользовались возможностью и, что называется, поставили их ребром, представив премьеру и лидеру ведущей политической партии страны своего рода социальный срез тверского общества с его проблемами и настроениями. Председатель правительства РФ на все вопросы отвечал  откровенно и прямо: с чем-то соглашался и обещал разобраться, а что-то признавал неизбежным и объяснял, почему дорожает электроэнергия или растут земельные налоги.

Встреча Владимира Путина с трудовым коллективом Тверского вагоностроительного завода – событие, о котором еще долго будут говорить и сами вагоностроители, и все горожане. И не только потому, что с ОАО «ТВЗ» так или иначе каждую тверскую семью связывает множество незримых нитей – в этом большом,  доверительном порой и не очень лестном для городских властей) разговоре поднимались вопросы, волнующие всех нас. Вагоностроители воспользовались возможностью и, что называется, поставили их ребром, представив премьеру и лидеру ведущей политической партии страны своего рода социальный срез тверского общества с его проблемами и настроениями. Председатель правительства РФ на все вопросы отвечал  откровенно и прямо: с чем-то соглашался и обещал разобраться, а что-то признавал неизбежным и объяснял, почему дорожает электроэнергия или растут земельные налоги.
Народ собрался в корпусе малых серий – это знаменитое и даже, пожалуй, по-хорошему элитарное производство. Продукция здесь особая, что называется, штучный товар – самые сложные и порой секретные заказы всегда выполнялись именно в КМС. Народ подобрался разный. Были представители всех заводских подразделений и всех категорий:  специалисты экстра-класса с мощным творческим потенциалом, молодежь с новенькими вузовскими дипломами, знаменитая рабочая аристократия – такую сегодня встретишь на очень немногих предприятиях, и ТВЗ в их числе.
В ожидании премьера говорили о недавно обнародованном приказе – сокращению подлежали 629 человек. До того людей провожали тоже, но и группы были поменьше, да и по-разному они уходили – у кого возраст подошел, кто-то работал совсем недавно и еще не успел стать своим, влиться в огромный организм завода. И о приближающемся лете говорили тоже –  уже знали, что на два месяца завод уходит в простой – весь. Последняя  надежда оставалась на Путина – может, поможет?
– Знаю, проблем много,  надеюсь, все на меня не нагрузите? – пошутил он, стремительно входя в цех в сопровождении губернатора Дмитрия Зеленина и генерального директора ОАО «ТВЗ» Александра Василенко и сразу задавая непринужденный тон разговору. Ситуацию на заводе премьер явно уже держал на контроле и отметил, что хотя с момента их встречи с председателем объединенного профкома вагоностроителей Виктором Кольцовым прошло не так много времени, ОАО «РЖД» уже изыскало возможность выделить более 3 млрд. рублей на дополнительный заказ. Руководство холдинга и завода говорили: чтобы чувствовать себя абсолютно уверенно, заводу необходимы заказы на 7 млрд. рублей. Однако 3 млрд. должно быть достаточно, чтобы не останавливать производство,  сохранить рабочие места и продолжать поиск дополнительных возможностей в будущем.
Председатель профкома Виктор Кольцов от имени вагоностроителей поблагодарил премьера за оперативную конкретную помощь и  подтвердил, что дополнительный заказ ОАО «РЖД» в какой-то степени стабилизировал ситуацию и создал перспективу на будущий год. Однако для кардинальных перемен этого недостаточно. На заводе продолжаются сокращения, издан приказ в отношении 629 работников. Ранее, за период с декабря 2008 года, с завода ушли уже более 400 человек,  и в настоящее время готовится еще одно массовое высвобождение почти 650 человек.
– Это очень больно! – не сдерживая эмоций, сказал кто-то из участников встречи, и премьер понимающе кивнул головой.
– Ради  сохранения трудового коллектива мы приостановили действие ряда положений коллективного договора, – говорил Виктор Кольцов. А его коллеги  ( «эти ребята собирали замечательные вагоны, которые вам понравились» – так их представили премьеру) рассказали, что на заводе  отменили стимулирующие выплаты, ввели трехдневную рабочую неделю, и заработки значительно сократились, особенно у сдельщиков. Однако люди пошли на это сознательно.
– Для рабочего человека это очень тяжело! – говорили вагоностроители. –  Мы привыкли работать напряженно, изо дня в день, в полную силу…
А премьер понимающе добавил, что на такой технике работать приятно – она на заводе хорошая, современная.
– Мы знаем, что идет корректировка государственного бюджета и просим  выделить дополнительные средства, чтобы поддержать инвестиционную программу ОАО «РЖД», – попросили вагоностроители. А Виктор Кольцов, добавил без обиняков:
– Они на эти деньги обновят подвижный состав, и нам тоже кусочек отщипнется!
– За нами дело не станет, – говорили заводчане. – Вся программа будет реализована, – и рассказывали, насколько эффективны оказались проведенные на заводе реконструкция и техническое перевооружение. Производительность труда в среднем поднялась в полтора раза и составила 2,6 млн. рублей в год на одного работающего.
Сыпались вопросы: так неужели эти усилия окажутся напрасными? Наисовременнейшая техника будет простаивать, а завод не сможет сохранить свой коллектив? И что будет с их предприятием дальше, если они как-то перетерпят до конца этого года?  Люди в томительном напряжении – что будет с ними в 2010, в 2011 годах?
Затронули и ситуацию на рынке труда в целом: в области уже  более 13 тыс. безработных! (выступавшие к реальному количеству зарегистрированных безработных – 12,3 тыс. – добавили и своих коллег, предупрежденных о массовом высвобождении – Авт.). Куда пойдут работать те, кого уволят с ОАО «ТВЗ»? «Тверской экскаватор» простаивает, на «Центросваре» такая же картина, как и здесь… Если на вагоностроительном начнутся массовые высвобождения, то это серьезно обострит социальную ситуацию.
Заговорили и об опережающем обучении, предусмотренном  антикризисной программой, которую почти полностью финансирует государственный бюджет. Чему еще учить высококлассных мастеров, которые виртуозно владеют ремеслом и сами могут научить молодых? Премьер объяснил, что такое обучение предусмотрено для тех, кому будет полезно повысить квалификацию, однако к вагоностроителям это не относится. На ТВЗ за последние годы прошли реконструкция и техническое перевооружение, люди прошли специальную подготовку, чтобы работать на передовой технике.
– Завод – это тот же инструмент, – взволнованно выступал представитель вагоносборочного цеха. – Представьте, что этот инструмент подготовили, настроили под производство определенного изделия. Обучили людей с ним работать. Деньги на это потратили немалые (Владимир Путин тут же назвал и сумму затраченных средств – 6,3 млрд., и среднюю зарплату по итогам 2008 года, тем самым доказывая, что ситуацию изучил очень основательно). И теперь все это  пропадет?!
Поговорили о качестве тверских вагонов – ничуть не хуже импортных и в полтора раза дешевле!  Вскользь коснулись тех новаций, которые сделали тверской вагон таким конкурентоспособным. И спросили премьера о целевых кредитах странам СНГ, где железнодорожная колея та же и пользуются преимущественно российскими вагонами.
– Это один из вариантов, – согласился премьер. – Сама идея неплохая!
И пообещал рассмотреть возможность выделения целевого кредита для Белоруссии в 0,5 млрд. рублей. Он сообщил, что государственные дороги Азербайджана и Казахстана уже направили заявку на пассажирские вагоны: на 20 –  в 2009 году и на 10 – в 2010 году. 
Это было радостным сюрпризом для участников встречи – лица повеселели,  ушло  напряжение,  которое вначале ощущалось почти физически. И когда премьер заметил, что понимает, мол, 30 вагонов – это немного, прозвучала та самая веселая реплика, которую  на другой день повторял весь завод:
– Ничего, курочка по зернышку клюет!
А потом, как-то сразу успокоившись и поверив, что теперь уж точно все наладится, люди заговорили о уже не о заводских, а о обычных наших житейских проблемах. Сначала о подготовке кадров в профессиональных училищах – раньше они были подшефными, существовали при крупных предприятиях и каждое было как бы «прилеплено» к конкретному производству. Потом эти связи распались.
У ТВЗ  такое училище есть, связи с ним восстановлены, и очень тесные (речь идет об училище имени Кайкова,  базовом для подготовки кадров тверского машиностроения. «ТЖ» о нем и о его связях с заводом не раз рассказывала – Авт.).  По мнению вагоностроителей, ребят следовало учить не на устаревшем оборудовании в учебных мастерских, а непосредственно на производстве – новом, современном, на котором им предстоит потом работать. Однако более тесным отношениям государственного учебного заведения и предприятия мешает  некоторые положения федерального закона об образовании, не позволяющие включить училище в состав частной структуры.
Премьер заметил, что многие предприятия тем не менее находят возможность заключать договоры на подготовку кадров, участвовать в составлении программ обучения, принимать ребят на практику и заранее подбирать для себя будущих работников. 
– А мастера производственного обучения? Каков уровень их подготовки? – настаивал его собеседник, и продолжал доказывать, что высококвалифицированный специалист не пойдет работать в училище на такую зарплату. Премьер согласился, что определенные недоработки в законе есть.
– Я услышал проблему, и мы ее рассмотрим.
Тема подготовки молодых кадров – рабочих, инженеров, конструкторов – в этот день поднималась еще не раз.
– А почему бы не вернуть систему госзаказа? – решил вернуться к заводским проблемам вагоностроитель постарше. – Государство купило бы у нас вагоны и передало бы их ОАО «РЖД». А железнодорожники потом бы за них расплатились, пусть и не сразу…
Премьер объяснил, что у железной дороги недостаточно средств, потому что из-за кризиса падают перевозки. Но кризис переживают и другие отрасли. «Металлурги тоже скажут: купите у нас весь металл в госрезерв. Мы не можем скупить металл и где-то его положить.  Таким образом мы разрушим весь бюджет».
Мы должны находить современные средства поддержки производства, –  Владимир Путин  напомнил, что, к примеру,у ведущих российских банков есть лизинговые компании.
– Завод для нас – это дом родной, – поднялся глава заводской династии Николай Соколов. – Здесь мой отец и дед работали, а теперь рядом со мной работает и мой сын.
  Он вспоминал, с каким энтузиазмом и самоотверженностью заводчане делали тот самый вагон нового поколения, который показали премьеру. 
– Крупнейший вагоностроительный завод Европы не может делать 500 вагонов в год. Нужно хотя бы 900, иначе завод начнет умирать.  К тому же вагонный парк ОАО «РЖД» сильно изношен. Не в Китае же их закупать!
– Могу точно сказать: износ – 68 %, – подтвердил премьер. И успокоил: в Китае ничего закупать не будем. У министерства были такие намерения, поскольку китайские дешевле, но он запретил – надо загружать свои предприятия.
– Наши вагоны лучше, –  охотно согласились наши земляки. – И случай с «Невским экспрессом» доказал их надежность.
– Что лучше, сокращать или  работать по три дня в неделю? – чувствовалось, что премьеру важно услышать мнение собеседников.
– Если надо, будем работать по три дня. Главное – сохранить коллектив! – твердо ответили вагоностроители.
И премьер был явно удовлетворен ответом. Он сказал, что, по мнению многих экспертов, в 2010 году кризис пойдет на спад, и  начнет восстанавливаться производство. Но если к тому времени кадры будут утрачены, это восстановление может затянуться. Поэтому очень важно сохранить трудовые коллективы.
Владимир Путин дал самую высокую оценку действиям акционеров и руководства ОАО «ТВЗ», которые провели такую мощную реконструкцию и переоснащение предприятия.
– Мы сегодня должны найти такие способы поддержки ключевых отраслей, чтобы сохранить трудовые коллективы и поддержать производство. Но в том, что вы сегодня говорили, есть еще одна важная вещь: надо поощрить тех, кто своевременно вложился в производство.
Премьер пообещал подумать, чем можно помочь заводу.
Была затронута и тема реструктуризации долгов – потребительских, которые на личные нужды брали работники завода, и тех, что были взяты на реконструкцию предприятия. Вагоностроители спрашивали, нельзя ли с учетом кризиса на время облегчить налоговое бремя, а также ввести иной порядок платы за пользование ресурсами – вносить не предоплату, а расплачиваться по факту, что было бы, по их мнению,  значительно легче.
Премьер заметил, что прежде всего нужно четко разделять категории кредитов. По потребительским и ипотечным кредитам он даст четкое указание главе Сбербанка, и тот распорядится, чтобы тверское отделение в ближайшее время  занялось их реструктуризацией.
Чуть позднее, как и обещал, он вернулся к теме кредитов, которые  предприятие брало на реконструкцию. У коммерческих банков ставки действительно бывают  очень высоки. И государство может субсидировать гражданский сектор экономики, и предприятия транспортного машиностроения в том числе, исходя из размеров ставки рефинансирования Центробанка. ЗАО «Трансмашхолдинг» относится к числу системообразующих и имеет все шансы попасть в эту государственную программу поддержки.
           – А была ли необходимость закупать за рубежом скоростные составы, когда в России есть предприятие с большим творческим и производственным потенциалом? –  удивлялась молодая сотрудница завода.
– Они закупались по контракту, который заключался ранее, – ответил премьер. – И у  вас хорошие вагоны высокой комфортности, но пока не такие скоростные.
– Но наши конструкторы, инженеры могли бы сделать и такие вагоны, если бы перед ними поставили задачу! – не сдавалась  оппонентка. Премьер согласился: именно этому на будущее мы по договоренности с западными партнерами уже решили перенести производство в Россию.
Спрашивали Владимира Путина о многом. К примеру, почему в такое трудное время резко повысились тарифы на электроэнергию, которая производится в области?
– Но мы пошли на это, чтобы поддержать инвестиции в электроэнергетику, –  он объяснил, что это особая отрасль, и одно рабочее место в атомной электроэнергетике автоматически несет за собой создание еще 10 рабочих мест в других отраслях. Если допустить сокращение инвестиций в атомную электроэнергетику, то и сама генерация, и сетевое хозяйство начнут быстро приходить в упадок. К тому же АЭС создается силами  всего народа, и будет неправильным, если в одном регионе энергия будет значительно дешевле, чем в других. А если большой дисбаланс цен возникнет на другие товары, скажем, на молоко или сталь? Это, в конечном счете может разрушить экономическое пространство страны. С другой стороны,  премьер заметил, что удивлен резким повышением тарифов на водоснабжение и водоотведение – 26 %. И понимает, что вместе эти повышения как раз и вызывают негативную реакцию.
– А планируется ли государственная поддержка таких подразделений социально-культурного назначения, как ДК «Металлист», спорткомплекс «Планета» и другие, которые завод сегодня не может содержать?– беспокоилась молодежь.
И премьер с большим одобрением рассказал о полезной  инициативе областных властей: такой большой объект, как ледовый дворец недалеко от проходной завода,  будет полностью достроен на средства областного бюджета.
Коснулись  и недавних выборов в городскую думу. Сотрудник завода, поднявший эту тему, говорил нелицеприятно, но очень убежденно:, люди еще нескоро забудут скандал с уголовным делом половины старого  состава депутатов. Авторитет думы упал, и местное отделение «Единой России» не смогло его вернуть. Из-за этого в марте партия провела выборы в Твери неудачно, и даже бабуси, которые всегда голосовали «за Путина и Зеленина», на этот раз отдали свои голоса коммунистам. А нынешний состав думы продолжает ссориться и никак не наладит работу.  Много споров Твери  вызывает и вопрос о городском руководстве. А не лучше ли вообще отказаться от выборов мэра и поручить назначение главы города главе региона? Пусть уж мэр отвечает перед ним, а он –  перед главой государства!
На этот нелегкий вопрос Владимир Путин ответил также откровенно и жестко, как он был поставлен. Да, проблема есть, и она связана прежде всего с нашим общим низким уровнем правовой культуры. Вообще же муниципальный орган управления должен быть ближе к людям. А с прямыми назначениями есть проблема, потому что наша страна связаны определенными международными обязательствами. Однако закон предусматривает такую возможность прямого назначения глав областного центра, при этом сам областной центр рассматривается как часть субъекта федерации. Чтобы установить такой порядок, Законодательному собранию  необходимо провести определенные процедуры.  Депутаты должны принять такое решение.
Следом вагоностроители заговорили  о мостах – их городу явно не хватает.  Владимир Путин обнадежил: программа мосто- и дорожного строительства в стране большая. И,  несмотря на кризис,  не будет сокращаться. Позднее этот вопрос также вставал неоднократно, и Дмитрий Зеленин предоставил исчерпывающую информацию о проблемах тверского  мостостроительства – дела затратного и металлоемкого, которое области в нынешнее кризисное время поднять слишком трудно, тем более, что серьезный ремонт Восточного моста остро необходим. 
– Молодые семьи рожают детей, а куда их потом девать? – вагоностроители жаловались на  нехватку детских дошкольных учреждений, которые сплошь да рядом отбирали у детей в 90-е годы, Может, забрать эти здания назад и вновь создать детсады?
Премьер объяснил, что это вряд ли возможно, их уже приспособили для других целей – проще построить новые.  Вообще же это вопрос местных органов власти. И посоветовал искать новые формы дошкольного воспитания  детей – например,  семейные детские сады.
От детских садов перешли к другой не менее острой бытовой проблеме – жилью. Завод уже несколько лет возводит ведомственный дом, да никак не завершит стройку.
Владимир Путин  живо откликнулся – чувствовалось, что эта тема ему близка и интересна. Он выслушал Виктора Кольцова, прокомментировавшего ситуацию с долгостроем и пообещавшего, что дом будет достроен непременно, и сам охотно рассказал о том, как успешно у нас в области реализуется программа переселения из ветхого и аварийного жилья.
А следом вновь встала проблема так называемой  «социалки» – кто должен ее содержать, предприятия или муниципалитеты?
– Мы сами забрали эти объекты у Автоваза, который тратил на них огромные деньги,  – рассказывал премьер. – Направили средства из бюджета, чтобы Автоваз не отвлекался от производства.
И очень убедительно доказывал: лучше развивать производство и хорошо платить людям, чтобы они могли строить себе жилье сами.
Один из специалистов завода заговорил об инженерной профессии и ее социальной значимости. Престиж инженера надо всемерно повышать! Премьер согласился, однако заметил, что заработки инженеров уже начали расти, а молодежь стала охотнее выбирать технические вузы.
– Говорят, что кризис заставит людей собрать все силы, работать лучше, обновить технологии и оборудование на предприятиях, чтобы продукция была конкурентоспособной?   -  спросила девушка – конструктор.
 Премьер подтвердил, что в последнее десятилетие многие разучились считать издержки производства, получая бешеные деньги, которые легко приходили и также легко тратились. Они не внедряли ресурсосберегающих технологий, не задумывались о техническом перевооружении и обучении персонала. Кризис заставит об этом позаботиться, и те, у кого это получится, действительно выйдут из него обновленными.
Всех деталей этой встречи привести просто невозможно. Люди говорили увлеченно, спеша поделиться с премьером как своими убеждениями, так и своими сомнениями. Вектор беседы метался по кругу, смещаясь из стороны в сторону – от непомерной стоимости квадратного метра в Твери
(–Так близость столиц сказывается!
–А почему в Московской области ниже?
–Видно, Тверь – хороший город!)
до высоких ставок земельного налога;
от заборов, перегородивших подходы к рекам и озерам
(–Неправильно, должна оставаться полоска для подхода к воде!
– Она есть, но аккуратно перегорожена забором и возле него стоит охрана.
– Тогда надо проверить законность этого забора и этой охраны, и мы с вами это сделаем)
до продажи пива и алкоголя школьникам, которая запрещена, но ведется, кажется, по всей России.
В заключение премьер сделал  сообщение, которое мгновенно разнеслось по всему заводу: ОАО «ТВЗ» достойно того, чтобы государство его поддержало напрямую! ОАО «РЖД» будут выделены 3 млрд. рублей на закупку тверских вагонов.
– 3 миллиарда на закупку подвижного состава – это реально! Вместе с уже обещанными заказами 30 вагонов для Азербайджана и Казахстана, это позволит заводу стабилизировать ситуацию, – с просветлевшим лицом говорил генеральный директор Александр Василенко, у которого я позже попросила комментарий для «ТЖ». –  А с уменьшением процентной ставки по выплате кредитов, и часть средств, затраченных на инвестиции в производство, будет заводу возвращена.
Заказ для Белоруссии пока на стадии переговоров, однако мы на него также очень надеемся. 
Коллектив удовлетворен, наши ожидания оправдались. Мы прекрасно понимаем, что наше предприятие – не единственное, которому сегодня очень трудно и нужна помощь. Но с другой стороны, это единственное предприятие, которое производит такой социально значимый продукт, как пассажирские вагоны!
Оказанная нам поддержка позволит не останавливать производство летом, как мы планировали до приезда Владимира Владимировича. Теперь мы будем работать, и сможем максимально сохранить коллектив. Объявленное высвобождение будет минимизировано.
А отношение трудового коллектива к состоявшемуся событию лучше всего, пожалуй,  выразил один из рабочих, прощаясь с премьером. Он сказал, что понимает, насколько занят Владимир Путин. А  все же, Владимир Владимирович, если будете как-нибудь проезжать мимо, заезжайте к нам на завод…

Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
32

Возврат к списку

Тверская область интересно и ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня, 19 сентября, в столичном комплексе «Экспоцентр» открылась 23-я международная туристская выставка «Отдых Leisure 2017», которая продлится три дня. Огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России. 
19.09.201720:04
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость