23 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 25.03.2014

Что в облике тебе моем

Фотограф: РROMETEYFC.UCOZ.RU

Краеведы проследили историю пушкинского портрета

Как сообщает сайт «Старицкого вестника», недавно в центральной библиотеке состоялось заседание клуба «Краевед» «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу». На встрече прозвучал удивительный рассказ о судьбе миниатюры с изображением великого поэта в младенчестве. Эта драгоценная реликвия в свое время принадлежала чете старицких помещиков Великопольских, а в XX веке едва не пропала после Великой Отечественной войны.

Как рассказала секретарь клуба «Краевед», заведующая читальным залом библиотеки Зоя Кузнецова, портрет был спасен для потомков благодаря Елене Чижовой – праправнучке Ивана Ермолаевича Великопольского. Военным фельдшером с санитарной сумкой в руках она прошла всю Великую Отечественную – до Праги и Вены. На фронте в ополчении погиб ее сын Ярослав. Муж Игорь был расстрелян как белогвардеец еще в 1918 году. Когда Елена Александровна после войны вернулась в родной Ленинград, то увидела, что в ее квартире разорвался снаряд, но на сохранившемся обломке стены висел, как и прежде, портрет Пушкина-младенца, семейная реликвия, доставшаяся ей от матери, правнучки знаменитого русского терапевта, врача с мировым именем Матвея Яковлевича Мудрова.

Бесценный подарок

История маленького портрета поистине удивительна. 1831 год. Эпидемия холеры. Матвей Мудров, самоотверженно спасая заболевших, заражается сам и умирает. Одна из бывших пациенток гениального врача дарит его осиротевшей дочери главу романа «Евгений Онегин» и детский портрет своего сына, в ту пору уже прославленного поэта. Этой доброй знакомой была Надежда Осиповна Пушкина, мать Александра Сергеевича. Мудров был их семейным доктором.

В 1832 году 16-летняя Софья Мудрова выходит замуж за помещика Ивана Ермолаевича Великопольского. Они поселились в имении Чукавино близ Старицы. Как известно, Великопольский и Пушкин были хорошо знакомы, играли в карты, обменивались язвительными эпиграммами. Считалось, что их взаимное охлаждение и было вызвано колкими четверостишиями. У Александра Сергеевича и там и сям мелькает образ бравого, но недалекого военного, пописывающего стишки. Например, в «Евгении Онегине» среди гостей на балу у Лариных:

И вот из ближнего посада

Созревших барышень кумир, Уездных матушек отрада,

Приехал ротный командир.

Или в том же «Евгении Онегине» об альбоме уездной барышни:

Какой-нибудь пиит армейский

Тут подмахнул стишок злодейский.

Причину столкновения между ними разъяснила исследовательница рисунков великого поэта Любовь Краваль из Саратова. И Пушкин, и Великопольский были влюблены в нимфу «тригорского ручья» Эфрозину. Имелась в виду Евпраксия Вульф, дочь Прасковьи Осиповой-Вульф, близкой приятельницы Александра Сергеевича и его родст­венницы. Пушкин был частым гостем у них в Тригорском и в старицких Малинниках. И там, и там он часто виделся и с Великопольским, и с прелестной Зизи Вульф. Помните, в 5-й главе «Онегина»:

Между жарким и бламанже

Цымлянское несут уже,

За ним строй рюмок узких, длинных,

Подобных талии твоей,

Зизи, кристалл души моей,

Предмет стихов моих невинных,

Любви приманчивый фиал,

Ты, от кого я пьян бывал.

Соперничество молодых людей из-за Евпраксии Николаевны, слава Богу, не привело к дуэли. Время все расставило по своим местам. Евпраксия вышла замуж за барона Вревского, Великопольский же женился на Софье Мудровой. У четы Великопольских родилась дочь Надежда. Она и сделала потом надпись на обороте драгоценной миниатюры, что это подарок от матери поэта Софье Мудровой.

Пушкин – Якут

Вернемся к Елене Чижовой. После войны, оставшись совсем одна, болея за судьбу семейной реликвии, она принесла портрет в Пушкинский Дом в Ленинграде. Однако сотрудники сочли его недостоверным, а воспоминания женщины об истории миниатюры неубедительными. Кстати, ранее мама Елены, Екатерина Николаевна, еще в 1937 году пыталась подарить, а быть может, продать изображение Пушкина-ребенка в Гослитмузей в Москве и получила такой же неутешительный ответ.

В 1949 году вся страна торжественно отмечала юбилей Пушкина, – 150 лет со дня рождения поэта. Когда в Ленинград со спектаклем о гении приехал Московский театр имени Ермоловой, Елена Чижова подарила семейную реликвию актеру, игравшему Пушкина, – Всеволоду Якуту. Он был признан, обласкан государственными наградами и званиями. Но прошел год со дня премьеры, как на голову артиста обрушился ряд уничтожающих статей в центральной прессе. Спектакль на несколько лет закрыли. Лишь после смерти Сталина зрители вновь смогли увидеть Всеволода Якута в роли Пушкина на сцене театра имени Ермоловой. Гения русской поэзии Всеволод Семенович сыграл 840 раз. Это был его звездный час в театре, не просто роль – судьба.

В 1961 году в Москве на Кропоткинской (ныне Пречистенке) был создан новый музей поэта. Всеволод Якут предложил сотрудникам выставить миниатюру с изображением Пушкина в младенчестве. Именно с нее и открылась тогда экспозиция. И сегодня можно прийти и увидеть эту жемчужину пушкинианы. Именно в Московском музее портрет впервые был подвергнут серьезному исследованию искусствоведами, криминалистами, даже детским врачом, который определил возраст изображенного на картине ребенка — три года. В 1966 году в журнале «Наука и жизнь» Наталья Баранская, известная писательница, а тогда еще заместитель директора Пушкинского музея в Москве, опубликовала подробнейшую статью о проделанной работе.

«А был ли мальчик?»

Однако через 20 лет в ленинградском литературном журнале «Нева» вдруг появились статьи некоего инженера Парчевского под хлесткими названиями: «Преданья старины глубокой…» и «А был ли мальчик?» К нему присоединились сотрудники Всесоюзного музея А.С. Пушкина в Ленинграде с публикацией «Свежо предание…» Было заявлено, что на миниатюре изображен вовсе не поэт, а Мудров или вообще девочка Лиза, никому не ведомая. Чтобы восстановить справедливость, Наталья Баранская вновь взялась за изучение портрета, привлекла специалистов, теперь уже из научно-криминалистического цент­ра МВД. В экспертизе также участвовал доцент факультета графики Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова Вадим Житников. Результаты исследования были опубликованы в журнале Союза юристов Москвы «Юридическая панорама» в августе 1992 года под названием «Музейное дело». Они однозначно свидетельствовали о том, что на портрете действительно изображен маленький Пушкин.

Свой вклад в поиски истины ­внесла автор двухтомника «Пушкин в портретах» Екатерина Павлова, предложив обратиться к Линде Галинер, американской художнице очень высокого уровня и президенту Международного центра защиты детей. Она работала в криминалистике, устанавливая личность ребенка, потерянного много лет назад. Для этого по специальной методике по детскому портрету составлялся облик взрослого, каким мог бы стать ребенок, если бы вырос. С присланным в Америку изображением с миниатюры работала ученица Галинер Робин Хилви. Результат она переслала обратно. Полученный с помощью новейших технологий портрет мог бы дополнить дошедшую до нас иконографию Пушкина.

Кроме того, для выявления семейных черт лица поэта были привлечены самые достоверные портреты его матери и двоюродного деда: миниатюра Ксавье де Местра, изображавшая Надежду Осиповну, и портрет ее дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. У обоих в облике очень ярко проявилась их африканская кровь. Заключение давал знаменитый скульптор Михаил Герасимов, известный своими антропологическими реконструкциями. Он по костям черепа восстанавливал облики исторических деятелей России, в том числе и Ивана Грозного. Михаил Михайлович назвал неизменными и характерными только для Пушкина чертами лица «выпуклый рот с толстыми губами, выдвинутую вперед нижнюю часть лица, верхнюю губу, чуть-чуть перекрывающую нижнюю, и форму носа: с прижатым книзу кончиком и открытым вырезом ноздрей – они хорошо различимы на портрете ребенка».

P.S.

Елене Чижовой приятно было бы узнать, что специалисты уверились в правдивости ее матери и прабабки — истина восторжествовала. Но женщина, спасшая драгоценную реликвию, была уже в лучшем мире, куда унесла от пушкинистов и свою личную тайну… После войны она постриглась в инокини с именем Исидора и жила вблизи древней Печорской обители «монахиней в миру». В жизнеописании старца Сампсона (Сиверса) говорится об одной монахине, с опасностью для жизни привозившей в Соловецкий лагерь святые дары для совершения тайных богослужений. Это и была Елена Александровна. Кстати, она крестила ленинградскую художницу и скульптора Инну Зайцеву, когда та участвовала в съемках фильма «Авария» и жила вместе с киногруппой в Печорах. Позже, в 90-х годах, на одном из «Христианских пушкинских чтений» именно Инна Николаевна в память о своей крестной матери и рассказала историю пушкинской миниатюры и жизненного подвига монахини Исидоры.

Зоя АНДРЕЕВА

Автор: Зоя АНДРЕЕВА
198

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость