18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 20.03.2014

Сто лет возрождения

Фотограф: АЛЕКСАНДР СОЛОДКОВ

Тверская иконописная школа сохраняет традиции высокого искусства

Сегодня это пока единственное учебное заведение подобного направления в столице региона, появившееся спустя годы после того, как закрылась известная школа Андрея Запруднова.

Новую школу возглавляет иконописец, член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, настоятель церкви в селе Никольское иерей Дмитрий Мамонов.

Она была создана три года назад по инициативе отца Дмитрия, проект поддержало управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери. Школа размещается в двух комнатах Дома культуры поселка Литвинки. Желающих учиться много, но постоянно занимаются человек пять.

Лена Прокофьева живет в Конаковском районе. И хотя на дорогу уходит много времени, она старается не пропускать занятия, которые стали для нее надеждой, смыслом и образом жизни.

Александру, инженеру в области машиностроения, 37 лет. Из объявления в храме он узнал, что в Твери появилась школа, о которой он мечтал давно. Бывают случаи, говорит Александр, когда люди добиваются успехов и в зрелом возрасте. Вера и прилежание, конечно, помогут сбыться надежде стать иконописцем.

Психолог Лена Снежкова учится писать иконы два года, а стремилась к этому всю жизнь. Она охотно рассказывает о всяких технологических тонкостях. Например, о том, что она, как и все ученики, использует только натуральные краски, которые сама же и готовит. В отличие от химических они не теряют свежести, хорошо сохраняются, и цвета более естественные, гармоничные. На вопрос, когда она сможет назвать себя иконописцем, отвечает неопределенно: как Бог даст.

Искусство светское и церковное

Церковная культура является неотъемлемой частью всей российской культуры. Иконы пользуются большим спросом, они есть почти в каждом доме. И потому так важно научиться понимать это искусство.

Надо обязательно отличать светское искусство от церковного, считает о. Дмит­рий Мамонов. Византийское, к примеру, во многом имело условный характер. Здесь существует особое понятие пространства, неотъемлемой частью которого являлась обратная перспектива. В церковный мир светское искусство привносит дисгармонию, а с богословской точки зрения – это ересь, потому что живые образы не могут быть иконописными. Поэтому византийская культура создала каноны, которыми пользуются иконописцы. Правила, выработанные византийской культурой, вводят понятия эллинской и иудейской незрелости. В первом случае речь идет о чувственности образов, которой в иконописи быть не должно.

– Одно дело, когда картина находится в музее. Никто не написал Пришествие Христово лучше нашего Иванова. Но это – картина на историческую тему, а не икона. Бывает, и в наше время художники берутся расписывать храм, не понимая главного. И выходят такие слащавые, помпезные, чуждые православию образы.

Иудейские незрелости означают излишний символизм. Над царскими вратами часто изображают треугольник с глазом. Такой же можно увидеть и на долларе – там он имеет масонские корни. Этот конфуз не произошел бы, если бы соблюдались правила. Церковь запретила изображать Бога в виде каких бы то ни было символов. Христос в Евангелии сказал: «Блаженны очи, видящие то, что видите вы. Ибо многие пророки и цари желали видеть, что вы видите».

Синод и иконопись

После отмены патриаршества в России церковью стала управлять светская власть. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии церкви. Это привело к тому, что в России практически было уничтожено церковное искусство.

– Сейчас кажется диким, – говорит о. Дмитрий, – но именно при просвещенной императрице Екатерине II был выкинут иконостас Андрея Рублева и заменен барочным. Фрески сбивались, иконы перекрашивались. Догматы иконопочитания остались, но догматы написания икон были практически забыты. А ведь еще при жизни Андрея Рублева за одну его аналойную икону можно было выменять пять деревень, так он ценился!

Византийские канонические правила иконописи за двести лет синодального периода были практически отброшены. В церковь пришли живописные образы, утвердился орнаментальный маньеризм, предшественник барокко – стиль, возникший в светских дворцах Франции и для церкви абсолютно непригодный.

Возрождение

Но полностью уничтожить церковное искусство с его глубокими традициями и устоями было невозможно. Конец XIX – начало XX века, когда многим стало понятно, что иконы являются образцами высокохудожественного искусства, можно считать началом возрождения.

Но настоящий сдвиг произошел в последние 20 – 30 лет. И в нашем городе, как и во всей России, предпринимаются усилия сохранить и передать преемникам это древнерусское духовное наследие.

Мария СПИРИДОНОВА

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
26

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость