24 Марта 2017
$57.52
62.1
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура19.03.2014

А если это любовь

Фотограф: Евгений ПЕТРЕНКО, ТВЕРСКОЙ ТЕАТР ДРАМЫ

«Валентин и Валентина» в областном театре драмы

Больше сорока лет назад драматург Михаил Рощин написал одну из самых известных своих пьес, на долгое время определившую репертуар многих театров нашей страны, поставленную Валерием Фокиным и Георгием Товстоноговым, экранизированную другим Георгием – Натансоном. Теперь «Валентин и Валентина» идет на сцене Тверского театра драмы в постановке Александра Павлишина, который работал над спектаклем под руководством Веры Ефремовой.

Что изменилось с того времени, когда пьесу прочитали первые читатели и увидели первые зрители? Стиль одежды, темпы жизни, мировоззренческие предпочтения. Кажется, это не так уж и мало, но на самом деле не изменилось ничего, потому что люди не перестали переживать, они не перестали любить, изо дня в день решать все те проблемы, которые существовали не только сорок лет назад, но и всегда. Темы, поднятые Михаилом Рощиным, на поверку оказываются актуальными особенно сейчас, когда многие понятия подверглись корректировке, когда взгляды на те или иные сущностные вопросы изменились, когда то, что раньше воспринималось настороженно, теперь никакого смущения не вызывает. Впрочем, едва ли не всегда так происходит: черное становится белым, а аномальное – нормальным. Что такое любовь, возможна ли она в современном мире, стоит ли за нее бороться, когда окружающие, даже самые родные и близкие, ополчаются против этой любви, считая ее чувством несерьезным, более того – вовсе не считают ее чувством, привносящим в жизнь человека гармонию и счастье. В прологе, которого в тверском спектакле нет, Михаил Рощин приводит разговор молодых людей: «Да бросьте, какая еще любовь в наше время! И зачем она?», «А мне дико хочется влюбиться! Не могу!», «Глупая ты, пойми: любовь закрепощает, начинаются всякие мучения, то, се; любовь – кабала, а секс – свобода…», «Правильно, современному человеку некогда!» Поколение 1970-х годов в этом смысле, конечно, мало отличается от молодежи, живущей сегодня: такие разговоры, вне всяких сомнений, можно услышать и сейчас. И сколько невысказанного отчаяния слышится в этих словах, за которыми скрывается желание этой самой любви, облагораживающей, всепоглощающей, возвышающей, делающей человека чище душой, дающей ему силы преодолевать самые трудные препятствия.

Все это есть в постановке Александра Павлишина, все это читается между строк, слышится в репликах персонажей этой пьесы, даже звучит в музыке, которая сопровождает спектакль, не случайно имеющий подзаголовок «Современная история» – как у Рощина. На самом деле его можно было бы при желании переформулировать и сказать по-другому: «Обыкновенная история», поскольку история о двух вчерашних школьниках, нынче студентах, которых – так сложились обстоятельства – зовут Валентин и Валентина, – история повторяющаяся. Варианты ее придумывала сама жизнь, а некоторые из них благодаря писательскому перу стали достоянием мировой литературы. Сюжет «Валентина и Валентины» – практически шекспировский. Юные герои английского драматурга живут в главных персонажах советской пьесы, связаны с ними и типологически, и генетически. Авторы спектакля, как кажется, историко-литературные аллюзии, конечно, имеют в виду, но не делают на них особенного акцента, сосредоточив все свое внимание на исключительно современной проблематике.

Социальное неравенство и связанная с ним материальная проблема: Валентина платит за Валентина в транспорте, взаимоотношения отцов и детей, выгодный брак и невозможность составить личное счастье, жилищный вопрос… Это как будто все из нашей жизни.

Испытания выпадают Валентину и Валентине осенью – с деревьев опадают последние листья (художник Александр Иванов), а в квартирах – отдельной трехкомнатной и коммунальной – их обитатели пьют чай, чтобы согреться. Или, быть может, отогреть свои остывшие сердца?! Хотя нет, не всем это требуется делать. Уж влюбленным Вале (Марат Мельник) и Але (Виктория Козлова) это совершенно не нужно. Может быть, это необходимо матери Валентина проводнице Рите (Ирина Погодина)? Из-за любви она изрядно пострадала, ее и били, и мучили, и слез она пролила немало, но, несмотря на это, не ожесточилось ее сердце, которое хочет любви. И именно поэтому Рита поддерживает влюбленных, принимает их сторону.

Мать Али (Дарья Плавинская) – полная противоположность Рите – она считает, что время амуров для ее дочери еще не пришло, а уж когда оно придет, то выбирать в мужья надо не студента, подрабатывающего грузчиком на железнодорожной станции, а человека перспективного, состоятельного и состоявшегося, как, например, моряк Гусев (Алексей Майский, Тарас Кузьмин), в которого влюблена сестра Валентины Женя (Евгения Голубева). Послушаешь их разговоры, и станет понятно: счастья хочется всем, однако романтическая приподнятость часто сменяется разочарованием. В спектакле начинают звучать трагические нотки, характеры героев очерчиваются в эти моменты, становятся выпуклыми, и за каждым словом прорисовываются сложные, поломанные человеческие судьбы. Не в этом ли причина неприятия чувства своей дочери, которое так отчаянно демонстрирует мать Валентины, искренне не понимающая: а если это любовь?! Заботой о ребенке ее позицию вряд ли можно объяснить. Дети же, окрыленные первым, самым прекрасным сердечным порывом, не хотят сдаваться, идут наперекор желанию родителей, они хотят любить, и никакие запреты им не страшны.

Для Марата Мельника (в очередь с ним Валентина играет Геннадий Бабинов) роль в этом спектакле первая крупная роль подобного масштаба. Даже не занятый в действии, он, по задумке режиссера, все время находится на сцене, сопереживая происходящему, ревнуя и мучаясь, становясь незримым свидетелем всех событий, которые происходят в жизни Валентины. Виктория Козлова, ярко выступившая в главной роли в спектакле Валерия Персикова «История любви», в пьесе Рощина играет тонкую, сострадательную и сильную душу, способную на поступок ради любви, пусть даже этот поступок заставит ее страдать. Но рефлексия делает героиню чище, а значит, лучше. Пройдя сквозь горнило испытаний, они вместе с Валентином принимают единственно верное решение – соединить свои жизни и создать уже не ячейку общества, как было принято говорить в советское время, а настоящую семью. Им еще многое предстоит сделать, но дальнейшая жизнь героев вынесена за пределы сценической истории – спектакль заканчивается встречей влюбленных и долгим поцелуем.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
238

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию