21 Сентября 2017
$58.13
69.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
К юбилею комсомола 18.03.2014

Целина, ты старт судьбы

Фотограф: ЛЮДМИЛА СИДОРОВА, СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ

для всех, кто помнит себя юным

Детство. Послевоенная Молдавия. Жили мы бедно и открыто. Соседи собирались вечерами на кухне, угощали ребятишек, чем могли, вслух кто-нибудь читал «Повесть о настоящем человеке», «Молодую гвардию». У нас были своя землянка и настоящее самое разное оружие.

Второй класс я сразу окончить не смог: когда катался на санках, напоролся на мину, был контужен взрывом и долго не разговаривал. Разоружили нас взрослые в 1948-м, когда мы устроили в лесочке стрельбы из хорошо сохранившегося пулемета. А пистолет ТT, который я всегда носил в кармане, у меня отобрали только в 1955-м. В школе все стремились сдавать нормы ГТО – бегали кроссы, стреляли в тире, соревновались по военно-прикладным видам спорта. Святым для нас делом было участие в субботниках по восстановлению города.

Хлеба до горизонта

В сельскохозяйственном техникуме, куда я поступил учиться на механика по тракторам и автомобилям, были очень хорошая материально-техническая база и сильная художественная самодеятельность. Но самое грандиозное мое впечатление тех лет – отправка в 1957 году на целину. Треть нашей группы были ребята серьезные – отслужившие армию, прошедшие войну, остальные, как я, – двадцатилетки. На станции Маралды, в 60 километрах от Акмолинска, мы месяц собирали пришедший из Болгарии эшелон комбайнов «Димитров-6». Отремонтировали стоявшие на приколе тракторы и с августа на этой технике в совхозе «Ленинградский» приступили к уборке хлебов.

Соревновались экипажами, азартно работали по 15 – 20 часов, пока роса не выпадет. Поля – до горизонта. Трудно было, но очень интересно. Раз в неделю за пять километров ходили на станцию на танцы и в гости к ребятам из ленинградского интернационального студенческого строительного отряда, который возводил элеватор. По осени мне за работу вручили почетную грамоту. Убрал я за сезон урожай почти с 800 гектаров при обычной норме в 250 – 300.

В большую жизнь – от ВИНТа!

В армии в Закавказье, где три года служил мотоциклистом в полковой разведке, времени на общественную работу почти не было. Зато стал чемпионом части по кроссу. В лагере под Цхинвалом занимался альпинизмом. Участвовал в гонках на мотоциклах с колясками. Увлекся баскетболом – наш взвод держал в части первое место.

В Московском автодорожном институте, куда поступил после армии, меня избрали секретарем комсомольской организации потока, членом комитета. Поручение исполнял интересное – учил 7 – 9-классников ПДД и вождению на первой детской автотрассе на Хорошевском шоссе. В День пионерии мы с ребятами на Красной площади или в «Лужниках» показывали на своих машинах чудеса фигурного вож­дения.

После участия в первом Всесоюзном легкоатлетическом кроссе на приз газеты «Правда» попал в сборную команду института и в студенческий спортклуб «Буревестник». Наш МАДИ был тогда первым среди вузов по легкой атлетике, баскетболу и, конечно же, мотоспорту. А еще наши ребята здорово играли в КВН. Тогда он, правда, назывался ВИНТ – «Веселые и находчивые товарищи». Нашему факультету автотранспорта с самого начала учебы предложили организовать свою команду.

На первом же турнире мы проиграли факультету строи­тельства дорог, что я сразу и «воспел» в юмористическом стихотворении. Но на той игре нашей присутствовал будущий главный кавээнщик страны Александр Масляков из института инженеров железнодорожного транспорта. Прибегает он к нам через неделю: помогите провести такую же игру в телевизионном театре на Электрозаводской. А вскоре наш институт выиграл у МАИ. Жаль, эту встречу по телевизору не показывали.

Если за дело взялась молодежь

В Калининском горремстройтресте, куда я распределился после института, как инженер-механик, принял участок механизации – краны, вышки, бульдозеры, компрессоры. Отвечал за эксплуатацию и безопасность. Подход к делу воспитания комсомольцев со стороны секретаря партийной организации треста и моего наставника, заместителя управляющего трестом, сначала несколько удивил. Они считали: мало достойно выполнять свою работу, следует подумать и о том, чем мы можем помочь своему городу. Со временем я тоже привык думать именно так.

Не хватает в городе техники – давайте искать. На Серебряковской пристани, подсказывает нам, комсомольцам, главный инженер производства Шереметкер образовалась целая свалка разбитых экскаваторов и бульдозеров. Два года мы с ребятами в свободное от работы время разбирали на зап­части этот хлам, из которого удалось-таки собрать пяток годных к эксплуатации единиц техники. Два экскаватора потом от нашего предприятия отправились на строи­тельство дорог. Собранный нашими руками многоковшовый погрузчик заменил нужный на строительстве экскаватор. Запретили использовать на стройке малоэтажных зданий башенные краны КБ-16, у которых оказались слабыми стрелы. Что делать? Главный инженер опять подсказывает: стыки укреплять. Мы, комсомольцы, обратились на Ржевский краностроительный завод с просьбой переварить стыки на стрелах всех пяти наших кранов. Директор отвечает: если договоритесь с моими комсомольцами вне плана, то – пожалуйста. С ребятами мы, конечно, договорились. С помощью этих кранов дело сразу пошло в гору. Надстроили дома рядом с мед­институтом, на улице Советской по линии драмтеатра, у городской бани. Прибавили этаж магазину для льготников на бульваре Радищева. Возвели мастерскую «Сапожок», на набережной Тьмаки – фотоателье.

В 1968-м меня избрали сек­ретарем комитета комсомола треста. Город тогда активно строился, со всех объектов просили людей на подмогу, на самые простые работы. Мы с ребятами участвовали во всех субботниках – и на строительстве музея имени Лизы Чайкиной, и на стадионе. Проводили свои и городские конкурсы профессионального мастерства молодых штукатуров, каменщиков. Нашим трудовым девизом тогда были всесоюзные почины: «Пятилетку – досрочно», «Больше продукции высокого качества – от каждого молодого рабочего», «Ни одного отстающего рядом».

Позже строительство шло уже высотное. Не хватало теперь кранов МБТК-80. Как-то главный инженер наш услышал, что в Москве списывают такой кран. А давай, говорит, Валера, с твоими ребятами заберем его? Но для специальной тележки под этот кран нужна пятиметровая балка, которую можно раздобыть только на вагонзаводе. Стали выписывать – отдел снабжения завода обещает выдать необходимое только через две недели. Пошел в комитет комсомола вагонников – и уже назавтра балка лежала на нашем дворе. Потом обратились к руководству речников. У них был нужный станок. Ответ тот же – договаривайся с нашими комсомольцами. Договорились, конечно. Тот московский кран впоследствии на бульваре Радищева дома строил, потом – корпус суворовского училища.

Вспоминая все это, и сам удивляюсь, как многое в моей жизни организовал и направил, сделал значительным и интересным комсомол. В душе знаю, что по своей натуре я человек достаточно пассивный, даже инерционный. Но комсомол будил и мою мысль, подталкивал к активным общественным действиям. Теперь хожу по ставшему мне родным городу и радуюсь – ко многим добрым начинаниям в нем оказался в свои молодые годы лично причастен.

Валерий ГРИБОВ

Автор: Валерий ГРИБОВ
102

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Завтра в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость