16 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 07.03.2014

Норма – уход от норматива

Фотограф: Архив "ТЖ"

Теплосчетчик как средство честных расчетов с поставщиком тепла

В обычное время наши почтовые ящики утяжеляются квитанциями разного рода, а кошельки в результате всех выплат, наоборот, становятся легче. Не ошибусь, если скажу, что значительная доля средств уходит на оплату коммунальных услуг, а зимой особенно выразительно смотрится строка «Отопление». Можно ли держать этот процесс под контролем? На этот вопрос нам ответила председатель одного из ТСЖ Твери Наталья Сухотина, которой удалось найти способ регулирования процесса. На самом деле он известен многим, но реальный пример всегда более убедителен. Итак, приглашаем к разговору.

– До того как пять лет назад я стала председателем ТСЖ нашего дома, – рассказывает Наталья Сухотина, – я исправно платила за тепло по квитанциям, не задумываясь о том, как посчитаны суммы. Через некоторое время коммунальные платежи стали ощутимо сказываться на моем семейном бюджете. Пошла в ТСЖ с просьбой объяснить метод расчета. Мне ответили, что счета за отопление выставляются по нормативу. Житель должен получать на квадратный метр своей квартиры строго определенное количество тепла в месяц. Это количество и есть норматив. Для подсчета месячной платы за отопление норматив умножается на общую площадь квартиры и на тариф (стоимость одной гигакалории для конкретного региона).

– Да, так везде было раньше.

– Но это же несправедливо! Во-первых, если житель должен получать определенное количество тепла на единицу площади квартиры, то это не значит, что он его получит. Теплосеть может не выдавать необходимую мощность, дом соответственно недополучать тепла, а платить жители будут по полной – это называется «недотоп» здания. Во-вторых, если дом в хорошем техническом состоянии, ему может и не потребоваться то количество тепла, которое передает ему теплосеть («перетоп» здания). При «перетопе» можно уменьшить потребляемое тепло «задвижкой» в подвале. Однако при расчете по нормативу плата за отопление все равно останется постоянной.

– И какой же вы нашли выход?

– Поставили общедомовой счетчик. Он показывает количество тепла, которое дом потребил реально. После этого общее количество тепла делится на площадь дома, чтобы определить, сколько из потребленного тепла ушло на нагрев одного квадратного метра. Полученное значение умножается на площадь квартиры и на тариф. В этом случае жители платят не за то тепло, которое должна была бы подать теплосеть, а за то, которое дом потребил фактически.

– Плата за отопление в результате уменьшилась?

– В нашем случае – существенно. В год экономия на дом – примерно 460 тысяч рублей. В пересчете на квартиру за год – около 6 тысяч – сумма значительная. В квитанции за коммунальные услуги плата за тепло вообще существенно превышает другие статьи расходов. Поэтому за отопление я взялась в первую очередь.

– Весьма наглядный пример. Однако многие осторожно относятся к требованию законодательства оборудовать дома счетчиками.

– Важно доступно объяснить людям целесообразность установки приборов учета как с точки зрения чисто экономической выгоды, так и с точки зрения честных взаимоотношений с поставщиком тепла. Самое главное здесь – убедить жильцов в том, что нужно принимать участие в жизни дома. Ведь речь идет о деньгах, достающихся людям большим трудом, и платить эти деньги за услуги, оказанные не в полной мере, – неуважение к себе.

– Трудно было?

– Еще как! Вначале столкнулась с полным непониманием, порой даже с грубостью. Но это понятно, люди не привыкли ответственно относиться к подобным проблемам, они воспринимаются как что-то вполне обыденное, на что и время-то тратить не хочется. Однако вода камень точит. Постепенно вокруг меня образовалась инициативная группа единомышленников, которым я бесконечно благодарна за поддержку. Мы полгода ходили по квартирам, созывали людей на собрание и в конечном итоге победили – нам удалось собрать жильцов дома и принять решение установить общедомовой узел учета тепла. После этого приступили к работе.

– Расскажите подробнее, с чего вы начали? Какая последовательность действий должна быть?

– Прежде всего необходимо определиться с выбором теплосчетчика. Это один из самых важных моментов. Ведь в конечном итоге теплосчетчик – это весы, по показаниям которых жильцы расплачиваются с теплосетью своими кровно заработанными деньгами, поэтому он должен быть надежным и точным. Выбор теплосчетчиков на рынке велик, и сделать неправильный выбор, а потом мучиться довольно просто, особенно если не имеешь технической подготовки. Я встретилась с инженером одной из управляющих компаний Твери, который согласился проконсультировать меня по вопросам приборов учета тепла. Конечно, один из существенных критериев выбора – цена. В этом выигрывают электромагнитные теплосчетчики российского производства. Однако практика показала, что кое-где приходилось по три раза в месяц их ремонтировать и, как следствие, нести большие затраты, возмещать которые приходилось жильцам. Ультразвуковые приборы дороже, однако в эксплуатации более надежные, а самое главное, не требующие постоянного обслуживания. Так что выбирать счетчик надо, основательно накопив информацию и все взвесив вместе с соседями. Далее необходимо было подготовить проект общедомового узла учета, согласовать его с теплосетью и смонтировать в подвале дома. Для этого мы по рекомендации наняли компанию в Твери, которая взяла на себя весь комплекс работ. Удобно, когда проектируют, монтируют и обслуживают одни и те же люди. Причем важно, чтобы такая организация имела обученный персонал, тесную связь с производителем, обладала соответствующим сертификатом. Это позволит избежать проб-лем с дальнейшей эксплуатацией теплосчетчика.

– Дорого обошлось?

– Около 220 тысяч рублей (мы выбрали импортный ультразвуковой прибор). В эту сумму вошла стоимость самого счетчика, необходимого дополнительного оборудования и материалов, а также проектных, монтажных работ и сдача узла учета в эксплуатацию.

– Сумма большая.

– Не спорю, но ведь с миру по нитки – нищему рубаха! В нашем доме – 80 квартир. В среднем на квартиру получилось 2 750 рублей. Это вполне посильная сумма даже для пенсионеров. Тем более если учесть, что теперь, когда люди платят по счетчику, они, во-первых, экономят и, во-вторых, расплачиваются только за то, что получили.

– А обслуживание дорого выходит?

– Из всего обслуживания – только поверка счетчика, которая делается раз в четыре года. Мы ее пока не делали – срок не подошел. Поверка производится в сертифицированных центрах. Когда придет время, компания, которая устанавливала прибор, сама его демонтирует, отвезет на поверку и поставит обратно.

Счетчики, о которых нам говорит 261 Федеральный закон, для многих остаются еще темой неисследованной. А кто-то уже получает результаты от их применения.

Елена АРТЕМЬЕВА

    

Автор: Елена Артемьева
25

Возврат к списку

На участке М-11 от Твери до Вышнего Волочка открыли движение
Символический дорожный знак с белой стрелкой на синем фоне перевернут – по новому участку строящейся магистрали М-11 начинает движение первая автоколонна.
15.12.201721:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость