24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 06.03.2014

Боевые пути дорожников

Фотограф: АРХИВ ВЛАДИМИРА ШЕИНА

С первых дней Великой Отечественной войны требовалось обеспечивать передвижение войсковых колонн

Музеи дорожного хозяйства созданы во многих городах России. Как правило, представленные там экспонаты рассказывают об истории развития автомобильных дорог России в XVIII – XX веках и о земляках, которые посвятили свою жизнь дорожной отрасли. Подобную отраслевую экспозицию необходимо создать и в Твери, считает президент Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир ШЕИН. И особое место в ней надо уделить фронтовикам-дорожникам, которые самоотверженно трудились на восстановлении транспортных артерий.

Владимиру Георгиевичу посчастливилось начать свою карьеру под руководством тех, кто бывал на передовой. У «боевых мужиков» он учился выполнять поставленные задачи, не ссылаясь на недостаток специалистов, средств и материалов. Добросовестность, ответственность, дисциплинированность – все эти качества помогали дорожникам тех лет выполнять поставленную перед ними масштабную задачу.

Всегда готовы

С первых дней Великой Отечественной войны от дорожников требовали обеспечить передвижение войсковых колонн. В срочном ремонте нуждались мосты и дороги. Так в 1941 году согласно указанию Генштаба РККА Гушсдору НКВД СССР было поручено привести в порядок свыше 5000 километров дорог, из них 35 проходило по территории Калининской области. Помимо этого, дорожные бригады обязали содержать в порядке более 760 километров дорог, соединяющих Бежецк с Калинином, Кашин с Угличем, Лихославль с Толмачами, Кимры с Кушалином... Перед строителями ставили жесткие условия: все работы должны были быть выполнены в максимально короткие сроки. К примеру, в приказе №6 по Бологовскому районному дорожному отделу от 25 июня 1941 года говорилось:

«…Обязываю всех дорожных мастеров в трехдневный срок отремонтировать все трудно проезжаемые места дорог, а также мостов и немедленно восстанавливать все разрушения…»

Уже в 1942 году районам области устанавливались задания по вывозке на строи-тельство дорог камня, песка, гравия и леса. К примеру, 10 ноября 1942 года 9-м УВУДР вывезло на дороги 5514 кубомет-ров камня и 21306 кубометров гравия. Дорожники трудились на протяжении всей войны. Только в 1945 году Калининским облдоротделом было построено новых булыжно-мостовых дорог – чуть более четырех километров и столько же гравийных, капитально отремонтировано 73 километра и выполнен текущий ремонт 1764 километров. Возведено новых мостов – 2380 погонных метров.

Подлежит восстановлению

Всего во время войны в стране было подорвано и разрушено более 90 тысяч километров шоссейных дорог и большое количество мостов. В Калининской области автомобильные дороги настолько были разбиты, что, например, из областного центра до Осташкова приходилось добираться целые сутки, до Весьегонска еще дольше. В планах восстановления и развития народного хозяйства на 1946 – 1950 годы было преду-смотрено построить и реконструировать 418 километров дорог.

Как таковых управлений, занимающихся дорожным хозяйством, не существовало. Разве можно считать коллектив из 15 человек, в распоряжении которых всего 2 – 3 лошади, серьезной структурой? Добиться высоких темпов строительства, рассчитывая лишь на эти организации, было невозможно.

Закаленные в боях

В 1946 году в стране был сформирован Особый дорожно-строительный корпус (ОДСК), объединивший 11 дивизий. Десятая дивизия ОДСК дислоцировалась в нашей области. В ее задачу входила реконструкция участка дороги от Клина до Валдая. Несколько позже именно на базе военной дивизии было создано Управление строительства №9. Во вновь созданную организацию пришли работать более трехсот офицеров, сержантов и солдат, уволенных в запас. Из числа кадровых военных и были выбраны руководящие работники. Непосредственно управление возглавил участник войны подполковник Иван Корнеевич Бруй. Вместе с ним трудились и другие фронтовики — Василий Семенович Долбов, Исаак Александрович Витенберг и многие другие. Чуть позже к этой достойной когорте присоединились Владимир Ильич Бортяш и Виталий Александрович Лемешко.

Среди тех, кто работал не за страх, а за совесть и многие годы жизни отдал дорожно-строительной отрасли, стоит вспомнить фронтовиков: Алексея Степановича Принцева, который руководил Максатихинским ДРСУ, Федора Никитича Никитина – главу ДЭУ-773 в Вышневолоцком районе, Николая Федоровича Ятченко, возглавлявшего Бежецкое ДРСУ.

В послевоенное время не хватало ни ресурсов, ни специалистов. Раньше были распространены не многим сейчас понятные термины: «коне-дни» и «машино-смены». Дело в том, что собственных мощностей в дорожных организациях не хватало. В связи с трудностями каждое предприятие или колхоз были обязаны согласно постановлению шесть дней в году отработать в дорожном хозяйстве. Данный Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 апреля 1957 года действовал почти двадцать лет, и во многом благодаря этой «обязаловке» удалось построить сотни километров дорог.

Закаленные в боях фронтовики решали все вопросы оперативно. Сделают звонок – и завтра на стройку подвезут щебень и перебросят с одного участка на другой необходимую технику. Это было время, когда работа строилась на доверии. И не было такого, чтобы поставленные задачи не выполнялись.

Фронтовики были требовательны и к себе, и к своим подчиненным. Они заложили прочный фундамент для развития дорожной отрасли нашего региона. Они построили дорогу Москва — Рига, соединив с ней все прилегающие райцентры области, практически построили дорогу Торжок — Кувшиново — Осташков, дороги на Конаково, Бежецк и другие. Многих из них уже нет в живых. Но по сей день их имена и поступки служат примером для новых поколений дорожников.

В конце прошлого года Почетный дорожник Тверской области и Российской Федерации Абрек Валиев выступил одним из главных инициаторов создания мемориала дорожникам-фронтовикам. Уже полным ходом идут разработка проекта и подбор земельного участка в Калининском районе. Возвести памятник планируется в этом году. Его открытие станет весомым вкладом в проведение юбилейных мероприятий, посвященных столетнему юбилею первого министра автомобильных дорог РСФСР Алексея Николаева, который без малого 25 лет руководил дорожной отраслью.

Екатерина МИХНЯ

Автор: Екатерина Михня
21

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию