24 Октября 2017
$57.47
67.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 03.03.2014

Тайна одного вечера

Фотограф: Александр Солодков, семейный архив

В академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Благотворительница» по пьесе драматурга Натальи Персияниновой

В академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Благотворительница» по пьесе драматурга Натальи Персияниновой

Этим спектаклем открывается цикл вечеров «Театральные династии на тверской сцене». Для осмысления жизни важно, когда силой искусства перекидываются мостики времен, и мы вспоминаем тех, кто питал наши корни и излучал теплый свет, когда его вокруг так не хватало.

Это благодарное начинание теат­ра, особенно на фоне не­умолимого изречения, выраженного в двух библейских словах: «Все проходит». Так вот, проходит не все, и Любовь это знает. Тот, кто был на этом спектакле, смог почувствовать ее присутствие как «ангела с крылышками ветерка». Для него нет неумолимого времени.

Скажу сразу, я не могла обойтись без этого приподнятого вступления к комедии Натальи Персияниновой, бабушки художественного руководителя нашего театра народной артистки России Веры Ефремовой. Без сомнения, в российской драматургии это случай уникальный, когда внучка, известный театральный режиссер, ставит пьесу своей любимой бабушки, тоже известного драматурга на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Одни имена артистов, которые играли в ее пьесах, чего стоят: Мария Ермолова, Александра Яблочкина, Мария Савина, Варвара Рыжова, Александр Южин.

Жизнь подарила им немало прекрасных и глубоких ролей, но после просмотра «Благотворительницы» смею предположить, за что мастера русской сцены были благодарны драматургу Наталье Персияниновой: в ее пьесах, даже порой незамысловатых по сюжету, они имели возможность ярко показать на сцене свое дарование. Драматургически наполненная роль с богатой прорисовкой чувств позволяла это сделать. Артисты всегда ценят такие подарки, когда им не просто есть что играть, но они еще могут в канве своей роли блистать на сцене.

И вот незнакомая для тверских театралов комедия в одном действии с названием, которое ни в коей мере не раскрывает сюжета. Когда малый зал был заполнен до отказа, любопытство достигло предела. Кстати, меня всегда поражает потрясающая возможность малой сцены устанавливать мгновенный контакт со зрителем в случае, если находится единственно верная интонация Встречи.

И ее подарила залу народная артистка России Вера Ефремова, появившаяся в уютном пространстве давно обжитой комнаты, где живут люди, знающие свои корни, где можно облокотиться о спинку старинного кресла, открыть книгу в тусклом кожаном переплете и еще раз перебрать ворох черно-белых фотографий. И вот они возникают на экране и оживают от ее голоса. Причем заметно, что Ефремова слегка волнуется. Ткань спектакля живая, и это пролог к нему. Но где-то и она, и мы, сидящие в зале, понимаем, что именно в эти минуты берется высокая нота театра и силой искусства закольцовывается Время.

Старая комедия. О чем она? В захолустный городок приезжает гастролер-трагик Алексей Иванович Ланской. Он здесь никого не знает и в гостиничном номере громогласно репетирует свой монолог. Неожиданным образом к нему проникает Лидия Михайловна Пименова, еще достаточно моложавая дама, которая витиевато представляется: товарищ председателя общества поощрения падших женщин (пауза) к труду. У нее две цели визита: одна – уговорить его выступить на благотворительном концерте и вторая – всучить для ознакомления пьесу собственного сочинения (занимает плетеный чемодан).

По ходу действия выясняется, что в драматургии эта дама ничего не смыслит – спутала «Чайку» Чехова с «Дикой уткой» Ибсена. Впрочем, это не мешает ей превратить гастроль трагика в настоящий кошмар. Не мытьем, так катаньем она заставляет его идти на уступки. И даже вместе разыграть волнующий кусок шекспировской трагедии. В кульминации Ланской – Отелло испытывает величайшее желание отправить новоявленную Дездемону туда, куда мавры отправляют ее уже столетиями. Но не тут-то было! Лидия Михайловна Пименова, пекущаяся о благе падших женщин, вовсе не собирается стать жертвой разъяренного трагика. В такой достойной схватке она должна победить! А побежденного ждет пьеса в чемодане.

В этом спектакле заслуженный артист России Борис Лифанов имеет полную возможность потрясать публику и громогласным голосом, и соответствующими манерами трагического героя. В халате на манер римской тоги у себя в номере он выглядит весьма убедительно. Аффектация его манер специально подчеркнута как элемент комедийности. Так было сто с лишним лет назад,

так происходит и сегодня. Режиссеры спектакля Вера Ефремова и Валерий Персиков не стали ничего менять в воздухе пьесы – до нас все донесено предельно бережно. Поэтому отчасти понимаешь уровень художественной отзывчивости публики тех лет. И, Боже упаси, взирать на это свысока! Зрителю всегда будет нужна легкая комедия с виртуозной игрой актеров.

Меня, например, нисколько не смущает одноплановость сюжета «Благотворительницы». Но параллели выстроить интересно, ведь многое в этой комедии до сих пор узнаваемо. Наши наспех слепленные маски, тайные намерения в общении друг с другом. Почему бы над этим не посмеяться? Хотя есть один момент: трагик Ланской выдерживает напор этой женщины, не в силах физически вытолкнуть ее вон. Мне кажется, нынешние мужчины таким запасом терпения явно не обладают. Поэтому комедия на такой основе даже не может завязаться.

Кошмар трагика во сне и наяву – Лидия Михайловна Пименова в исполнении заслуженной артистки России Ирины Кирилловой пожаловала к заезжей знаменитости в ярко-желтом атласном платье с фестончиками и турнюром. В мире природы некоторые ярко раскрашенные особи так преду­преждают о своей ядовитости. Но ведь вначале опасности ничего не предвещало. Визитерка расточала столько елея и тончайшего подобострастия, что сладкие волны от нее буквально выплескивались в зал. Будущая жертва была почти покорена, пока дело не дошло до «Чайки» и «Дикой утки». Перепутать Чехова с Ибсеном? Это уже слишком. Иногда дама забывалась и раньше времени выпускала коготки, но тут же сжимала их. Ирина Кириллова удачно заварила для своей героини всю эту смесь коварства и патоки.

Особенность спектакля в том, что сама энергия текста пьесы порождает невидимый вихрь и увлекает за собой актеров. Гораздо проще в этом плане слуге Ланского, которого играет артист Дмитрий Новоселов. Он появляется на сцене несколько раз с отрешенно-довольным лицом. И это достаточно точный штрих к образу. Переживать за барина? С какой стати!

Еще, конечно, интересно посмотреть на игру другого актерского состава, когда роль Ланского исполняет народный артист России Александр Чуйков, а роль Пименовой – народная артистка России Наина Хонина. Как сойдутся они со своей природной мощью в этой схватке? Сравнивать – театралам.

А я возвращаюсь к прологу, в котором звучит бесконечно нежная мелодия Благодарности. Режиссер Георгий Товстоногов не раз говорил, что концепция спектакля находится в зрительном зале. Мы пришли в театр, чтобы напитаться этой мелодией, и мы ее услышали. Но сначала она была пропущена через сердце той женщины, с которой Наталья Львовна Персиянинова уже много лет незримо идет по жизни. Может быть, автор пьесы тоже была с нами? В зове таких театральных вечеров есть своя тайна…

Татьяна Маркова

Автор: Татьяна Маркова
259

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость