25 Апреля 2017
$56.08
60.85
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История03.03.2014

Летчик номер один

Фотограф: RUSSOBRAS . COM . BR, OBOUDNODA . ORG, NNRE . RU

Так вся планета называла Михаила Громова

Главная улица поселка Мигалово в нашем областном центре носит его имя вовсе не случайно. Это не просто дань уважения великому пилоту, но и память о земляке-тверитянине.

24 февраля исполнилось 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Громова. Он родился в семье военного врача, детство и юность провел в Калуге, Ржеве и поселке Лосиноостровском, находящемся сейчас в черте Москвы. Учеба в Тверском реальном училище давалась Михаилу легко. Кроме того, у него обнаружились способности к рисованию и музыке, которую преподавал будущий создатель ансамбля песни и пляски Советской Армии, автор музыки Гимна СССР и Российской Федерации Александр Александров.

Но предметом особого увлечения нашего земляка стали спорт и авиамоделизм. Не зря он решил продолжить образование в Московском высшем техническом училище, где преподавал академик Николай Жуковский, создавший здесь аэрогидродинамическую лабораторию. Но и этого пытливому студенту показалось мало. Он поступил на Теоретические курсы авиации, где работала лучшая профессура в этой сфере во главе с тем же Жуковским. Практические навыки Михаил получил в Центральной московской школе авиации, осваивая пилотирование самолета «Фарман-IV». Мастерство

Громова было столь очевидным, что после окончания школы его оставили в ней инструктором.

Во время Гражданской войны он руководил группой боевого применения, осваивал новые для того времени типы самолетов, использовавшиеся в боевых целях.

Иду на рекорд

В 1924 году Михаил Громов перешел на службу в святая святых отечественной авиации — научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил. Его пригласил испытывать самолеты сам Андрей Туполев, кстати, кимряк по рождению и выпускник Тверской мужской классической гимназии. Через год Громов принял участие в групповом перелете в Китай и Японию, а спустя еще некоторое время — в столицы европейских государств: Берлин, Париж, Рим, Варшаву. С этого времени нашего земляка с легкой руки французских пилотов-ветеранов стали называть «летчик номер один», и этот неофициальный титул сохранился за ним на всю жизнь.

На мастерство и мужество судьба испытывала его многократно. Так, при испытаниях истребителя И-1 самолет Громова вошел в плоский штопор, и отважному пилоту пришлось спускаться на парашюте. Это был первый в СССР случай спасения летчика с парашютом. Михаил Михайлович первым поднял в небо знаменитые самолеты У-2 и И-3 конструкции Николая Поликарпова. Трудно в это поверить, но он испытал практически все (!) самолеты, созданные в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством Туполева.

В начале 1930-х годов в СССР в обстановке полной секретности начались работы по созданию специального самолета для установления мирового рекорда дальности полета — АНТ-25. 22 июня 1933 года под управлением нашего земляка состоялся первый полет опытного экземпляра. По оценке пилота, самолет оказался устойчивым и простым в управлении. 10—12 сентября экипаж Громова совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту — 12411 км за 75 часов. Этот абсолютный мировой рекорд держался много лет.

28 сентября 1934 года летчику-испытателю Михаилу Громову присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 8.

На следующий год Михаил Михайлович испытал уникальный 8-моторный АНТ-20 («Максим Горький»).

18 июня 1937 года знаменитый экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил известный перелет через Северный полюс, приземлившись в Ванкувере. Но поскольку рекорд дальности полета по прямой при этом не был побит, советское правительство направило 12 июля на другом самолете АНТ-25 экипаж в составе командира корабля Михаила Громова, второго пилота Андрея Юмашева и штурмана Сергея Данилина. Наш земляк подготовился к выполнению этого задания предельно тщательно, просчитав все возможные ситуации. Для облегчения веса самолета и максимальной заправки горючим частично даже срезали головки винтов!

И рекорд был установлен. Самолет «летчика номер один» приземлился в городе Сан-Джасинто на юге США, близ мексиканской границы. Незадолго до своей смерти в разговоре с поэтом и летчиком Феликсом Чуевым Громов сказал: «Горючего хватило бы и до Панамы, и мы запросили разрешения сесть в Южной Америке, но Сталин ответил: «Садитесь в США. Дикари нам не нужны». Мы и сели в США на границе с Мексикой и доказали, что летаем не хуже других».

Участники перелета Юмашев и Данилин стали Героями Советского Союза, а наш земляк, уже удостоенный этого звания, получил орден Ленина. Международная федерация авиации наградила их высшей степенью отличия — медалью де Лаво «За лучшее авиационное достижение 1937 года». Следующим советским летчиком, получившим эту награду, стал космонавт номер один Юрий Гагарин.

Отважному пилоту Громову было присвоено ученое звание профессора «по технической эксплуатации самолетов и моторов» и воинское звание комбрига.

На крыльях судьбы

Весной 1941-го в СССР был создан Летно-исследовательский институт, который возглавил Михаил Громов (ныне этот Государственный научный центр носит его имя). В 1942-м он перешел в действующую армию, командовал 31-й смешанной авиадивизией, Военно-воздушными силами Калининского фронта, 3-й и 1-й воздушными армиями.

3-я армия была сформирована 6 мая 1942 года на базе ВВС Калининского фронта в составе шести дивизий. Штаб дислоцировался в деревне Кошуево северо-восточнее Калинина.

2 июля началась оборонительная операция войск Калининского фронта против перешедшей в наступление 9-й армии генерала Моделя в районе города Белый. Авиационные части и соединения 3-й воздушной армии оказывали постоянную поддержку нашим оборонявшимся войскам. Летчики 451-го штурмового авиаполка делали по два-три вылета в день.

С 30 июля по 6 сентября войска Калининского и Западного фронтов проводили Первую Ржевско-Сычевскую наступательную операцию, в которой летчики принимали активное участие. Ранним утром 30 июля группы бомбардировщиков и штурмовиков в сопровождении истребителей нанесли мощные удары по оборонявшимся войскам противника, обеспечивая начало наступательной операции двух фронтов. В дальнейшем 3-я воздушная армия содействовала войскам Калининского и Западного фронтов в проведении наступательной операции на всем ее про­тяжении.

В ходе второй Ржевско-Вяземской наступательной операции Западного и Калининского фронтов, проводившейся 2–23 марта 1943 года, был ликвидирован Ржевско-Вяземский плацдарм, линия фронта отодвинута от Москвы на 130–160 км, освобождены Ржев, Оленино, Гжатск, Вязьма и Белый. В этой операции 3-я воздушная армия генерала Михаила Громова оказала большую помощь наземным войскам, хотя в связи со сложными метеорологическими условиями деятельность авиации была ограничена. В мае 1943-го генерал-лейтенант Михаил Громов был назначен командующим 1-й воздушной армией. За умелое руководство французскими летчиками эскадрильи «Нормандия», входившей в состав этой армии, правительство Франции удостоило его высшей награды страны — Командорского ордена Почетного легиона.

Войну Громов заканчивал в звании генерал-полковника на высокой должности заместителя главнокомандующего ВВС по боевой подготовке фронтовой авиации.

В конце 1940-х он вернулся в науку и производство, став начальником Управления летной службы Министерства авиационной промышленности. В течение многих лет он руководил всеми летно-испытательными подразделениями институтов и заводов отечественного авиапрома, создал уникальное учебное заведение — Школу летчиков-испытателей, набор курсантов в которую проводился неизменно при участии Михаила Михайловича.

Авторитет Громова в летном братстве был необыкновенно высок и держался на его реальных качествах воздушного аса, руководителя, человека.

22 января 1985 года летчика номер один не стало. Он нашел последний приют на Новодевичьем кладбище. На одном из корпусов Летно-исследовательского института, где работал наш земляк, а также на доме в Москве, где он жил, открыты мемориальные доски. Его именем названы улица в столице и площадь в городе Жуковском. Полет в вечность продолжается, теперь уже — в благодарной людской памяти.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
299

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию