24 Ноября 2017
$58.46
69.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 25.02.2014

Рожок сигналил о весне

Фотограф: UWD.RU

И крестьяне отворяли ворота с молитвой

Матушка, кормилица, голубушка, касатка – такими ласковыми словами называли наши бабушки-прабабушки своих буренок. И было за что. Есть молоко в избе – значит дети вырастут здоровыми и никто в семье голодным не останется.

Во дворе трава

Даже в самый неурожайный год, когда все с нетерпением ждали молодой крапивы на щи, выручала корова: забелишь молоком самую скудную похлебку, и жмых вкусным покажется. А на деньги, вырученные за коровье маслице, творог и сметану, можно купить все, что по хозяйству требуется, одеть и обуть ребятишек. Поэтому не было для крестьянина страшнее беды, чем лишиться буренки-кормилицы.

В 1778 году хозяйства Тверской губернии продавали в среднем продуктов животноводства на 30 рублей, земледелия – на восемь. То есть именно скот обеспечивал 80 процентов дохода.

Археологические раскопки древних городищ свидетельствуют, что на территории нашего края коров, овец, лошадей, свиней разводили еще до нашей эры.

В начале XVI века, судя по записям в писцовых книгах, тверские крестьяне имели большие наделы земли – по 12–15 десятин пашни на душу, в достатке лугов и неограниченно пользовались лесами. Это позволяло им заводить много скота.

Но и без своего хлеба крестьянин прожить не мог. Однако заниматься земледелием без животноводства было невозможно – в отличие от многих губерний России, которые природа одарила плодородными землями, нашим предкам приходилось создавать свои посевные угодья из болот, песков и подзолов. Без органических удобрений эту проблему не решить, поэтому в большинстве своем крестьяне старались зимой содержать как можно больше основных производителей удобрения – по 3–5 коров на семью. Кроме того, в среднем на хозяйство приходилось по три лошади и овцы. Кормить такое количество скота было нелегко, поэтому выгнать скот со двора старались как можно раньше – сразу после схода снега. Коровы питались прошлогодними пожухлыми растениями, но свежий воздух быстро восстанавливал их силы.

С появлением травы деревенский сход назначал день выгона скота в поле. После завтрака пастух шел вдоль села и звуком рожка давал знать хозяевам. Услышав сигнал, каждое семейство садилось в молчании на лавку. Хозяйка раздувала в железном ковшике угли, насыпала туда ладана, зажигала перед иконами свечу, раздавала всем освященную в церкви вербу и тоже присаживалась. Затем все вставали, молились Богу, прося благословения на размножение скота, защиту его от зверя и болезней, и выходили во двор. Выпустив из хлева скотину, окуривали ее ладаном и с молитвой отворяли ворота. Кто-нибудь из членов семьи гнал животных в назначенное пастухом место.

Стада рогатого скота сначала паслись на бывшем ржаном поле до обработки почвы под яровые, а потом – на отдаленных пустошах. В июне коров перегоняли в пар, а после уборки трав с пустошей – опять туда. Там животные находились до уборки ржи и яровых, а затем их пасли по жнивью. В заболоченных и лесных уездах скот гоняли на выпас в леса и болота.

Телята возрастом до года, овцы, козы и свиньи составляли отдельное стадо мелкого скота и паслись в тех же местах, где буренки, только поближе к селениям.

Пастухи и подпаски находились на содержании у крестьян, переходя по очереди из дома в дом. Вечером они ужинали у хозяев, а утром, получив пищу на целый день, уходили до вечера. За одну крупную скотину (корову, быка, телку) хозяин содержал пастуха сутки, за более мелкий скот – по 0,5–0,25 дня.

В корову корм

Для зимнего содержания животных в крестьянских хозяйствах заготавливали самые разные корма: сено – луговое, лесное и болотное; солому – овсяную, ячменную (житную), ржаную и гороховую; мякину – житную, гречневую и овсяную, а также ухоботье и ухвостье – тощие зерна с ржаным колосом, оставшиеся при веянии ворохов; овес и другое зерно, цельное или размолотое, для посыпки пойла; льняную и конопляную избоину (дуранду или жмыхи).

Соль скоту давали редко, хотя уже тогда из публикаций в журнале министерства государственных имуществ (за 1850 год) было известно, что она ускоряет рост телят, помогает набирать вес овцам, придает отличное качество говядине, усиливает родовую деятельность и утраивает силу навоза. Но соль была дорогой. Лишь некоторые крестьяне, проживающие близ Твери, размачивали соломенную резку в соленой воде, чем сберегали пятую часть корма.

Ржаную солому хранили в ометах, ничем не прикрывая, а для яровой, даже в малолесных местах, строили сараи (половни, пуни, житницы). Такое внимание к хранению неудивительно – именно яровая солома была для коров основным кормом. В большинстве дворов ее давали скоту целиком. В хозяйствах состоятельных крестьян, духовенства и помещиков – резали серпом на частички длиной примерно четыре сантиметра. В середине XIX века промышленники Балкашин и Вейс начали производить и продавать механические соломорезки по цене 57 руб-лей 50 копеек. Но купить их могли только богатые хозяева.

Полтора века назад животноводческой практикой было установлено, что для поддержания жизни коровы требуется ежедневно по одному фунту (409 граммов) лугового сена или равноценного по питательности корма на каждые 60 фунтов (24,5 килограмма) ее веса. Чтобы буренка весом 10 пудов (один пуд равен 16,38 килограмма) не худела, ей нужно давать каждый день около трех килограммов сена. Производительная норма была в два раза больше поддерживающей.

В семидесятых годах позапрошлого столетия появились первые сведения о предшественнике современного силоса – самопрелом корме. Но тогда он не нашел широкого применения, так как зимой замерзал, при оттаивании портился, а материала для его надежного укрытия крестьяне еще не имели.

На зиму скоту заготавливали также зеленые листья липы, ольхи, ивы, ветлы, бредины, тополя. Их сушили в тени и зимой подмешивали к корму по одной трети. Животные охотно поедали эту смесь.

На подстилку обычно шла ржаная солома. Но из-за нехватки кормов ее часто скармливали скоту, а подстилали привезенные из леса хвою, папоротник, мох и сухие листья деревьев.

Скотные дворы исходя из достатка хозяев строили холодные или утепленные. Под крышей устраивали потолок из жердей, куда складывали сено. Полы клали из теса, булыжника или вообще их не покрывали.

Крестьяне доили своих коров утром и вечером. В помещичьих стадах добавлялась еще и обеденная дойка.

О том, какую роль играли животные в жизни наших предков, говорит маленькая деталь: все крупные покупки измерялись «в коровах», к примеру, говорили: «Да на такие деньги две коровы купить можно!» То есть давали понять, что цена явно завышена.

Подготовила Ольга ИВАНОВА

(По материалам Ивана Толока и Раисы Богомоловой «История  тверского села»)

Автор: Ольга ИВАНОВА
22

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость