09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Архив31.03.2009

Без боязни учиться на ошибках

С начала 2009 года в полном объеме вступил в силу федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тот самый 131-ФЗ, призванный повысить эффективность управляемости территориями и доступность власти на местах. В соответствии с ним полномочия по решению местных вопросов передаются на самый близкий к населению низовой уровень власти – сформированным в переходный период новым, поселенческим муниципалитетам. Сверхзадача, поставленная губернатором области Дмитрием Зелениным в его Послании Законодательному собранию области, – добиться полной экономической самостоятельности поселений.

С начала 2009 года в полном объеме вступил в силу федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Тот самый 131-ФЗ, призванный повысить эффективность управляемости территориями и доступность власти на местах.
В соответствии с ним полномочия по решению местных вопросов передаются на самый близкий к населению низовой уровень власти – сформированным в переходный период новым, поселенческим муниципалитетам. Сверхзадача, поставленная губернатором области Дмитрием Зелениным в его Послании Законодательному собранию области, – добиться полной экономической самостоятельности поселений.
В переходный период, предшествовавший вступлению в силу 131-ФЗ в полном объеме, и на местах, и на региональном уровне была заложена солидная база для решения этой задачи. Однако понятно, что на подготовительном этапе просто невозможно было предусмотреть все на свете, и сегодня муниципалитетам с помощью региона приходится преодолевать влияние целого ряда  факторов, затрудняющих процесс развития. И в рабочем порядке учиться на собственный ошибках, которых, как известно, избегает лишь тот, кто ничего не делает.

На пути самостоятельности
Итак, процесс передачи полномочий поселениям велся поэтапно в рамках стартовавшей в 2005 году программы реформирования системы местного самоуправления в Тверской области. В 2006 году были сформированы новые органы власти, приняты бюджеты всех 362 вновь образованных поселений. Ежегодно принимались областные законы по передаче отдельных полномочий поселениям. Если в 2006 году поселения решали 16 вопросов местного значения, то в 2007 году – уже 28. При этом существовала возможность, позволяющая в случае готовности поселений передавать им оставшиеся полномочия с соответствующими финансовыми ресурсами. Дальше всех по пути к самостоятельности продвинулись два «пилотных» района – Калининский и Лесной, поселения которых уже с 2007 года в полном объеме решали вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом №131-Ф3.
Одной из основных проблем вновь созданных муниципалитетов все это время небезосновательно считалось недостаточное финансово-материальное подкрепление их полномочий. Это общая для всех российских регионов проблема, и субъекты Федерации решают ее по мере возможностей, в зависимости от приоритетов региональной политики. В Тверской области в этом плане изначально была выстроена система поддержки органов местного самоуправления области. Администрация области разработала комплекс мероприятий, направленных на стимулирование и поддержку преобразований в бюджетной сфере на муниципальном уровне. В составе расходов областного бюджета в 2004 году был создан Фонд реформирования муниципальных финансов. Его средства предоставлялись на конкурсной основе в форме субсидий на софинансирование расходов местных бюджетов на реализацию реформ. «ТЖ» не раз подробно рассказывала о деятельности этого фонда, ставшего действенным инструментом стимулирования проведения реформы муниципальных финансов и внедрения принципов результативного бюджетирования, и о том, как его средства работали на развитие территорий. За три года девять муниципальных образований успешно реализовали программы реформирования. В их числе города Ржев и Торжок, Бежецкий, Осташковский, Селижаровский, Лихославльский, Ржевский, Калязинский и Спировский районы. Суммарный объем предоставленных субсидий из фонда реформирования за последние годы составил 122 млн. рублей.
В 2008 году в рамках конкурсного отбора муниципальных образований Тверской области за счет областного бюджета муниципальным образованиям выделены средства на  поддержку на муниципальном уровне мероприятий бюджетной реформы по внедрению стандартов муниципальных услуг и муниципальных заданий, созданию муниципальных автономных учреждений.

Нормативы доходов
В настоящее время в полном объеме завершено законодательное закрепление нормативов доходов по муниципальным образованиям области. Основу налогооблагаемой базы поселений на сегодня составляет налог на доходы физических лиц (по нормативу 10%) и земельный налог, который поступает им в полном объеме. При этом переход муниципальных образований на полную реализацию 131-ФЗ предусматривает в том числе и самостоятельное принятие представительными органами городских округов, сельских и городских поселений решений о введении и установлении местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц). Своевременность и правильность принятия таких решений обусловлена необходимостью формирования доходной части местных бюджетов. На сегодняшний день ставки земельного налога и налога на имущество физических лиц введены и установлены на территориях всех муниципальных образований Тверской области.
Многие поселения нашей области такие решения в 2008 году принимали впервые. И при этом они столкнулись с проблемой, связанной с высокой кадастровой стоимостью земельных участков. По поводу этой проблемы в администрацию области поступает масса обращений граждан и организаций. А поселениям это грозит вместо пополнения их бюджетов обернуться потерями: ставки по налогам на резко подорожавшие земли возросли где-то в 20 – 30, а где-то и в 70 раз и оказались таким образом совершенно неподъемными для налогоплательщиков. Местным бюджетным организациям с их утвержденными сметами расходов этот налог стало и вовсе нечем платить. В этой ситуации единственная реальная возможность снижения стоимостной нагрузки – через снижение размера налога на землю. На бюджетной комиссии при администрации области была принята совместная рекомендация департамента финансов и комитета по управлению имуществом области: муниципальным образованиям предлагается установить такие ставки земельного налога, чтобы они не очень отклонялись от уровня 2008 года. Но то, что является обычным рабочим моментом для опытных муниципальных финансистов из администраций городов и районов, стало серьезным испытанием для начинающих муниципальных управленцев из поселений. Тем более в этом вопросе нет неких общих подходов, надо смотреть по ситуации в каждом конкретном случае, учитывать целый ряд факторов и параметров.
Департамент финансов области, понимая сложности муниципалитетов, своевременно оказывает им необходимую методологическую поддержку. В адрес муниципальных образований направлялись сборники модельных правовых актов для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Копии решений, иных нормативно правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия местных налогов органами местного самоуправления Тверской области направляются в департамент финансов области и территориальные налоговые органы. Департамент финансов области ведет финансовый мониторинг принятых решений с целью недопущения потерь по доходам местных бюджетов.

Необходима конкретизация
В ходе реформы местного самоуправления и при последующем переходе на  самостоятельное исполнение поселениями закрепленных за ними полномочий стали более очевидными определенные пробелы федеральной нормативной базы. Например, в бюджетном законодательстве содержится уж очень расплывчатое определение нецелевого использования средств бюджета, в результате чего даже опытному специалисту из контролирующих структур трудно при анализе практических ситуаций увидеть грань между нецелевым, неэффективным и некачественным использованием бюджетных средств. В итоге зачастую это приводит к сложностям в применении бюджетного законодательства и возникают неоднозначные ситуации при проведении контрольных мероприятий. Так, одним понятием нецелевого использования бюджетных средств могут быть охвачены и деяния, содержащие уголовно наказуемые действия, и незначительная ошибка при применении бюджетной классификации, допущенная при перечислении бюджетных средств. Администрация области подготовила свои предложения по конкретизации определения нецелевого использования бюджетных средств. Планируется направить их в правительство и  Совет Федерации.

Брать бразды правления
Итак, подводя итоги переходного периода и первых месяцев работы всех поселений области в новом формате, заданном 131-ФЗ, можно отметить, что  положительным результатом переходного периода явилось то, что обретенная поселениями возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами уже дала свой эффект. Городские и сельские поселения стали активнее заниматься вопросами благоустройства территорий и коммунального хозяйства, капитального ремонта жилищного фонда, принятием первичных мер пожарной безопасности – то есть теми вопросами, которые раньше практически не решались. У местных органов власти появилась заинтересованность в наращивании доходной базы собственных бюджетов в целях реализации возложенных на них полномочий в полном объеме. Вместе с тем на сегодняшний день более 300 поселений воспользовались возможностью отсрочки взятия на себя полноты ответственности за решение ряда вопросов местного значения и заключили соглашения с муниципальными районами о передаче им части своих полномочий. Чаще всего речь идет о полномочиях по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, по выдаче разрешений на строительство и  ввод объектов в эксплуатацию, на резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, на осуществление контроля за использованием земель поселения. Все эти полномочия, безусловно, требуют специальных знаний и навыков, которыми не всегда обладают сотрудники муниципалитетов первого уровня. И потому вполне объяснима их боязнь наделать ошибок, взявшись за новое для себя дело, а то и вовсе с ним не справиться.
На региональном уровне эти опасения понимают, но не разделяют. Потому как комплексной системой мер, реализуемой областью в поддержку поселений, предусмотрено и обучение их управленческих кадров в рамках специализированных семинаров, а также через систему ММЦ, и укрепление материально-технической базы местного самоуправления. В 2006–2007 годах из областного бюджета финансовая помощь муниципальным образованиям предоставлялась через систему фондов. Ежегодно увеличивались объемы межбюджетных трансфертов в рамках фондов финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов и поселений. Также увеличилось количество предоставляемых субсидий по различным направлениям расходов муниципальных образований: в 2006 году – 14 направлений расходов, в 2007 году – 23, в 2008 году – 32.
В 2008 году в рамках реализации концепции реформирования региональных финансов в целях обеспечения эффективного решения поселениями Тверской области вопросов местного значения за счет областного бюджета была закуплена компьютерная техника для поставки 362 поселениям области. Она обеспечена программными продуктами, в том числе по автоматизации управления бюджетным процессом, ведению баз данных по учету имущества, организации и ведению кадастров, учету налогоплательщиков. Поселениям также предоставлены средства связи  и  доступ к Интернет. В рамках данного направления проводятся обучение и повышение квалификации муниципальных служащих по работе с компьютерной техникой.
Конечно, в условиях имеющегося определенного кадрового дефицита, новизны поставленных задач, отсутствия опыта органы местного самоуправления, в особенности поселения, могут допускать ошибки и неточности в нормативно-правовом обеспечении своей деятельности. Но проводимая ими работа показывает очевидную заинтересованность органов местного самоуправления в эффективном решении проблем, готовность к восприятию и применению на местном уровне лучшей практики управления, что, безусловно, само по себе  заслуживает высокой оценки.

Автор: Светлана БАКАРДЖИЕВА
31

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию