26 Июля 2017
$59.82
69.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 20.03.2009

Небесный молитвенник града Твери

Так называлась научно-церковная конференция, состоявшаяся недавно на историческом факультете Тверского государственного университета. Научный форум, организованный миссионерским отделом Тверской епархии и научно-исследовательским центром церковной истории и православной культуры имени Василия Болотова, был посвящен 600-летию со дня кончины святителя Арсения, епископа тверского.

Так называлась научно-церковная конференция, состоявшаяся недавно на историческом факультете Тверского государственного университета. Научный форум, организованный миссионерским отделом Тверской епархии и научно-исследовательским центром церковной истории и православной культуры имени Василия Болотова, был посвящен 600-летию со дня кончины святителя Арсения, епископа тверского.
– Отрадно, что сейчас мы имеем возможность свидетельствовать и говорить о патриотах, светочах русской церкви, о великих людях святой Руси, – сказал, открывая конференцию, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. – В тех сложных условиях на рубеже  XIV – XV веков святитель Арсений явил собой образец примирения, став прообразом будущих молитвенников, подвигов русских патриархов.
Декан исторического факультета ТвГУ Татьяна Леонтьева со своей стороны отметила важность этой конференции как примера взаимодействия церкви и «гражданской» науки: программу научного форума составили доклады вполне светских историков и краеведов, посвященные исследованию фактов специфической церковной истории. «Симфонией духовной и светской власти» назвал происходящее председательствовавший на конференции декан факультета дополнительного образования православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Лев Семенов, имея в виду, что по итогам конференции должны быть приняты обращения и к патриарху Кириллу, и к губернатору Тверской области Дмитрию Зеленину.  Помимо прочего в этих посланиях речь идет о приуроченном к отмечающемуся в этом году столетию повторной канонизации святой благоверной Анны Кашинской воздвижении в Кашине памятника  княгине, а также об учреждении посвященной святителю Арсению памятной медали: уже разработано положение, которое со временем будет утверждено.
Прежде чем приступить к чтению докладов, участники конференции поздравили с сорокалетием тверского священника Александра Шабанова. Ему был вручен как нельзя уместный в этом случае почетный знак Центра имени Болотова «За усердие к наукам», а Лев Семенов передал поздравления от ректората Свято-Тихоновского университета и от Российской ассоциации центров изучения религий и сект.
Собственно чтения открыла столичная гостья – главный редактор журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» Елена Конявская. В обширном докладе, посвященном вкладу Арсения в развитие культуры Тверского княжества, она обратила внимание прежде всего  на то, насколько почитаем был святитель. Уважение к нему было таково, что после его кончины насельники основанного им Успенского Желтикова монастыря и епархиальное руководство даже некоторым образом возревновали друг к другу – это следует прежде всего из сравнения письменных источников.
Елена Леонидовна обратила внимание слушателей на то, что тверское происхождение святителя Арсения документами не подтверждается, хотя и опровергнуть эту версию не представляется возможным. Не менее проблематична и история назначения его на тверскую кафедру. К 1386 году в Твери дошел до логического финала серьезный конфликт между князем Михаилом Александровичем и епископом Евфимием Висленем: «Той же зыми князь Михайло не захоте Евфимиа владыки». Тверская епархия оставалась без епископа более трех лет. Для разбирательства дела в Тверь приехал митрополит Киприан. В результате мятежный Вислень переместился из монастыря «святого Николае над ручаем» в московский Чудов монастырь, а на тверскую кафедру митрополит рекомендовал своего протодиакона Арсения. Тот, как указывает, цитируя летопись,  историк и краевед Владимир Колосов, долго отказывался, видя в Твери «брань и вражду многу». Елена Леонидовна заметила, что многократные отказы святителя от этой должности скорее всего недостоверны, хотя чисто психологически это понять можно: поприще ему доставалось в высшей степени трудное. Также неизвестно, кто именно выступил инициатором этого назначения. Согласно летописи, своего протодиакона рекомендовал митрополит Киприан; по другим сведениям, тверской князь Михаил Александрович, будучи уже знаком с Арсением, сам настоял на этой кандидатуре: умный и кроткий монах, не претендующий на политическую активность именно на этом «погорел» Евфимий Вислень), как нельзя лучше подходил на эту должность. Политикой епископ Арсений впоследствии действительно не занимался – возможно, именно поэтому к нему часто обращались для разрешения серьезных политических споров: он судил не заинтересованно, а «по правде».
Первым деянием епископа Арсения в Твери стало основание пригородного Успенского Желтикова монастыря. Елена Конявская считает это и ностальгическим актом – все-таки Арсений был пострижен в Киево-Печерском монастыре, и попыткой перенесения древней традиции на новую почву. Именно поэтому первый храм нового монастыря был освящен в честь святых Антония и Феодосия – основателей главной святыни Киевской Руси. Возможно, из этих соображений в 1406 году святитель Арсений создает авторскую редакцию киево-печерского патерика, которая считается едва ли не самой лучшей.
Представитель южнорусского монашества Арсений восстановил во многом утраченные во время монгольского нашествия культурные связи северо-восточной Руси с южными регионами и с Византией – греческие иерархи приезжали в Тверь уже на его поставление. Благотворную роль для всей тверской епархии сыграла и близость нового  епископа к митрополиту Киприану.
Об истории Желтикова монастыря рассказывал с традиционной для этого исследователя дотошностью в датах и цифрах краевед Борис Ротермель. Особенно любопытной здесь стала информация о бытовании монастыря в  XX веке: если о славных средневековых страницах хорошо известно, то о том, что происходило с монастырским комплексом в советское время, не знает практически никто. Успенский Желтиков монастырь был закрыт в 1919 году.
25 мая того же года состоялось вскрытие мощей святителя Арсения. В 1930-х были разрушены царские чертоги и разобрана на кирпичи колокольня, а остатки монастырских построек были взорваны в декабре 1941-го при отступлении советских войск. От когда-то обширного и пышного архитектурного комплекса сохранились лишь основание надвратной колокольни, фрагмент стены и братский корпус. Там размещается армейский склад ГСМ, причем несколько лет назад всерьез шла речь о том, чтобы братский корпус снести (тем более что в 1945 году этот объект был снят с государственной охраны и уже не считается памятником) и на его месте построить нормальные современные склады.
Сейчас территория во много слоев опутана колючей проволокой и попасть туда практически нереально. Борис Ротермель вместе с председателем областного комитета по охране памятников Татьяной Тумановой пытались обследовать охраняемую территорию, но оказалось, что для этого требуется немереное количество согласований. Но кто остановит убежденного краеведа? Борис Николаевич каким-то только ему известным способом ухитрился туда проникнуть. И сделал важное открытие. Конечно, большая часть территории безжалостно перекопана, под землей скрыты большие цистерны для горючего. Но фрагмент монастырского кладбища, примыкавшего к Успенскому храму, по оценкам исследователя, уцелел. А в Желтиковом монастыре были похоронены весьма уважаемые в Твери люди, в том числе герой войны 1812 года Федор Глинка, в память о котором возле сохранившегося фрагмента стены в прошлом году был установлен поклонный крест.
На кресте написано: «Господи, прости грехи наши!» – это своеобразный акт покаяния, на что обратил внимание принимавший непосредственное участие в символическом перезахоронении останков Федора Глинки настоятель Никольской церкви в Красной слободе священник Сергий Дроба.  Он рассказывал об истории строительства в «Первомайском» нового храма, освященного в честь святителя Арсения. Храм в этом микрорайоне был насущно необходим и как место духовного окормления, и как просветительский центр, и как противовес обосновавшейся в бывшем кинотеатре «Россия» церкви Христа Воскресшего.
– Вы заметили, что на нашем храме установлен несоразмерно большой крест? – весело вопрошал отец Сергий.  – Это не ошибка архитектора. Мы с самого начала предполагали, что именно в этом месте православный храм должен быть знаком воинствующего отношения к секте!
Справедливости ради стоит заметить, что благодаря недюжинному таланту архитектора Алексея Жоголева храм при его действительно неожиданных пропорциях ничуть не выглядит несоразмерным.
Первые службы в еще не построенном храме шли буквально на фундаменте. Репутация сложилась практически сразу: родители приводили к священнику на беседу трудных подростков, для которых  откровением стала сама возможность задавать вопросы и получать на них серьезные взрослые ответы. Многие из них прониклись и впоследствии активно помогали при строительстве. Храм был освящен 18 июня позапрошлого года.
– Мы молимся об обретении мощей святителя Арсения, – сказал отец Сергий, – поскольку об их уничтожении ничего не известно.
Вопрос об утраченных мощах святителя Арсения поднимался во многих докладах, причем он оказался настолько актуальным, что историк и богослов Павел Иванов даже пожертвовал заранее заявленным докладом о святителе Арсении и преподобном Савватии Оршинском, дабы внести свою лепту в обсуждение. Он рассказал, что вскрытие мощей состоялось 25 мая 1919 года – это была своего рода акция устрашения, организованная по инициативе Троцкого. Павел Иванов обнаружил в архиве любопытный документ – заключение с описанием раки, гроба и собственно мощей. Известно, что до 1909 года мощи были практически нетленными, но к 1918 году «от сырости часть мощей изгнила». Что в сущности можно считать знаком: в течение долгих веков погребенные в подвале под плитой мощи сохранялись в идеальном состоянии, а тут вдруг в проветриваемой раке буквально за несколько лет…  Павел Иванов зачитал акт, из которого следует, что «большая часть сохранилась как мумифицированные останки».
Мощи святителя Арсения пребывали в монастыре до 1929 года и хранились в Алексеевской церкви. Впоследствии ее взорвали, а мощи по крайней мере в 1935 году находились в экспозиции тверского музея. Далее их след теряется. Говорят, что они были спрятаны в подвалах Императорского Путевого дворца, причем в той его части, которая не была затронута пожаром. Однако есть маленькое «но»: у здания, построенного в XVIII веке, нет подвалов. С другой стороны, дворец стоит на фундаментах сгоревшего в 1863 году архиерейского дома, и что может скрываться в этих фундаментах – пока неизвестно.
Участники конференции согласились, что пути господни неисповедимы, и очень может быть, что время для обретения мощей святителя Арсения еще не пришло. Нужно ждать и молиться. И помнить, что русская история вообще и житие «небесного молитвенника града Твери» в частности представляет собой «неисчерпаемый ресурс созидания».

Автор: Наталья ЗИМИНА
48

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у нас ассоциируется русская деревня. 
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость