21 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура04.02.2014

Тайна знаменитой картины

Фотограф: Архив "ТЖ"

Где написана «Золотая осень»

 Кто не знает это полотно выдающегося певца русской природы Исаака Левитана?! Художник любил писать осенние пейзажи – в его наследии насчитывается более 100 работ, связанных с этим временем года, среди них и «Золотая осень», одно из самых известных произведений живописца. 

Картина была написана осенью 1895 года – в то время, когда Левитан жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно Вышневолоцкого уезда, сейчас входящей в состав Удомельского района.

На холсте изображена небольшая речка, окруженная деревьями, одетыми золотой и багряной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте – лес, окрашенный в оттенки желтого цвета. Яркие, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана – обычно он использовал более мягкие и нежные тона.

Место создания картины до последнего времени не было четко определено. Большинство тех, кто занимался этим вопросом, сходились лишь в одном: на полотне изоб­ражена река Съежа в Удомельском районе. Чаще называли вид с мос­та на дороге в деревню Сорокино, вверх по течению Съежи, с ее правого берега. 

Однако при внимательном изу­чении этого полотна и сравнении его с натурой у моста в Сорокине обнаруживается ряд несовпадений и противоречий. Во-первых, на картине видно, что художник смотрит на север, а солнце светит ему в спину. Если бы мастер стоял у моста, то он должен был бы смотреть на юг, то есть против солнца. Во-вторых, автор находится на высоком бугре, на 8–10 метров выше реки. У мос­та же художник стоял бы у самой воды, так как дорожной насыпи (как и самого моста) тогда еще не было. В-четвертых, на дальнем плане пейзажа изображены участок пашни и сараи. Вид с моста вверх по Съеже упирается в сплошной лес, там пашни никогда не было из-за болота. В-четвертых, на картине мы видим ухоженную, аккуратно выкошенную сухую долину Съежи. Вид же с моста вверх по реке упирается в покрытую кустарником заболоченную пойму.

Между тем имеется место, которое не вызывает столько вопросов. Оно находится на левом (западном) берегу Съежи, напротив деревни Доронино. В конце XIX века здесь была небольшая деревня Заречье (или Стрекалово) на высоком холме, с которого открывается вид вниз по реке Съеже в северном направлении, как и на картине. Эта местность полностью сходится с изображенным пейзажем: изгиб реки, полоски пашни на дальнем плане существуют и сейчас, ухоженная выкошенная долина Съежи возле Доронино. Даже березы продолжают расти на тех же местах, что и при Левитане; только это уже, конечно, другие деревья. Прошедшие 120 лет немало изменили местность: заросла кустами долина, несколько подмыт левый (западный) берег реки, он резче изогнулся. Что интересно, художник уже в 1895 году подметил начало этого процесса: левый берег Съежи в «Золотой осени» тоже переувлажнен и подмывается.

Картина проникнута красотой, умиротворением, покоем. Эти начала показаны как состояние души много потрудившегося крестьянина. Рассматривая «Золотую осень», мы видим не картину природы, а рукотворную красоту ландшафта. Кто знаком со старым деревенским образом жизни, сразу поймет, что Левитан изобразил ухоженную окраину деревни. Вдали от селения все было бы иное: густо заросшие берега реки, заполоненные кустарником и травами в рост человека. Стоило бы художнику сдвинуть рамки своего полотна несколько вправо, и в поле зрения попали бы дома деревни Доронино. Но это была бы уже другая картина. Исчезли бы покой и печаль, и красота приобрела бы новый вид. 

Левитан не показал самого человека, но зафиксировал результат его неустанных трудов. Но незримое присутствие чувствуется: на переднем плане тележная колея, на заднем – небольшой сарай и вспаханное озимое поле. На картине виден результат труда косарей, пастухов, выгоняющих стада на прибрежные луга. Такой пейзаж невозможно создать в индустриальную эпоху тракторов и машин. Патриархальность – вот главная черта этой работы художника, заслуга которого в том, что он увидел и запечатлел красоту, преходящую и мимолетную: деревья украсились багряно-золотыми листьями, а уже через несколько дней эта красота исчезнет, уступив место другому пейзажу.

Несомненно, «Золотая осень» писалась с высокого берега у деревни Заречье, стоит лишь проехать туда по мосту у деревни Доронино. Каждый, кто посмотрит в сторону озера Островно, замрет в изумлении и скажет: «Вот она, «Золотая осень». Следует поставить указатели перед деревней Доронино о проходе к месту создания знаменитой картины: 300 метров от асфальтовой дороги.

Борис Виноградов,Наталья Иванова,культурно-исторический фонд «Удомля»
Автор: Борис ВИНОГРАДОВ, Наталья ИВАНОВА
43

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию