22 Февраля 2017
$57.86
61.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 03.02.2014

Своя колея

Фотограф: АРХИВ СЕРГЕЯ КОРШУНОВА

Тверской инженер Сергей Коршунов проложил ее на маршрутах прогресса отечественного вагоностроения

Со времен Архимеда изобретательные и пытливые умы помогают менять мир к лучшему. В новом веке творчество, труд и талант инженеров открывают широкие горизонты – обеспечивают модернизацию национальной экономики и главные инновационные прорывы. 

Сегодня на столичной Доске инженерной славы в большом Доме науки и техники Российского союза научных и общественных организаций фамилии 150 Кулибиных Верхневолжья. Есть чем гордиться! Среди тех, кого в «золотом» списке лучших чествовали год назад, заведующий лабораторией Тверского института вагоностроения Сергей Коршунов, не так давно в один год с родным институтом отметивший полувековой юбилей.

Большие старты

Он с детства привык к поэзии точных формул и расчетов. Инженером радиосвязи работала мама, Александра Петровна. Отец, Дмитрий Романович, был бортинженером четырехмоторных самолетов «Антей», а затем ушел на преподавательскую работу. После школы младший Коршунов с отличием окончил политехнический техникум, затем также с отличием – Брянский институт транспортного машиностроения. Обладатель высшего рейтинга родного вуза имел право поехать на любой из 16 вагоностроительных заводов России. Он выбрал Калининский институт вагоностроения, созданный на крепкой научной и производственной базе. Привлекло, что институт занимался разработкой внушительной гаммы передовой техники, давал простор людям незаурядным. Здесь было чему учиться и с кого брать пример. Наставниками молодого специалиста стали первоклассные профессионалы: старший научный сотрудник Олег Рубейкин, замдиректора по научной работе Алексей Юхневский, ведущий инженер Николай Денисов. Впечатляла не только глубина знания предмета, но и эрудиция мэтров: они свободно читали на английском, французском и немецком языках техническую и художественную литературу. О тех годах сегодня в коридорах института напоминают стенды, на которых запечатлена его славная история. 

Прежде чем войти в «глубокие воды» жизни, он осваивал подготовительные операции.
«Приключения, а часто и неудачи – следствие скверной плановой разработки», – сказал еще покоритель Северного полюса Руаль Амундсен. Коршунов уточнит с позиций уже нашего века: «Плохая подготовка инженеров чревата не просто неудачами – техногенными катастрофами». Тонкостям на каждом этапе инженеры института учились на лучших образцах – отечественных и зарубежных, в родных стенах и на производственных площадках страны, по которой пришлось поколесить. Были и знаковые встречи. В одну из командировок молодой специалист ехал в купе с земляком, Павлом Панкратовым, легендарным директором экскаваторного завода, который пригласил молодого специалиста в свою команду. Позднее Коршунов получал и другие заманчивые предложения, работу в столице, но не изменил своей колее.

На рубежах прорыва

Через год младший научный сотрудник Коршунов перешел на работу в отдел испытаний. Запомнились первые и очень ответственные экспериментальные исследования составов для перевозки ядерных отходов, которые проходили на вагонзаводе и на КАЭС. Постепенно география испытаний расширялась, институт гремел на всю катушку. Но начались перестройка, финансовые трудности… В сложные 90­е годы многие квалифицированные сотрудники уехали – кто в столицу, кто за границу. Институт открыл двери тем, кто готов был переучиваться, получать второе образование. Коршунов помогал им освоиться на новом поприще. В 2002 году он возглавил лабораторию динамико­прочностных испытаний, как когда­то его наставники, и напоминает начинающим: «Суха теория, мой друг, но вечно древо жизни зеленеет». Профессия соединила теорию и практику, историю и географию страны.

Среди важных объектов исследований – вагон­салон для президента и ядерные транспортеры для Калининской атомной станции, многие новые модели техники. Институт плодотворно сотрудничает с ведущими предприятиями области и страны, среди которых Торжокский вагонзавод, Центро­свармаш, НПЦ «Система», НПЦ «Экспресс», ОАО «Твема», профильные заводы в Москве, Санкт­-Петербурге, Тихвине, Воронеже, Тамбове, Улан­-Удэ…

В самом тесном и постоянном партнерстве инженеры работают с тверскими вагоностроителями. С участием института проведены испытания изготовленных на ТВЗ поездов, включая «Красную стрелу», «Аврору», новые составы поездов постоянного формирования с беззазорными сцепными устройствами, двухэтажные вагоны и составы метрополитена, спальные вагоны международного класса РИЦ. Проверка на прочность международных вагонов проходила на опытном образце в Австрии. С учетом российских эксплуатационных нагрузок Коршунов предложил изменить конструкцию отдельных элементов кузова. Специалисты фирмы «Siemens» приняли все предложения, которые внес русский инженер.

В лаборатории проводят всесторонний анализ конструкции, дают рекомендации по совершенствованию, особое внимание – надежности, безопасности и комфортабельности техники.
 – Работать интересно, много важных дел, технических новинок, значит, надо постоянно поддерживать достойный уровень, – заметил Коршунов.

В «золотом» списке

В прошлом году Сергей Коршунов участвовал во Всероссийском конкурсе на звание «Лучший инженер года». На суд жюри он представил рекордное количество разработок – по 40 объектам. В творческом портфеле были интересные предложения по первым в стране двухэтажным вагонам, которые изготовили на ТВЗ в канун Сочинской Олимпиады.

Оптимальный вариант – несущие металлоконструкции – он выбирал на основе экспериментальных исследований. Первый образец был создан по традиционной схеме с гофрированной оболочкой. Коршунов кардинально изменил подход: он предложил стрингерную конструкцию металлического кузова, как в авиа – и кораблестроении. Дальнейшие испытания вагона на полигонах со скоростями до 176 километров в час показали, что улучшились не только прочность, но и устойчивость, плавность хода. Сейчас вагоны курсируют на маршруте Москва – Адлер. Пассажирам в таком поезде  ехать одно удовольствие: условия комфортные, вибрации почти нет, так что и чай не расплещется.
На конкурс были представлены и новые решения по вагонам метро, которые осваивались на ТВЗ, по постановке на производство нового спального вагона РИЦ в рамках международного проекта: ОАО «ТВЗ» – «Siemens».

Сергей Коршунов стал победителем одной из самых престижных номинаций «Профессиональные инженеры России. Железнодорожный транспорт». Диплом и медаль лауреата Всероссийского конкурса ему вручил председатель жюри конкурса известный ученый, академик и член президиума Российской академии наук Юрий Гуляев, который тепло поздравил российских инженеров, подчеркнул значение их работы для укрепления мощи страны и улучшения жизни сограждан.

 – В столице мы увидели, что все в одной команде, в круговерти интересных дел и наш труд нужен Отечеству, – скажет Сергей Дмитриевич.

Зажигать делом

Хороший инженер всегда в поиске. За 247 рабочих дней года коллектив его лаборатории провел более 80 испытаний серийных, модернизированных и новых вагонов. Научный багаж Коршунова – больше 30 печатных работ, в том числе в изданиях ВАК.

На его рабочем столе стопка журналов с научными статьями, рядом на стене карта России с маршрутами рабочих поездок по всей стране: от Калининграда до Владивостока. Последние ходовые испытания прошли на скоростном полигоне в Краснодарском крае – в Белореченске, в подмосковной Щербинке, на Октябрьской железной дороге.

Опытом и знаниями специалист с удовольствием делится с молодым пополнением: читает лекции по вагоностроению студентам ТвГТУ. Юная смена радует Сергея Дмитриевича желанием заглянуть в глубины профессии. Он испытывает особое чувство, когда видит горящие глаза, неподдельный интерес к выбранному делу. Один студент спросил: «Почему вагоны сейчас красят в серый цвет?»
Коршунов рассказал про унификацию, возможности составлять поезда из разных моделей вагонов одного цвета. Потом вместе со студентами вспоминал историю отечественного вагоностроения в красках. Когда­то составы были голубыми, об этом напомнит известная песенка, потом стали зелеными. На фирменных поездах собран целый спектр окраски со значением: вишневая «Аврора», оранжево­голубой поезд «Москва – Калининград», бело­зеленые «Жигули». Поезд №1 «Москва – Владивосток» – «Россия» мчится по стране в триколоре цветов. 

Хороший инженер всегда Учитель, который умеет зажигать делом, добавив в него красок, таланта, глубины.

Галина СМИРНОВА 

Автор: Галина Смирнова
52

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды защитникам Отечества
«…Слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь» - звучали сегодня в областном драмтеатре хрестоматийные строки Вадима Шефнера. Прекрасные стихи. И все же те, кто пришел сюда в канун Дня защитника Отечества на торжественное собрание могли бы немного с ними поспорить. Для этих людей Родина, Честь, Достоинство, Мужество, не просто слова – смысл жизни.
22.02.201720:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию