28 Февраля 2017
$57.94
61.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 03.02.2014

Учитель, крылья наших надежд

Фотограф: Семейный архив

Уважаемая редакция!

Уважаемая редакция!

Пользуясь прекрасным знаменательным событием, решила написать несколько слов о Надежде Петровне Смирновой – в память о педагогах 50 – 60-х годов прошлого века. Мое письмо, быть может, повзрослевшее «спасибо» целого поколения всем своим учителям.

В древней Твери, моем любимом добром городе, большое событие – 75-летний юбилей средней школы №17. Поздравляю, любимая школа, моя ровесница! От души поздравляю весь коллектив. Желаю всем здоровья и долго еще нести свой дар многим поколениям нашего будущего.
Сегодня хочу вспомнить о На­дежде Петровне Смирновой: учительнице начальных классов с 1938 по 1968 годы в школах города Калинина. Поч­ти 20 лет – в школе №17.  Учительница, из тех, о которых говорят – от Бога. 

Невысокая приятная женщина с красивыми чертами лица, спокойной манерой общения, тихим голосом, просто, строго, но всегда со вкусом одетая. Детей она не просто любила, она называла их «народцем». У них был свой мир, и она его понимала. От нее исходило тепло. Покой. Детям было уютно около нее. Но в то же время дистанция учитель – ученик существовала всегда. Это было ее кредо.

Учеников в классе у Н.П. Смирновой было всегда много, кстати, это не влияло на зарплату. 
Она была мизерная. Бывали годы, когда в классе сидели по 46 учеников, никто не хотел уводить своих мальчишек и девчонок от такой учительницы. А ведь это ежедневная проверка тетрадей, к тому же частые педсоветы. А дома семья. Но ничто не влияло на постоянное, ровное общение.
К урокам она готовилась ежедневно и тщательно. Писала в планах решение задач, ответы на элементарные арифметические примеры, считала, что на уроке ни минуты не должно тратиться зря. К тому же заготавливались дополнительные задания для учеников. Работа шла в течение всего урока и у всех.

У нее в классе всегда был «деловой шумок». Надежда Петровна говорила: «Я не могу подойти к каждому, кто не понял материал. А его сосед по парте вполне может ему объяснить». 

После урока, сидя за учительским столом, она брала из стопки тетрадь, называла фамилию и клала ее либо вправо, либо влево. Ученики знали – идти им домой или оставаться для исправления ошибок. У нее хулиганы забывали о своем дурном поведении, они начинали работать. Их «тройки» были ее победами!

Она приучала детей мыслить, их кругозор расширялся. В поисках значения какого-нибудь слова они постоянно перелистывали страницы энциклопедий, словарей, исторических книг. Так формировались грамотные, интересные люди. История была в числе особо любимых предметов.
Все интересовало юные души – подвиг летчика Севастьянова и других героев Великой Отечественной, судьбы декабристов, открытия первопроходцами новых земель. У многих дома были хорошие библиотеки, ведь городок НИИ-2 был напротив школы, и это сказывалось самым благотворным образом. 

На уроках русского языка она старалась привить любовь к слову, в арифметике во главу угла ставила устный счет. Трудным материалом для детского понимания считала изучение дробей. Для лучшего понимания темы сама изготавливала различные наглядные пособия. В те времена ничего не было готового, учителям приходилось быть изоб­ретателями. Учителя пятых классов математики, истории, географии, шутя, укоряли ее в том, что бывших учеников трудно удивить новыми материалами. 

…Известное научное судно «Витязь» вернулось из очередной экс­педиции. Родители учеников Надежды Петровны с «Витязя» принесли ей окаменелости морских звезд и морских обитателей – целое великолепие, она передала их в дар кабинету биологии.

Вспоминаю такой факт. Однажды мы шли по улице с На­деждой Петровной. С нею поздоровалась пожилая женщина и ее спутник, видимо, внук. И вдруг старушка кланяется На­дежде Петровне до земли… Оказывается, во время войны учителям давали паек – бидончик первого. Надежда Петровна отдавала этот бидончик ученику. Он его уносил домой, это хоть как-то помогало спастись от голода, тогда и картофельные очистки у некоторых людей считались спасением.

Первое сентября в школе всегда день особенный. Как правило, море цветов, особенно у учителей начальных классов. Но сколько было букетов у Надежды Петровны! Цветы были не только от ее учеников нынешних, но и от тех, кто уже перешел в средние и старшие классы, кто уже окончил школу, кто давно был бывшим.

В семнадцатой школе всегда был сильный педагогический коллектив, он достойно нес звание лидера как в учебном процессе, так и в воспитании учеников. Но как бы ни рознились методы и формы обучения, какая бы новая фантастическая аппаратура ни применялась для обучения, учитель был и остается главной фигурой в учебном процессе.

Светлая память всем педагогам, которых уже нет с нами. Желаю всем ветеранам и нынешним преподавателям здоровья, успехов. Я рассказала малую толику о прекрасной женщине, учителе школы №17. О моей маме.

Светлана Петрушина Подмосковье

Хочу еще дополнить, что школа №17 сначала была мужской. В 1954 году стала смешанной. Я проучилась в ней в 9 и 10-м классах (тогда была десятилетка). Потом институт Московский полиграфический, преподавала спецтехнологию в полиграфическом училище №12 города Калинина.

Всегда любила и люблю Тверь, мои дочери родились в Твери. Мои внуки знают Тверь, знают школу №17. Все мне там родное. 


Автор: Светлана Петрушина
14

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Верхневолжье показало участникам инвестиционного форума «Сочи-2017», куда бизнес должен вкладывать деньги
Что объединяет производство по выпуску сыров, предприятие по переработке масличных культур и создание авиационных теплообменников? Все эти проекты реализуются или будут реализованы в Тверской области.
27.02.201721:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию