15 Декабря 2017
$58.71
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 31.01.2014

…И одежда сделана очень искусно

Фотограф: Владимир Крылов

Гравюры старых мастеров обрели новую жизнь

В музее Салтыкова-Щедрина открылась выставка гравюр конца XVIII века, но показывает она не столько искусство графики, сколько искусство реставрации. Все произведения, которые вошли в экспозицию, совсем недавно вернулись из Москвы, где, побывав в руках специалистов, буквальным образом возродились.

На стенах выставочного зала – всего пять гравюр, однако ощущения, что экспонатов маловато, не возникает. По давно установившейся традиции здесь демонстрируют не только конечный результат реставрации, но и сам его процесс, запечатленный на фотографиях, и, конечно, первоначальное состояние произведений, соз¬данных три столетия назад. Автором оригиналов к четырем из них является английский живописец и график Джордж Морланд. Имена граверов, выполнивших работу, неизвестны.

С этими экспонатами из фондов Тверского государственного объединенного музея связана любопытная история. Напечатаны они были в Париже, а приобретены в Твери, правда, у кого именно, установить так и не удалось. Изначально гравюры, раскрашенные акварелью, не имели никаких декоративных украшательств, их добавили позднее. Так, герои обзавелись объемными костюмами из шелка и газа, выполненными в технике аппликации. В книге поступлений Тверского музея в 1892 году была сделана запись: «Все картины раскрашены, и одежда сделана очень искусно… По всему вероятию, эта работа произведена в России между 1785 и 1795 годом». К такому предположению имелись все основания, поскольку на задней стороне картин листы были подклеены газетной бумагой, на которой значился 1785 год. Кроме того, установлено время приобретения работ в России. Судя по надписям на обороте гравюр, четыре из них купили «в Москве января 15 дня», а одну, большего формата, 10 января за рубль. И только потом работы попали в Тверь и пополнили собрания Тверского музея. Пятая из упомянутых гравюр выполнена неизвест¬ным художником, скорее всего, как предполагают музейщики, итальянцем по происхождению. Называется она «Житель острова Флориды».

Родившись в 1763 году, Джордж Морланд ушел из жизни в 1804-м. Выставленные гравюры вполне укладываются в русло всего творчества этого британского мастера, учившегося у отца. Поначалу в своих живописных опытах он ориентировался на Томаса Гейнсборо, но затем преодолел это влияние и стал создавать пейзажи, основанные на наблюдениях над природой. Наследник реалистических традиций голландской живопис¬ной школы, Морланд вошел в историю английского искусства как художник, впервые начавший писать сцены из семейной жизни, чем он, собственно, в основном и интересен. Гравюры – яркая иллюстрация того, как автор разрабатывал этот жанр.

Скажем, герой гравюры «Домашнее счастье» сидит с книгой в руках, героиня – с вязаньем, и более идиллической картины трудно себе придумать. «Раскаяние», «Приготовление к маскараду» – эти работы трактуют человеческую жизнь по-другому, показывая иные ее грани, также, впрочем, связанные с отношениями между людьми. Выделяется гравюра «Луиза, созерцающая роковое место». Добавленные в работу объемные костюмы несколько мешают разобрать сюжет, который был характерен для искусства эпохи сентиментализма: за пышным платьем убитой горем героини скрываются морской залив и корабль, уходящий под воду. Становится ясно, что бедная Луиза вряд ли переживет разлуку с возлюбленным, погибшим при кораблекрушении... Что интересно, изначально многие из нарядов персонажей гравюр были раскрашены в яркие тона, когда же неизвестный мастер стал прикрывать их аппликацией, то задрапировал шелком более сдержанных оттенков. Экспонаты хранились в музее в рамах небольшого формата, а после реставрации их убрали в просторные киотные рамы, стекло которых не прижимает объемные костюмы.

В отдел графики Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря в Москве пять предметов из тверской музейной коллекции были переданы в июле 2012 года. К этому моменту они находились в плачевном состоянии, и специалистам потребовалось немало времени, чтобы вернуть им прежний вид. В ходе реставрации удалялись поверхностные загрязнения, многократно промывались бумажная основа и аппликация. Фиксирующий ее клеевой состав был подвержен полной деструкции, поэтому реставраторы деликатно демонтировали фрагменты аппликации, укрепляли и в местах отставания от основы проклеивали заново. Кроме того, необходимо было восполнить утраты бумаги, разгладить тканевые фрагменты, для чего использовался паровой карандаш. На финальной стадии работ произведение дублировали на реставрационную бумагу. Тонировали потертости и утраты после стабилизации клея.

Результат этого «колдовства» можно сейчас увидеть в музее и сравнить: как было и как стало. Тверские музейщики и первые посетители выставки искренне восхищались преображением предметов и благодарили реставраторов, возродивших уникальные гравюры: Ирину Белякову, Юрия Березина, Татьяну Евстропову, Марию Куприянову. Кстати, две гравюры из тверского собрания – «Житель острова Флориды» и «Приготовление к маскараду» – были показаны как образцы работы реставраторов на выставке центра имени Грабаря «95 лет научной реставрации: открытия и повседневность», которая проходила в Москве в музее декоративно-прикладного искусства.

Стоит также сказать, что это не первая реставрационная выставка, которую открывает объединенный музей: летом прошлого года публику познакомили с отреставрированной Острожской Библией, изданной первопечатником Иваном Федоровым в городе Остроге в 1581 году. И работа по возвращению подобных памятников к жизни, поддерживаемая комитетом по делам культуры Тверской области, будет продолжена.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
19

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость