09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 27.01.2014

Модернизация управления: стандарты и новации

Фотограф: Константин Бежецкий

Задачи совершенствования управления государством и взаимодействия граждан с властью последовательно реализуются в нашей стране

 Административная и бюджетная реформы, новые подходы в сфере местного самоуправления, жилищно-коммунального сектора, создание электронного правительства – все это части большой программы по преобразованию государственного сектора в целом.

При этом два фактора – качество предоставления государственных услуг и снижение административных барьеров – стали сегодня не просто наиболее значимыми и востребованными, но по сути своей являются индикатором доверия граждан ко всем проводимым государством реформам.

Услуга без волокиты 

Каждый из нас хоть раз да сталкивался с долгим ожиданием в очередях, необходимостью по нескольку раз обращаться к чиновнику по одному и тому же вопросу. Между тем суть преобразований в системе исполнительной власти предельно четко сформулирована президентом: «Каждый гражданин должен не только знать, но и иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить органы власти». 

Для системного решения этой задачи и был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Ключевым моментом в нем стал переход на принципиально новый уровень межведомственного взаимодействия, когда исполнительные органы власти при оказании услуг сами обмениваются между собой документами и информацией, а не запрашивают ее друг у друга через заявителя. Создание такой системы не только снизило организационные, временные и финансовые затраты людей, но и устранило ряд конкретных противоречий. В частности, было выявлено 264 избыточных документа, которые раньше чиновники требовали от заявителей.

В Тверской области сегодня оказывается 164 государственные и порядка 45 типовых муниципальных услуг. Основная доля государственных услуг касается социальной сферы. Среди них получение различного рода пособий и субсидий, ответов на запросы из загса и архивов. В это число также входят услуги, касающиеся имущественных отношений, включая земельные, лицензирования, регистрации, аккредитации, выдачи разрешений на определенные виды деятельности, и многие другие. 
С первого июля 2012 года заявитель, обращаясь в тот или иной орган за получением услуги, представляет минимальный набор документов, которые называются документами личного хранения и четко прописаны в законе. А орган, предоставляющий услугу, обязан обеспечить получение недостающих сведений, имеющихся в распоряжении других ведомств, посредством межведомственного взаимодействия.

Например, для назначения и выплаты пособий в связи с рождением ребенка гражданам больше не нужно представлять справку о рождении, справку из органа занятости населения (если заявитель является безработным), справку о составе семьи и еще ряд других бумаг. Органы власти получают эти документы самостоятельно.

Так, в течение 2013 года областные органы исполнительной власти направили в различные инстанции более 82 тысяч запросов и подготовили около 35 тысяч документов для заявителей. А органы местного самоуправления направили в минувшем году более 
33 тысяч запросов, получив при этом порядка 30 тысяч ответов.

Окна МФЦ

Повысить качество и доступность услуг позволила и реализация проекта «Одно окно», которая предусматривает создание многофункциональных центров (МФЦ). Начиная с 2013 года планы развития таких центров находятся на личном контроле у Председателя Правительства РФ. Согласно этому документу «Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году должна составлять не менее 90 процентов».

В 2013 году Тверским МФЦ были заключены соглашения о взаимодействии с 11 территориальными федеральными органами исполнительной власти, 17 областными исполнительными органами и 18 администрациями муниципальных образований. Они касаются консультирования заявителя, осуществления межведомственного взаимодействия при приеме у него документов и получении их от других органов власти, выдачи ответов на запросы.

– Мы начали открытие МФЦ с удаленных районов Верхневолжья, – рассказал первый заместитель министра промышленности и информационных технологий Тверской области Алексей Важнов. – При всей своей социальной значимости они очень затратны для областного бюджета. Чтобы открыть подобные структуры во всех муниципальных образованиях региона, необходимы большие средства. Есть опыт их создания за счет привлечения инвестиций. Например, на средства инвестора было предоставлено и отремонтировано здание для филиала МФЦ в поселке Завидово. Но в основном здания выделяются из муниципальной собственности и ремонтируются за счет областной казны и муниципального бюджета. Эта работа проходит последовательно, по плану.

Сегодня филиалы МФЦ уже открыты в Вышнем Волочке, Нелидове, Западной Двине, Сандове, Жарковском и Конаковском районах. В 2013 году физическим и юридическим лицам в этих центрах было оказано 120 767 услуг (для сравнения: в 2012 году – всего 28 856). В ближайшее время откроются филиалы МФЦ в Селижарове, Андреаполе, Торопце, Осташкове, а до конца года планируется создание МФЦ в Ржеве, Торжке и Твери. К концу 2015 года в Тверской области будет организована работа еще 14 филиалов МФЦ в районах с численностью населения более 10 тысяч человек. В остальных муниципальных образованиях создаются удаленные рабочие места центра, а также мобильные группы на базе специально оборудованных автомобилей марки «Газель». В прошлом году такая мобильная группа оказала 272 услуги жителям отдаленных поселений в Калининском районе.

В Твери долгожданный филиал планируется открыть уже в этом году. Для него подобрано здание рядом с «Олимпом», разработана и согласована проектно-сметная документация на проведение ремонта помещений. Вся эта работа ведется в соответствии со «Схемой размещения МФЦ и отделений привлекаемых организаций», утвержденной губернатором области.

В результате деятельности МФЦ существенно сократились сроки получения государственных и муниципальных услуг, снизилась межведомственная волокита, достигнут существенный антикоррупционный эффект. 

Без барьеров 

Сегодня нередки случаи, когда при разработке проектов правовых актов не учитывается необходимость создания благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности.
Поэтому с недавнего времени в практику внедряется так называемая оценка регулирующего воздействия. Это набор процедур, который позволяет разработчику в процессе подготовки законопроекта рассмотреть затраты и выгоды предпринимателей и граждан, а также бюджетов всех уровней. Одним из важных элементов такой оценки является процедура публичных консультаций, в том числе с деловым и экспертным сообществом. В результате создан механизм блокировки принятия решений, которые могут повлечь неоправданные расходы для предпринимателей и государственного бюджета.

Правительство Тверской области сегодня приступает к реализации политики, в соответствии с которой все нормативные правовые акты, принимаемые и действующие на региональном уровне и влияющие на развитие предпринимательства, должны будут предварительно пройти общественные слушания, получить оценку бизнесменов и экспертов.

Строго по регламенту

Развитие предпринимательства сдерживает и большое число бессистемных проверок, проводимых контролирующими органами. Федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был принят в целях защиты малого и среднего бизнеса от подобной практики. 

– Наша задача – минимизировать давление исполнительной власти на бизнес, – говорит начальник управления мониторинга и организации государственных и муниципальных услуг (функций) министерства промышленности и информационных технологий Тверской области Елена Кокорева. – Каждая властная структура должна прислать нам на экспертизу свой административный регламент – документ, утверждающий весь порядок предоставления услуги. В нем указывается, на основании каких нормативных актов она оказывается, кто относится к заявителям, в какие сроки услуга должна быть предоставлена, что служит основанием для отказа. Как правило, орган власти составляет регламент, исходя из собственного опыта. Мы же рассматриваем его скорее с позиции предпринимателей или граждан. Анализируем, не слишком ли затянуты сроки оказания услуги, не является ли перечень документов избыточным, соответствует ли регламент законодательству, и выдаем свои рекомендации. Это жестко ограничивает действия чиновников.

Законом запрещено требовать у заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными правовыми актами, запрашивать документы и информацию, если они имеются в государственных и муниципальных органах, запрещено также требовать согласований, для которых людям необходимо обращаться в другие госорганы. А чтобы все эти запреты не остались только на бумаге, в областной закон об административной ответственности внесены соответствующие поправки. За нарушение сроков предоставления услуги или ее неоказание, требование документов или платы, не предусмотренных законодательством, повторное совершение данных нарушений на чиновников и сотрудников МФЦ налагаются солидные штрафы. Контроль за соблюдением требований регламентов предоставления государственных услуг возложен на министерство промышленности и информационных технологий, а рассматриваются такие дела мировыми судьями.

Тверитяне также могут участвовать в процессе разработки административных регламентов, оценив их проекты, которые еще до утверждения размещаются на сайтах органов власти, предоставляющих услуги.

Станислав ШУТОВ
Автор: Станислав Шутов
36

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию