09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 23.01.2014

После Святок

Главные события начала года связаны с Церковью

 Святки прошли, но Дары волхвов и крещенское купание всю эту неделю оставались в центре внимания российских СМИ и Интернета. В последние дни к этим темам добавилось обсуждение бурных столкновений на киевском Майдане, вспыхнувших в самый день Крещения, и, в частности, отношение к ним Православной церкви.

Общее во всех этих обсуждениях – крайняя поляризация мнений, которая свидетельствует, на мой взгляд, прежде всего об обостренном отношении российской общественности ко всему, что касается веры и православия. Несмотря на то что более или менее регулярно посещают храмы не более десятой части наших соотечественников, церковная тема, похоже, уже никогда не будет восприниматься всем обществом как маргинальная и несущественная. Что радует.

Маргинальной скорее выглядит позиция откровенно антицерковная, которая проявилась, в частности, в комментариях к пребыванию в России ковчега с Дарами волхвов. Высказывания о том, что Дары – это «средневековая подделка», а многотысячные очереди к ним якобы свидетельствуют о распространенности суеверий и невежества, получили весьма достойный ответ со стороны действительно знающих суть дела людей. История действительно свидетельствует о массовом изготовлении фальшивых «святынь» в средневековой Европе, но исключительно в Западной, католической. Православная Византия благодаря близости к Святой земле обладала таким количеством подлинных святынь, что ни в каких подделках не нуждалась. Историкам это хорошо известно. Подлинность святынь, в том числе и Даров, подтверждалась прежде всего несомненными чудесами, от них происходящими, которые тщательно фиксировались и фиксируются по сей день.
Кстати говоря, одним из первых русских людей, поклонившимся Дарам волхвов, был новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, посетивший Константинополь около 1200 года, а позднее ставший святым Антонием, архиепископом Новгородским. Об этом он упомянул в книге «Паломник».

Многочисленные опросы журналистами тех людей, что стояли в очереди к Дарам в Моск­ве и Петербурге, свидетельствуют о том, что к ним шли очень разные люди, среди которых могли быть и склонные к «магизму» и суевериям. Но в целом в очереди оказались представители всех слоев российского общества, включая и верующих других конфессий, и вовсе не определившихся в своей конфессиональной принадлежности, но испытывающих свойственную большинству людей духовную жажду. Большинство же пришедших вполне осознанно относили себя к православным, хотя степень воцерковленности у них была, конечно же, разной.

Те же, кто приходит в храм один раз в год, чаще всего приходят туда 18 или 19 января – за богоявленской водой. Именно в эти дни все мы вспоминаем если не о своей вере, то, по крайней мере, о своих православных корнях. Самое же интересное, как известно, происходит в ночь между этими датами.

Более трех тысяч купелей, оборудованных по всей России, приняли в себя никак не меньше миллиона наших сограждан, убежденных в том, что, презрев суровый крещенский мороз и окунувшись в ледяную купель, они совершили воистину благочестивый поступок. Однако отношение православного священства к этим купаниям далеко не однозначно. Епископ Домодедовский Евтихий, например, приводит целых четыре аргумента против крещенских купаний, видя в них и несомненный риск для здоровья, и осквернение самой освящаемой воды недолжным к ней отношением, и проявление суеверия, и отсутствие в святоотеческих трудах какого-либо упоминания о таком обряде. Другие священнослужители считают эту традицию достаточно благочестивой, но не обязательной. И лишь немногие утверждают, что истинно верующий обязан совершать погружения в крещенскую купель.

В этом отношении мне вспомнилась история с одним хорошо мне знакомым человеком, который несколько лет подряд окунался на Крещение в иордань, а потом вдруг перестал. Выяснилось, что хорошо его знавший священник не дал ему благословение на такое купание. Подумав, он понял почему: лишь первый раз он шел к купели с подлинно благочестивым чувством, а потом его вело тщеславное желание поддержать репутацию «крутого традиционалиста» и «истинно православного», поскольку знакомые каждый раз спрашивали, пойдет он нынче купаться или нет.
Понятно, что греховный помысел сводил к нулю саму возможность обретения благодати.

Крещенские события в Киеве тоже не о стремлении к благодати свидетельствуют, а о чем-то ей противоположном. Позиция Украинской Православной Церкви, выраженная еще в заявлении митрополита Владимира 30 ноября и в его же обращении к духовенству и верующим УПЦ 12 декабря 2013-го, остается неизменной. Церковь продолжает молиться «об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы», добавив еще и чинопоследование службы «о мире во время междоусобные брани, утолении и престании раздоров, крамол и нестроений внутренних градских». 

Сергей Глушков
Автор: Сергей Глушков
25

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию