30 Мая 2017
$56.71
63.37
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура09.01.2014

Автор – героиня – читатель

Фотограф: Александр Солодков

Наина Хонина представила «Исповедь актрисы»

 В Тверском Доме поэзии прошла презентация книги народной артистки России, актрисы областного академического театра драмы Наины Хониной «Амнезия…». Представлял произведение художественный руководитель Дома поэт Андрей Дементьев, с которым автора связывает давняя дружба.

– Книги рождаются в мертвый сезон, когда в театре играешь спектакли, а новых ролей пока нет, – делится Наина Владимировна творческой историей «Амнезии», в основе которой – большая сценическая био­графия автора. – В моей творческой жизни было 34 мужа отечественного и импортного производства, двадцать дочерей и десять сыновей, я сменила 19 профессий: была свинаркой, дояркой, секретарем райкома партии, фрейлиной при дворе, королевой, наконец. Во мне течет кровь представителей всех 16 национальностей бывшего Советского Союза, а также итальянская, французская... Одна из моих героинь жила в X веке – посчитайте, сколько мне лет!..
В артистическом арсенале Наины Хониной 150 ролей, и они, конечно, очень повлияли на ее литературные опыты, хорошо известные в читательской среде. «Если бы вы знали, какие есть закономерности», – говорит актриса, каждая книга которой была важным этапом к большому роману.

Андрей Дементьев признается: «Знаю Наину Владимировну очень давно. Когда­то в Твери проходил поэтический конкурс, в котором она принимала участие и победила, и тогда я подумал: вот редкий пример человека, одаренного во всех смыслах этого емкого слова «дар».

На полке в актовом зале Дома поэзии, открытого летом нынешнего года, стоят книги Наины Хониной. Четыре томика, вышедших в разное время, начиная с 1998 года, – тот литературный багаж, из которого выросла «Амнезия», роман, написанный в редком сейчас жанре. Это «исповедь актрисы в монологах, диалогах и письмах». Подступами к нему были книги «Она была актрисою», сборник «Богема», куда вошли повести и рассказы, и поэтическая тетрадь «В это лето, в таком­то году». Во всех них Наина Хонина развивает мысль, высказанную ею в одном из стихотворений: 

«Моя смертельная арена – сцена». Театр главенствует на страницах этих произведений, он становится одним из ключевых героев всех прозаических и поэтических текстов Хониной, которая признается, что в семье она играет роль с мужем – одну, с сыном – другую, с гостями – третью. Занятия домашними делами для нее – также повод для перевоплощения. А что же говорить о литературе!

Название и жанровое обозначение новой книги, с одной стороны, не совместимы, с другой – они показывают свое­образие авторской манеры и напрямую характеризуют автора, рассказывающего о судьбе провинциальной актрисы Ани Щукиной. И здесь сам собой напрашивается тезис об автобиографизме романа, но нужно понимать, что герой в литературе не равнозначен автору, и наоборот. Впрочем, первые читатели уже отметили сходство и даже настаивают на нем. Тем более что на обложке книги напечатан портрет Наи­ны Хониной в образе бабушки Татьяны Марковны из спектакля «Обрыв» по роману Гончарова. Впрочем, всю правду знает лишь сам автор. Доцент кафедры новейшей русской литературы и журналистики ТвГУ Александр Бойников вспомнил во время вечера слова Спиридона Дрожжина, который говорил: «Где правда, там и поэзия, а где поэзия, там правда...»

На презентации Наина Хонина, прочитав одно из писем Анны Щукиной, адресованных родителям, сказала о том, что она, конечно, подарила его своей героине. И это, безусловно, так и есть. Но также очевидно, что, наделив голос персонажа собственной интонацией, автор в то же время дистанцировал его от себя. Подчеркивается дистанция таким приемом, как потеря памяти – героиня вспоминает. Действие разворачивается в двух сферах жизни Анны Щукиной, вышедшей замуж за солиста филармонии Широкова, – домашней, семейной, и творческой, театральной. Граница между ними четко не очерчена (вспомним установку автора на игру), они взаимопроникаемы, открыты. В них погружаешься, и каждую страницу хочется перечитывать. Этим своим впечатлением от книги поделилась народная артистка России Вера Рычкова, для которой Наина Хонина – «учитель, друг, сестра по творчеству». О том же говорила Наталья Сысоева, которая некоторым образом и подтолк­нула Наину Владимировну к написанию 
«Амнезии».

– Десять лет назад Наталья принесла мне большую канцелярскую тетрадь в клеточку и сказала: «Пиши!» – делится Наина Хонина. – И на первой странице я написала: 2 мая 2003 года. Так что с этой даты, можно сказать, началась книга, которую я откладывала, к которой возвращалась и которая теперь увидела свет.

С выходом романа Наину Хонину поздравили мэр города Твери Александр Корзин, ее друзья, коллеги, знакомые. И едва ли не во всех прозвучавших оценках ключевым словом оказывалось слово «доб­рота». Действительно, произведение проникнуто добротой, чувствами и любовью к своей семье, к своей профессии, к своему городу, к людям. Оно дает возможность познакомиться читателю с совершенно особым, артистическим взглядом на мир. Надо ли говорить, что актриса видит жизнь по-­иному?

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
Автор: Евгений Пантелеев
257

Возврат к списку

В тверском регионе стартовала кампания ЕГЭ-2017
Паспорт, хорошие знания и память – это все, что сегодня взяли с собой выпускники школ региона на экзамен по информатике и ИКТ.
29.05.201721:21
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию