30 Мая 2017
$56.71
63.37
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура09.01.2014

Вид экспонатов бесконечно драконий

Фотограф: Александр Солодков

В Торжке открылась выставка из фондов Музея Востока

В преддверии Нового года Всероссийский историко­этнографический музей (ВИЭМ) представил экспозицию «Дракон и Феникс», которая развернулась в «Доме России» на улице Луначарского и погружает зрителя как в мифологический, так и в исторический контекст. Этому весьма способствуют экспонаты, на месяц покинувшие собрание Государственного музея искусств народов Востока и переехавшие в Торжок.

Выставка, которую увидели жители многих городов России, была подготовлена к 2012 году, символом которого по китайскому лунно­солнечному календарю являлся Дракон. Как известно, в основе этого календаря, сформировавшегося в древнейшие времена, лежит 60­летний цикл, состоящий из пяти равных временных отрезков. Для обозначения годов с первых веков нашей эры применяли названия животных, в перечне которых присутствует лишь один мифологический персонаж – Дракон. Все остальные – реально существуют. Другое мифологическое существо, столь же любимое и популярное в Китае и сопредельных странах, – феникс. Дракон воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть. Феникс покровительствовал императрице.
Изображенные вместе, они ассоциировались с женихом и невестой, воплощая союз двух начал инь–ян (светлого и темного), взаимодействие которых лежит в основе круговорота всех явлений природы и мировой гармонии. Образы дракона и феникса сложились на основе мифологических представлений и анимистических культов, предопределивших своеобразие трактовок этих животных в разных государствах. На выставке можно увидеть, какое место они занимали в культуре Китая, Кореи, Японии, Вьетнама, Бурятии.

– Вид экспонатов бесконечно драконий, – сказала на вернисаже заместитель генерального директора музея искусства народов Востока Татьяна Метакса (на снимке) и заметила, что если учесть символику заглавных персонажей выставки, то она непременно должна принести удачу и принимающему их музею, и городу. Затем Татьяна Христофоровна подошла к впечатляющей китайской вазе с изображением девяти драконов второй половины XIX века, установленной в витрине в центре первого зала, и прочитала этикетку: «Фарфор, глазурь, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная роспись эмалями, железной краской, позолота». Вряд ли, заметила представитель московского музея, это может оставить кого­то равнодушным. С ней согласились и глава Торжка Анатолий Рубайло, и директор ВИЭМ Андрей Михайлов. Действительно, надпись на этикетке, рассказывающая, с применением каких техник и из какого материала была выполнена ваза с огромными драконами, обвивающими ее бока, звучала как песня. Впрочем, точно такое же звучание имеют и другие экспонаты.

Традиция изображать драконов и фениксов появилась в Китае в бронзовом веке (по другой версии – в каменном). Изображения поддерживали связь этих существ с императорским домом, а сам император включался в космологическую систему при помощи официального парадного костюма. Одним из его видов был халат лунпао, основным элементом в декоре которого являлись пятикоготные драконы. 

Образы этих мифологических существ, как показывает экспозиция, воплощались практически везде – в ксило­графии, эмалях и литье, чеканке и гравировке, на коврах и в резьбе по слоновой кости, такой филигранной и тонкой, что разглядывать вырезанные орнаменты и целые картинки можно бесконечно долго. Драконы появлялись на футлярах для визитных карточек, наконечниках для трости, использовались в декоре такого важного аксессуара кабинета китайского или японского ученого, как бронзовая курильница. Курильницы, подобные той, что включена в экспозицию, входили вместе с книгами, шахматами и свитками в композиции с изображением «четырех драгоценностей» ученого. Эти сосуды наполнялись благовониями и добавляли интерьеру дополнительный, очень яркий акцент. А запахи, разносящиеся из них, вероятно, должны были стимулировать умственный процесс. Драконы становились непременным атрибутом религиозного искусства: на выставке можно увидеть алтарную композицию «Будда­мальчик под аркой девяти драконов», происходящую из Вьетнама. Она воспроизводит один из эпизодов рождения Будды, который, чудесным образом появившись на свет из бедра матери, делает семь шагов, при этом каждый раз под его ногой вырастает цветок лотоса, а драконы, парящие в облаках, совершают омовение младенца благоухающей водой.

Во Вьетнаме же было соз­дано панно «Залив Халонг», то есть залив опускающегося дракона. С ним связана удивительная легенда, которая гласит, что когда­то здесь жили рыбаки. Страдая от набегов пиратов, они попросили помощи у небесного владыки, и тот прислал в залив дракона. Пролетая над водой, он бросил в море горсть жемчужин, и они, падая, превратились в острые колья, которые потопили пиратские лодки, а затем стали скалами. Сейчас их в заливе насчитывается более полутора тысяч…

Своеобразным явлением народной культуры был лубок, связанный с обычаем украшения жилищ к новогодним праздникам. Сюжеты этих народных картин – традиционные ритуалы: «праздник фонарей», проходящий в середине первого месяца нового года, «гонки на «драконьих» лодках», «танец с драконом» и т.д. Впрочем, есть на выставке и иллюстрации к литературным текстам (к примеру, основой для картины «Цзиньгуй в царстве Красноволосых похитил сокровище» послужил эпизод из авантюрного романа «Малые восемь верных»), а также вариации картин профессиональных художников. Одна из них – «Наложница Лю осматривает короб, герои спасают государя» написана по эскизу Ван Шаотяня. Названия этих работ вполне укладываются в традицию именования подобного рода произведений. Известен, например, русский лубок «Баба Яга едет с коркодилом драться на свинье с пестом, да у них под кустом скляница с вином», который вполне вписывается в контекст выставки, потому как крокодил почти тот же дракон…

Евгений ПЕТРЕНКО 

Автор: Евгений Петренко
85

Возврат к списку

В тверском регионе стартовала кампания ЕГЭ-2017
Паспорт, хорошие знания и память – это все, что сегодня взяли с собой выпускники школ региона на экзамен по информатике и ИКТ.
29.05.201721:21
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию