24 Ноября 2017
$58.46
69.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 26.12.2013

Корпус профессионалов

Фотограф: Сергей Богданов

В структуре ОАО «ТВЗ» корпус малых серий – особое подразделение, или, как его еще иначе называют, «завод в заводе»: полуоборонная организация по назначению, полувоенная по условиям и режиму работы. А значит, особые обязанности и особая ответственность.

В структуре ОАО «ТВЗ» корпус малых серий – особое подразделение, или, как его еще иначе называют, «завод в заводе»: полуоборонная организация по назначению, полувоенная по условиям и режиму работы. А значит, особые обязанности и особая ответственность.

Официальные документы свидетельствуют, что 25 лет назад, 27 декабря 1988 года, был подписан акт о завершении строительства и вводе в строй объекта, именуемого «Корпус малых серий Калининского вагоностроительного завода». Его проектная производительность – 405 грузовых вагонов в год. Но начало этому производству было положено гораздо раньше – задолго до обозначенной даты… 

Цех №3 (цех опытных изделий, в народе – ЦОИ) начал функционировать на вагоностроительном заводе в 50-е годы. Создавался он для производства опытных образцов новой техники гражданского и специального назначения. Внутренняя сборка агрегатов шла на железнодорожных путях, располагавшихся на территории, которую сейчас занимают холоднопрессовый, часть ремонтно-механического и литейного цехов, кузова собирались в рамно-кузовном, детали и узлы изготавливались в других цехах завода. Сначала это были разовые заказы. Однако с 1953 года вагонзавод начал приобщаться к большим государственным задачам – его включили в число предприятий, исполняющих заказы Минобороны и других госведомств, в частности, по изготовлению опытных образцов и серийных установочных партий железнодорожных средств транспортировки.
Исполнителем таких заказов стал цех опытных изделий. Собственная «жилая» площадь появилась у него лишь спустя несколько лет: в 1958 году на заводе вступило в строй новое здание холоднопрессового цеха, а освободившееся помещение на 25 долгих лет стало основной базой изготовления спецпродукции. Впрочем, в главном корпусе хватало места для сборки всего двух вагонов, так что основные работы продолжали проводить на открытом воздухе. Несмотря на непростые условия и не менее сложные задачи, специалистами цеха опытных изделий (а впоследствии корпуса малых серий) во взаимодействии с ЦКБ ТМ и ведущими НИИ и КБ оборонных отраслей промышленности были спроектированы и освоены в производстве более 1000 типов железнодорожных агрегатов – от различных спецвагонов до боевых железнодорожных ракетных комплексов.

Как свидетельство большой значимости производства в разрезе страны можно рассматривать и тот факт, что решение о строительстве нового здания для корпуса малых серий принималось на государственном уровне: началось оно по постановлению Совета Министров СССР, принятому в конце мая 1968 года. Производственные мощности увеличивались поэтапно. В 1979 году были введены первые три пролета мощностью 30 вагонов в год, в 1981-м – еще три пролета мощностью 50 вагонов в год, затем в 1983 и 1984 годах освоены дополнительные мощности по производству еще 40 вагонов в год… И так вплоть до 1988 года, когда КМС вышел на свои проектные показатели – 405 специальных вагонов в год.

За последующие 25 лет эксплуа­тации КМС выпустил продукции на сотни миллионов рублей, освоил производство сложной железнодорожной техники и транспортных средств специального назначения для нужд Министерства обороны, Росатома, Роскосмоса и других государственных ведомств и корпораций. В его сегодняшнем «арсенале» помимо гособоронзаказа вагоны для метрополитена, двухэтажные вагоны, различные вагоны специального назначения и другая востребованная железнодорожная техника. 

За последние годы в цехах корпуса проведено большое техническое перевооружение, причем при действующем производстве. Оснащенность цехов высокопроизводительным оборудованием, универсальной сборочной оснасткой, а также высококвалифицированные кадры позволяют коллективу корпуса малых серий в кратчайшие сроки перестроиться на создание любой новой продукции и решать сложнейшие задачи.

Однако главной ценностью корпуса малых серий всегда были и остаются люди. Это подразделение – одно из самых стабильных с точки зрения кадров. Во многом это связано, как говорят сами вагоностроители, с интересной работой и интенсивно меняющимися задачами, которые необходимо решать быстро и четко. Здесь особые задачи и особая ответственность. Ответственность – за сроки, за качество, за надежность в эксплуатации, особенно когда речь идет о спецзаказах, влияющих на обороноспособность страны, на развитие ее космических и энергетических программ. 

Корпус малых серий всегда был силен руководящими кадрами. Немало примеров, когда директора, пройдя школу руководства спецпроизводством, затем становились во главе всего завода, как Александр Бураев, Владислав Шаверский. Евгений Вожакин, сегодня занимающий должность министра промышленности и информационных технологий Тверской области, тоже в течение 7 лет руководил корпусом малых серий Тверского вагоностроительного завода. Более 10 лет проработал в КМС и генеральный директор ОАО «ТВЗ» Андрей Соловей, пройдя путь от начальника участка до заместителя директора КМС по производству, а затем генерального директора 
ОАО «Центросвармаш». 

В корпусе работали и работают орденоносцы, заслуженные и почетные машиностроители, ветераны труда ТВЗ. В их числе слесарь по сборке металлоконструкций Борис Игнатьев, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, слесарь механосборочных работ Александр Уткин, инженер-технолог Лидия Воронцова. У каждого за плечами по три и более десятилетия работы в корпусе малых серий. 

Так Лидия Анатольевна Воронцова, которая в 80-х пришла на завод инженером-конструктором, а затем возглавила отдел инструментального хозяйства КМС, хорошо помнит, как рос корпус, как вводились новые мощности.

– Работать было, конечно, сложно, – вспоминает она. – Это сейчас компьютеры, сотовые телефоны… А тогда было так: память всегда в напряжении, а сам в движении – за день не один километр намотаешь, бегая по участкам. Но одно могу сказать точно: было очень интересно! – подчеркивает Лидия Анатольевна и добавляет: – Я благодарна судьбе, что мне довелось работать с талантливыми людьми, среди них – Семен Лазаревич Гамеров, Александр Николаевич Базанов, Виктор Иванович Светлов и многие другие. Они горели на работе, зажигали своей энергией окружающих, были настоящими профессионалами и охотно делились своим опытом с молодыми коллегами. 

Сегодня в корпусе малых серий много молодежи – яркой, талантливой, по-настоящему профессиональной, готовой учитывать опыт старших коллег и находить современные подходы к решению сложнейших задач. Молодые люди имеют возможность расти – как личности и как профессионалы. 

К примеру, Алексей Скачков, несмотря на свои 36 лет, успешно прошел путь от рабочего до начальника вагоносборочного цеха. Впрочем, в КМС, где практически каждый пятый работающий моложе 30 лет, немало перспективных кадров. Это и слесари по сборке металлоконструкций Михаил Ветров и Евгений Баринов, и мастер Олег Кременский, и инженеры-технологи Ольга Степанова и Василий Якунин, и маляр Екатерина Карпова, и многие другие рабочие и специалисты, которым еще предстоит внести свой достойный вклад в работу этого особого подразделения Тверского вагоностроительного завода. 

Наталья Волгина

 

Автор: Наталья Волгина
85

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость