18 Октября 2017
$57.34
67.46
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 04.03.2009

Опыты расширения пространства

…Жили-были на берегу красивого озера пять друзей-художников. Каждый из них получил отменное образование – познакомились и подружились они в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Впоследствии все пятеро были приняты в Товарищество передвижных выставок, со временем стали почтенными и признанными мастерами. В один прекрасный момент они решили, что неплохо было бы поделиться своими знаниями со всеми, кто живет по соседству на берегах этого озера. И открыли художественную школу. Такой сказочный зачин и был бы куда как хорош, но жили наши герои в далеко не сказочное время – шел 1919 год.

…Жили-были на берегу красивого озера пять друзей-художников. Каждый из них получил отменное образование – познакомились и подружились они в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Впоследствии все пятеро были приняты в Товарищество передвижных выставок, со временем стали почтенными и признанными мастерами. В один прекрасный момент они решили, что неплохо было бы поделиться своими знаниями со всеми, кто живет по соседству на берегах этого озера. И открыли художественную школу. Такой сказочный зачин и был бы куда как хорош, но жили наши герои в далеко не сказочное время – шел 1919 год.
Свободные государственные художественные мастерские сложились в первые послереволюционные годы как новая форма общедоступного образовательного учреждения для народа. Мастерские на базе дачи «Чайка», организованные по инициативе Витольда Бялыницкого-Бируля и Александра Моравова, примечательны помимо прочего тем, что это было первое учебное заведение такого рода не только в Тверской губернии, а едва ли не во всей России – открылись они 3 февраля 1919 года, почти на год раньше, чем аналогичные мастерские в Твери.
Поначалу инициатива была встречена весьма благожелательно, на митинге по поводу открытия мастерских говорилось, что «…в отдаленном уголке, где открыта настоящая школа, разгорается очаг искусства, который является одним из лучших в деле просвещения. Светочи – организаторы нашей школы… подают в день открытия первую руку помощи народу, направляя его на путь образования». На «Чайке» была организована именно полноценная художественная школа, преподавание рисования с натуры в которой велось по классической программе, для чего был приобретен даже соответствующий реквизит, в том числе и друг многих поколений художников – гипсовый бюст Аполлона. Преподавали в школе не только обитатели «Чайки», но и приглашенные из Москвы известные художники Абрам Архипов, Василий Рождественский и Константин Коровин. Помимо классической школы в окрестностях «Чайки» в бывшей усадьбе Сигово были организованы мастерские трудовых процессов – занятия по разным видам декоративно-прикладного искусства там вели преподаватели знаменитого столичного Строгановского училища. Популярность школы среди крестьян окрестных деревень была настолько велика, что «…в момент открытия художественных мастерских дети почти все оставили школы грамоты и пришли записываться в мастерские».
Впрочем, как и многие мастерские такого рода, школа на «Чайке» вызывала недовольство неких лиц. Так, уже летом в губернской газете появилась анонимная статья «Коммунары из коммуны «Чайка», ставшая поводом для проведения масштабной ревизии – автор расценивал организацию мастерских как «прибежище для оставшейся буржуазии». Проверка, впрочем, показала, что «..никаких нарушений или злоупотреблений…не обнаружено, наоборот, во всем замечается образцовый порядок». Однако с тех пор в работе мастерских начались серьезные проблемы, в том числе и с финансированием, и в 1922 году они были закрыты – примерно в то же время, что и аналогичные Свободные государственные художественные мастерские в Твери. Но память о них осталась. «Вероятно, и сейчас еще где-то в удомельских деревнях есть шкафы и полки, изготовленные в столярной мастерской училища и расписанные орнаментами в виде диковинных птиц и цветов», – писал впоследствии Александр Моравов.
За девяносто лет «Чайка» пережила многое, построенное в 1912 году деревянное здание пришло в совершенную ветхость и разрушилось бы окончательно, если бы в один прекрасный момент здесь не появился хороший человек Юрий Михайлов. Просто приехал, увидел, проникся «гением места»  и остался. Во многом его стараниями «Чайка» была сохранена, восстановлена и несколько лет назад включена как филиал в состав областной картинной галереи. Сейчас там создана небольшая мемориальная экспозиция, последним ее пополнением стал рояль «Беккер» – приблизительно такой же стоял в этой комнате в начале
ХХ века. Здесь же размещена экспозиция из принткопий – выполненных посредством сложной современной технологии идеально точных репродукций произведений работавших на Удомле художников – Бялыницкого-Бируля, Моравова, Степанова, Богданова-Бельского, Жуковского. Оригиналы этих вещей хранятся в Тверской картинной галерее. Уместны здесь и репродукции хрестоматийных произведений Левитана, написанных как раз на Удомле, – именно он первым разведал эти места и открыл их для пейзажистов. Кроме того, при музее существует выставочный зал, где показывают свои работы и начинающие, и маститые художники, а в последние годы сформировалась прелюбопытная этнографическая экспозиция из предметов, собранных в окрестных деревнях.
«Чайка» представляет собой не столько музей в обычном понимании, сколько культурный центр, где все время что-то происходит. В сущности, сейчас дача «Чайка» некоторым образом продолжает в современном контексте принципы, которыми руководствовались основатели художественных мастерских. Школе классического рисования соответствуют проводящиеся в разные времена года регулярные пленэры, на которых рядом пишут и юные художники, и признанные мастера. Особенно интересными оказываются пленэры в местах, освященных именами  классиков: так, один из пленэров проводился в окрестностях усадьбы Островно, где Левитан жил и работал, когда впервые приехал на Удомлю.
Традиции Мастерских трудовых процессов по-своему продолжают проводящиеся на «Чайке» мастер-классы и ремесленно-фольклорные праздники. Самый заметный из таких праздников, февральский «День рождения художника», приурочен и к дате открытия мастерских, и к дню рождения Витольда Бялыницкого-Бируля. Он проводился уже в пятый раз и в этом году выпал на Сретенье.
– Этот праздник наглядно показывает, что на даче «Чайка» в Свободных художественных мастерских высокое искусство соприкасалось с крестьянским ремеслом, и таким образом творческое пространство расширялось, – сказала директор картинной галереи Татьяна Куюкина. – Я на таком празднике впервые, и мне он очень нравится, я уже успела сделать для себя немало поразительных открытий.
Одним из открытий для директора галереи стало традиционное ручное ткачество: мастер-класс давала сотрудница филиала Наталья Петрова. Искусствовед Татьяна Куюкина не только внимательно выслушивала объяснения мастерицы, но и задавала вопросы чисто технического свойства, как будто бы сама решила на досуге заняться этим видом народного искусства. Впрочем, а почему бы и нет? Главной же радостью для  Татьяны Куюкиной стала подаренная ей традиционная тряпичная кукла, обремененная тремя дитятками. Что вполне соответствует действительности: сейчас при галерее существуют три филиала – «Чайка», Домотканово и Эммаус. Чуть позже рассмотрели, что хитроумные мастера оставили место еще и для четвертого дитенка. Вот и гадай теперь, каким еще музеем прирастет областная картинная галерея?..
На время праздника весь дом с чайкой на фасаде превратился в одну большую мастерскую – дивной красы дамы в пестрых сарафанах учили всех желающих плести традиционные узорчатые пояса – непременный атрибут любого народного костюма, сворачивать любимые многими поколениями девчонок куклы-закрутки и еще делать своими руками множество очень красивых штучек. И при этом пели. Оказалось, что это участницы удомельского фольклорного ансамбля, на тот момент безымянного. Ансамбль, как рассказала его руководитель Наталья Человская, существует не при каком-то культурном учреждении, а вроде как сам по себе. Это избавляет фольклористок от необходимости приноравливаться к современной сцене, пользоваться фонограммой и вообще добавлять в свои выступления элемент шоу. Они просто поют как дышат, так что это не ансамбль в обычном понимании, а большая деревенская семья, а Наталья соответственно не руководитель, а мать семейства.
Вопрос о названии ансамбля участниц, надо сказать, несколько озадачил. Они призадумались, а потом кто-то вспомнил, что сегодня Сретенье. Все согласились, что лучшего названия, чем «Сретенье», для коллектива такого рода не придумаешь, – в нем есть и глубина, и изысканная многозначность. На том и порешили.
Пока шло обсуждение, самый младший член семьи – серьезный парень Ярослав месяцев семи отроду – радовался обилию новых людей, старательно позировал дядькам с большими фотоаппаратами и вообще чувствовал себя хозяином дома. Папаша Ярослава в это время топтался во дворе вокруг горна и вдумчиво стучал молотом по раскаленному железу: кузнец Геннадий Иванов, до недавнего времени краса и гордость Торжка, а ныне житель Удомли, проводил мастер-класс на свежем воздухе. Превращение невзрачной железки в самую настоящую подкову на счастье выглядело натурально колдовством. Из толпы завороженных зрителей выделился юноша артистической наружности, который, как оказалось, собрался поступать в художественное училище. С некоторой опаской, но он все-таки попробовал в роли подмастерья. Может быть, это и был момент истины – как знать, не предпочтет ли в итоге будущий художник станковому искусству декоративно-прикладное?
Ремесленной магии поддался даже Юрий Михайлов: заведующий филиалом пошел в ученики к Геннадию и сейчас старательно осваивает секреты кузнечного дела. Что, кстати, логично и исторически оправданно: участок земли под постройку «Чайки» Бялыницкий-Бируля купил как раз у местного кузнеца.
Фактически на «Чайке» понемногу складывается ремесленный двор – своеобразное развлекательно-поучительное учреждение и перспективный туристический объект. По мнению многих туроператоров, интерактивные ремесленные дворы и фольклорные деревни пользуются устойчивой популярностью у ценителей внутреннего туризма, что вполне понятно, если учесть возрастающий интерес к собственной истории и моду на естественность, неповторимость и «рукодельность». Стоит учитывать также и кризис, который, как считают специалисты, сподвигнет туриста отдыхать в российских пенатах. Дача «Чайка» в этом смысле представляет собой уникальный объект, где в контексте дивных ландшафтов, которые не испортили даже видимые отовсюду градирни, пересекаются и определенный пласт российской истории, и хрестоматийные факты высокого искусства, и крестьянские ремесленные традиции.

Автор: Наталья ЗИМИНА
45

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость