24 Марта 2017
$57.52
62.1
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура23.12.2013

Век нынешний и век минувший

Фотограф: Александр Солодков

На выставке «В зеркале времени»

В Тверской областной картинной галерее демонстрируется уникальная по своему составу выставка, организованная в рамках межрегио­нального проекта «Из века в век переходя…» 

Экспозиция, развернутая в выставочном зале галереи в бизнес-центре «Донской» на улице Дмитрия Донского в Твери, стала результатом сотрудничества музеев из разных регионов России, объединивших свои усилия, чтобы показать, каким образом времена и эпохи сменяют друг друга и как это находит отражение в искусстве разных исторических периодов. Инициатором проекта выступило Министерство культуры России, при финансовой поддержке которого в городах – участниках выставочной программы – одновременно открылись уникальные кураторские экспозиции, объединенные одной темой.

Каждый из музеев, вовлеченных в проект (а кроме Твери это музеи Орла, Калуги, Тулы, Тамбова, Рязани, Мурома, Брянска, Липецка), представляет свою концепцию выставки. В Твери она выражается уже в названии экспозиции – «В зеркале времени». Более того, вписана в другую важную выставку, которая сейчас развернута в галерее, – «Россия – царств земных отрада…», посвященную 400-летию династии Романовых. Так два проекта, в которых главный акцент сделан на темпоральность, являющуюся их смысловым ядром, оказались объединены тематически и семантически.

Когда ходишь сначала по одной экспозиции, а потом начинаешь знакомиться с соседней, вспоминаются слова Николая Языкова, писавшего в стихотворении «В.М. Княжевичу» о том, что в дептрских дубравах он беседовал «с минувшими веками; // Героев призраки из мрака старины // встают передо мной шумящими рядами...» Эти слова очень удачно ложатся на выставки галереи, причем дело не столько в совпадении, сколько в преемственности самой культуры и тех образов, которые привлекали мастеров прошлого и которые привлекают современных художников. Портреты особ императорской фамилии, представленные в экспозиции, посвященной Романовым, тонко рифмуются, например, с работой «Петр I» Ирины Камышанской, написанной в 1997 году. По прошествии времени интерес художников к главным персонажам русской истории не пропал, но интерпретируют они эти образы иначе: парадный портрет уступает место портрету почти иронического склада. На картине из собрания Калужского областного художественного музея Петр I, быть может, мало похож на императора-реформатора. Но в том и состояла, пожалуй, задача автора – показать Петра без символов державной власти, показать его прежде всего человеком, поэтому и изображение его лишено прямолинейности и однозначности, свойственных парадным портретам.
Смену художественной парадигмы демонстрирует и работа Николая Сажина «Ее Императорское Величество Екатерина II на фоне обновленного российского герба». Название картины, хранящейся в фонде тверской галереи, сразу же отсылает к названиям парадных портретов прошлого – скажем, к работе Левицкого «Екатерина II — законодательница в храме богини правосудия». Но у Сажина совершенно отсутствует одическое восхваление императрицы, свойственное портрету кисти Левицкого. Нивелируется (ну или почти нивелируется) и аллегорический характер изображения, трактовка становится свободной, лишенной всякой помпезности, которая уступает место такому же свободному взгляду художника на героиню.

Особенное отношение к художественной традиции, на современном этапе подвергшейся переосмыслению, можно наблюдать и в картине Ирины Лавровой «Дама с собачкой» (1997), и пейзаже Александра Флоренского «Утки в St. James Park» (1991). Пластическое решение декоративной композиции Анатолия Камардина «Тверичанки» (1995) также говорит о том, что большая традиция работы с глиной благодаря дару художника приобретает новое качество. Век минувший таким образом преломляется в веке нынешнем, задавая общий тон выставке, составленной из более чем 90 работ – блестящего графика Алексея Перфильева, Евгения Царева, Галины Камардиной, Александра Кукушкина, Ирины и Михаила Маршумовых и других художников, которые, принадлежа к разным школам, придерживаясь разных взглядов, исповедуя разные творческие принципы, демонстрируют многогранность поисков изобразительного языка в отражении исторического прошлого и настоящего. Эпиграфом же к тверской части проекта стала картина одесского художника Олега Вуколова «Два времени». Образность ее основана на хронотопическом совмещении двух персонажей: одна героиня, с зонтиком, уходит в прошлое, другая же выдвинута на первый план и знаменует собой современность. Две эпохи оказываются, с одной стороны, связаны, а с другой – очень четко разделены. Но, кажется, никогда еще прошлое и настоящее не были так близки друг к другу.

Евгений ПЕТРЕНКО 

Автор: Евгений Петренко
33

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию