25 Января 2017
$59.22
63.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 19.12.2013

Они всегда на фронте… работ

Фотограф: Архив Владимира Шеина

Президент Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир Шеин выступил с инициативой строительства мемориала, посвященного дорожникам-фронтовикам. Они вместе с армией приближали победу, а после вой­ны начали наступление на бездорожье.

Президент Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир Шеин выступил с инициативой строительства мемориала, посвященного дорожникам-фронтовикам. Они вместе с армией приближали победу, а после вой­ны начали наступление на бездорожье.

Дороги нужны всегда

Даже в первые годы войны, когда все силы были брошены на борьбу с захватчиками, дорожные войска строили сотни километров трасс и большаков. К слову, по имеющимся данным, в 1942 году дорожников насчитывалось 112 тысяч, в 1943-м — 179 тысяч, а в 1944-м – уже 198 тысяч человек. В их задачу входило обеспечить передвижение войсковых колонн. Фронтовики вспоминают, что если в мирное время на строительство моста уходило три года, то во время войны – год. 

После капитуляции Германии прошло совсем немного времени, и уже в начале июня 1945 года в СССР было принято постановление «О строительстве шоссейных дорог для обеспечения автотранспортной связи между промышленными и областными центрами страны». Этот указ можно считать первой дорожной реформой.

Трудно поверить, что до войны грузовой автомобиль преодолевал расстояние от Ленинграда до Москвы за столько же времени, как при Екатерине II экипаж с запряженной тройкой. Такое положение вещей не устраивало руководство страны, которую предстояло поднимать из руин.
Строительству дорог придавалось большое стратегическое значение. Необходимо было обеспечить не просто передвижение автомобиля, а «круглогодичный скоростной и безопасный проезд».
Учитывая, что специалистов катастрофически не хватало, после 1945 года ставилась цель увеличить число студентов в институтах дорожной отрасли в пять раз. Одновременно пристально изучался опыт зарубежных коллег.

В 1953 году особый дорожно-строительный корпус был передан из МВД в состав Министерства обороны. В ОДСК входило 11 дивизий, которые трудились на территории всей страны. Десятая дивизия ОДСК дислоцировалась в Калининской области. Позже, когда дивизии расформировали, было организовано Управление строительства №9, которое занималось реконструкцией дороги Москва — Санкт-Петербург, а затем строительством трассы Москва — Рига. На работу в эту организацию перешли более трехсот офицеров, сержантов и солдат, уволенных в запас. Опытные военные строители взялись за выполнение государственной задачи.

Чтобы наладить и улучшить транспортное сообщение, необходимо было прокладывать тысячи километров автомагистралей. На эти цели были брошены значительные людские ресурсы, техника и финансы, однако еще в начале 1970-х годов добраться до отдаленного населенного пункта было весьма проблематично. 

 – Состояние дорожной отрасли на тот момент лучше цифр демонстрирует такой случай, – рассказывает Владимир Шеин, который в то время работал главным инженером в проектной организации. – Как-то раз нам было необходимо добраться до населенного пункта, расположенного за Красным Холмом. Миновали районный центр, там и заканчивалось асфальтовое покрытие. Нам удалось проехать несколько километ­ров, видим, первый секретарь Краснохолмского райкома и его спутник пытаются вытолкнуть «уазик», застрявший в грязи. Как полагается, взяли на буксир, вытащили, но свою машину опрокинули. Словом, сообщение было такое, что до некоторых районов приходилось добираться чуть ли не сутки.

Есть место подвигу. Трудовому

Дорожникам предстояло проделать колоссальный объем работ. На строительстве были задействованы такие передовики отрасли, как «Мостоотряд-19», «Волгодорстрой», «Агродорстрой», и другие. Только «Мостоотряд-19» возвел около 500 бетонных мостов на месте деревянных, «Агрострой» «выдавал» по 300 – 400 километров дорог в год. Чтобы свернуть горы, точнее, проложить пути, требовалось значительное число техники и людей. Благо все это было. Машины хоть были сравнительно невелики по своей грузоподъемности – не более 10 тонн, но большому количеству грузовиков удавалось перевозить миллионы кубов щебня и песка. Если какая-то единица техники выходила из строя – в самые короткие сроки ее восстанавливали. Если вдруг механики не справлялись с ремонтом сами, то снимали, допустим, двигатель и везли в мастерскую. К утру, как правило, было все готово. Коллективы перечисленных выше организаций насчитывали тысячи сотрудников. Фундаментом, основой этих организаций по-прежнему в 70-е годы были руководители-фронтовики, орденоносцы. Среди тех, кто прошел Великую Отечественную войну, а потом многие годы жизни отдал дорожно-строительной отрасли, нужно назвать Алексея Степановича Принцева — руководителя ДУ-772, на базе которого появилось Максатихинское ДРСУ, главу ДЭУ-773 в Вышневолоцком районе Федора Никитича Никитина. Под его руководством были построены первые десятки километров дорог с твердым покрытием, созданы производственная база и собственный жилой фонд. В Бологовском ДРСУ более 30 лет отработали дорожные мастера Борис Добромыслов, а также отец и сын Кукушкины. А, например, в Бежецке дорожное управление возглавлял бывший узник Бухенвальда Николай Федорович Ятченко. Закалка у них была еще та, и к делу они относились ответственно и серьезно. 

– Эти люди не имели привычки ссылаться на нехватку финансов или ресурсов, – рассказывает Владимир Шеин. – Если перед ними ставилась задача, они ее выполняли. Нужно перевести технику за 10 – 12 часов в другую область — сделают. Если в ночную смену сломалась какая-то машина, то все знали: утром она снова будет работать. Этому они научились еще на фронте.

Руководил строительством автодороги Москва–Рига участник войны Иван Корнеевич Бруй. Рядом с ним трудились Василий Семенович Долбов, Исаак Александрович Витенберг и другие фронтовики. Под руководством этих людей была создана основная дорожная сеть тверского региона. Они построили дорогу Москва — Рига, соединив с ней все прилегающие райцентры области, практически построили дорогу Торжок — Кувшиново — Осташков, дороги на Конаково, Бежецк. 

За 15 лет дорожники справились с поставленной задачей – ко всем городам и крупным поселениям Калининской области был проложен асфальт. Созданной в то время автомобильной сетью мы пользуемся по сей день.

Екатерина МИХНЯ 

Автор: Екатерина Михня
79

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Игорь Руденя на съезде Единой России сделал акцент на программе развития Нечерноземья
В Москве состоялся XVI отчетно-выборный съезд партии «Единая Россия». Политический форум собрал более трех тысяч участников: членов партии из всех регионов страны, представителей министерств и ведомств, общественных организаций, журналистов.
23.01.201721:11
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию