11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 16.12.2013

Дополнительное не значит второстепенное

Фотограф: Архив "ТЖ"

К 2018 году 75 процентов детей от 5 до 18 лет должны быть заняты в секциях, студиях, кружках самых различных направлений

 Такая задача была поставлена на региональной?научно-практической конференции «Традиции и инновации в системе дополнительного образования детей», которая прошла во Дворце творчества детей и молодежи. В ней приняли участие заместитель председателя Правительства Тверской области Светлана Вержбицкая, министр образования региона Наталья Сенникова, председатель областного комитета по делам культуры Елена Шевченко, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Борис Куприянов, педагоги дополнительного образования, учителя и методисты. 

Большая команда, за которой детские судьбы

Конференция была посвящена 95-летию организации дополнительного образования детей в России. От имени губернатора и Правительства региона с этим событием педагогов поздравила Светлана Вержбицкая:

– Пройдет еще пять лет, и мы будем отмечать 100-летие системы дополнительного образования детей. Очевидно, что она продолжает быть востребованной. Дополнительное образование – это особая, гибкая сфера, благодаря которой дети сами могут выбрать определенный кружок или секцию, педагога, время посещения занятий. Именно здесь, во Дворцах творчества, школах искусств, спортивных секциях, ребята раскрываются наиболее полно, проявляя свою одаренность.
Мы знаем много примеров из истории, когда великие писатели, музыканты могли не успевать по каким-то школьным предметам, но они были самыми талантливыми учениками педагогов дополнительного образования. Поэтому никогда нельзя ставить крест на судьбе ребенка, ведь у него все еще впереди. Должно ли дополнительное образование быть качественным? Несомненно. Слово «дополнительное» не значит «развлекательное» или «второстепенное», оно происходит от слова «дополнить», то есть его задача – сделать образование ребенка наиболее полным, гармоничным. 

Сегодня в нашей области 182 учреждения дополнительного образования детей. 77 из них относятся к отрасли «образование», 67 — подведомственны отрасли «культура», 32 – принадлежат «спорту». Светлана Вержбицкая отметила, что в этих учреждениях работают более 2000 специалистов, и все они – большая команда, за которой – судьбы детей. Потому что музыкальная и 
художественная школы, творческие кружки, спортивные секции призваны выполнять очень важную воспитательную функцию – защищать ребенка от опасностей улицы, увлекать его любимым делом.
Одно из ключевых и перспективных направлений системы дополнительного образования – поддержка и развитие одаренных детей. Ежегодно в регионе проводится более 50 областных фестивалей, конкурсов, соревнований. Итог работы педагогов – многочисленные победы детей на состязаниях российского и международного уровней. В 2013 году победителями и призерами самых различных детских конкурсов стали 53 учащихся. 

Как привлечь мальчиков?

К 2018 году 75 процентов детей от 5 до 18 лет должны быть заняты в секциях, студиях, кружках самых различных направлений. Для того чтобы эта цель смогла воплотиться в жизнь, предстоит большая межведомственная работа специалистов в сферах культуры, образования и спорта. 

– Если еще в 90-е годы велись дискуссии по поводу того, нужна или нет сфера дополнительного образования, то теперь на федеральном уровне есть четкое понимание: без нее не будет целостности воспитания подрастающего поколения, – говорит Наталья Сенникова. – Перспективы развития системы дополнительного образования зафиксированы в ряде стратегических документов. Так, указы президента и новый закон «Об образовании в РФ» нашли продолжение на региональном уровне. Был разработан план мероприятий («Дорожная карта») по усовершенствованию системы дополнительного образования детей. За реализацию этой программы на территории области отвечает межведомственная рабочая группа.

Каков сегодня образ воспитанника системы дополнительного образования? По словам Натальи Сенниковой, как правило, это ученики начальной школы и основной – до 7 – 8-х классов, причем девочек здесь больше. Чтобы привлечь в клубы и спортшколы мальчиков, необходимо создать качественную материально-техническую базу. Одна из ближайших задач – формирование электронного учета воспитанников системы дополнительного образования. «Важно четко определиться с количеством ребят, посещающих кружки и секции. Кто они: к примеру, трое одинаково активных ребят или десять разных школьников?» – заметила Наталья Александровна. 

Особое внимание – кадрам

Сегодня в системе допобразования 68 процентов преподавателей имеют вторую квалификационную категорию или не имеют ее вовсе. У 41 процента из них – высшее образование, у 39 процентов – среднее профессиональное, а у 20 – только общее среднее. В ближайшее время педагогам необходимо будет осваивать новые технологии, связанные с изменением образовательных программ, и очевидно, что многие из них, несмотря на опыт и профессионализм, должны будут позаботиться о повышении своей квалификации. 

–?Необходимо мотивировать учителей продолжить обучение, в том числе заочно. Через два-три года вторая квалификационная категория должна уйти в историю. Важную миссию в вопросах переподготовки педагогов дополнительного образования мы возлагаем на Тверской областной институт усовершенствования учителей, – подчеркнула Наталья Сенникова. 

Квалифицированному педагогу – достойную зарплату 

Перед Правительством области стояла задача довести заработную плату работников системы допобразования до 75 процентов средней оплаты по экономике. Это было выполнено. Сегодня средняя зарплата педагога – 16583 рубля. А впереди решение новой задачи – к 2018 году увеличить зарплату до 100 процентов от той, что положена работникам экономической отрасли.

***
На конференции были подведены итоги социально значимого регионального проекта «Время добрых дел». Это масштабный проект, приуроченный к Году окружающей среды в РФ. Он объединил более 2700 участников из 43 муниципальных образований региона. Участники проекта «Время добрых дел» соревновались в 18 конкурсах проекта, которые были направлены на гражданское и патриотическое воспитание молодого поколения, развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирование экологической культуры. По результатам всей социально значимой региональной акции определились победители. Они были награждены дипломами регионального министерства образования и ценными подарками. Наград были удостоены и участники регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям!».
Автор: Ирина Смазнова
29

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию