07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура10.12.2013

Каков вопрос – таков и ответ

Фотограф: Вячеслав Старостенко

Аттракцион невиданного джаза в областной филармонии

С беспрецедентным успехом на сцене Тверской филармонии выступило американское трио, играющее буги-вуги, признанное одним из самых интересных феноменов в истории блюза и джаза. Небольшим экскурсом в эту историю в минувшую субботу жителей областного центра порадовали пианисты Боб Бальдори, Артур Миглиазза и Мартин Шмитт. 

Стиль буги-вуги очень часто также называют хонки-тонком и баррелхаус – по названию тех баров, в которых эту музыку играли первоначально. Сам же термин «буги-вуги», как полагают, впервые появился на пластинке 1928 года «Boogie-Woogie» Клэренса Пайнтоп Смита. С этого времени особый фортепианный блюзовый стиль никогда не терял актуальности и очарования, а в сочетании со свободной манерой его подачи, какую весь вечер демонстрировали исполнители, он превратился в эффектный музыкальный аттракцион.

Если немного обратиться к теории, то форма буги основана на взаимодействии рук пианиста – от одной руки следует вопрос, другая же дает на него ответ. Более того, в этот диалог могут вступать даже пальцы музыканта, быстрые перемещения которых по клавишам создают по-настоящему волшебную палитру мелодических и ритмических рисунков. В их основе главным образом лежит блюз, в чем на состоявшемся концерте американцы дали возможность убедиться. Впрочем, высокие теоретические материи для публики не так важны: ей гораздо интереснее талант музыканта и настроение, которое он создает на сцене. Жаловаться на дефицит и того, и другого было бы неправильно: как только трио появилось на сцене, стало понятно, что вечер будет проведен не зря.

«Буги» Боб Бальдори? известный также под именем Большой Боб, сразу же расположил аудиторию, поприветствовав ее на русском языке. Затем, правда, он перешел на английский, но внятному диалогу это никак не помешало – он задавал залу вопросы, а пуб­лика выкрикивала ответы, и никакого непонимания не возникало. На сцене стояли два традиционных рояля и электрический инструмент. Именно на трех роялях должны звучали мелодии буги-вуги и блюза, заявленные в программе. Большой Боб сел за рояль, стоявший справа, Артут Меглиазза – за тот, что стоял слева, а Мартин Шмитт занял место по центру. Музыканты представляли собой очень разные типажи: руководитель коллектива был в цветастой рубашке и из зала внешне очень напоминал русского писателя Эдуарда Успенского. Артур Миглиазза вышел на сцену в кепке, важной деталью его облика являлись подтяжки, подчеркнувшие его итальянский характер. Мартин Шмитт в отличие от коллег оказался одет почти строго – в классическом костюме. Такое смешение стилей уже само по себе создавало какую-то неформальную обстановку, которую с первых же минут концерта стали формировать его герои.

После открывшего концерт совместного номера, сыгранного на трех роялях, музыканты разделились – каждый из них показывал, на что способен, причем способности эти так воодушевили зал, что аплодисменты почти не смолкали. Публика слышит знакомую мелодию Чайковского, из которой вырастает умопомрачительная импровизация, финал которой оказывается так же далек от заявленной темы, как два поезда, встретившихся в пути и разъехавшихся в противоположном направлении. Сравнение с поездами, заметим в скобках, тоже не случайно, поскольку само слово «буги», как только оно появилось, ассоциировалось именно с ними, с побегом, со свободой. А позднее владельцы железнодорожных компаний стали нанимать пианистов, которые играли в специальных музыкально-танцевальных вагонах. Можно предположить, что в них царила такая же или примерно такая же атмосфера, как и на тверском концерте трио, участники которого не просто исполняли музыку, но бесконечно шутили и обыгрывали ее. Вот пальцы пианиста, скользя по клавиатуре, добираются до ее края, и последнюю ноту музыкант «доигрывает» уже за ее пределами, нажимая несуществующую клавишу. При этом он хитро смотрит в зал на реакцию публики. Реакция его радует, и он начинает хулиганить еще больше – каждый свой номер музыканты сумели превратить с изящную и смешную репризу.

В настоящий аттракцион вылилось соло Артура Миглиазза, к которому в какой-то момент подсел Мартин Шмитт, и они доиграли номер в четыре руки, соревнуясь друг с другом, показывая, что их левые руки не знают, что делают правые. Ритмизированные фигуры удваивались, поэтому создавалось впечатление: играют даже не два пианиста, а четыре, а может быть, и больше. Губная гармошка также стала полноправным участником шоу – на ней играл Боб Бальдори, отдавший должное классике жанра, в том числе и Чаку Берри, из репертуара которого на концерте прозвучало несколько композиций.

Музыканты пританцовывали сами и провоцировали на танцы сидящих в зале – и устоять было просто невозможно. Контакт с аудиторией сложился настолько тесный, что Мартин Шмитт даже сказал нечто похожее на «будьте здоровы», когда кто-то из зрителей в первых рядах чихнул. В самом же начале концерта он жестами призывал зрителей улыбаться. Понятно, что потом в таких призывах не было никакой необходимости. Неформальный стиль общения артистов и пуб­лики окончательно утвердился после того, как музыканты встали к залу спиной и сфотографировались на его фоне. «Эту фотографию мы выложим в Facebook», – пообещали они. 

Петр Ручников

Автор: Петр Ручников
179

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию