06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура06.12.2013

Редкое соло

Фотограф: Архив "ТЖ"

Альтист Григорий Чекмарев дал концерт в стенах альма матер – Тверского музыкального училища (ныне колледж) им. М.П. Мусоргского, которое окончил больше десяти лет тому назад

 Григорий начал заниматься игрой на скрипке  почти во взрослом возрасте – с 15 лет. Когда пришло ощущение, что надо заниматься музыкой серьезно, приехал поступать в Тверь, в скрипичный класс Степана Мильтоняна. 

На 3-м курсе училища перешел на альт, потом поступил в Московскую консерваторию и окончил аспирантуру при ней. В качестве ансамблиста выступал с известными музыкантами, среди которых Наталия Гутман, Андрей Баранов, Никита Борисоглебский, Елена Ревич. Работал в Российском национальном оркестре под управлением Михаила Плетнева, сейчас играет в оркестре «Music Aeterna», которым руководит Теодор Курентзис (Пермь). 

Программа концерта Григория Чекмарева была уникальной в своем роде: она включала произведения, сочиненные именно для альта, то есть «родные» для него опусы. Известно, что музыкальный репертуар альтистов очень ограничен. Тем более ярко и интересно слушались и воспринимались «Адажио и аллегро» Шумана, «Концертная пьеса» Энеску, «Вариации на тему «Лакриме» (слезы)» Бриттена, Соната «Фантазия» Хиндемита. Солирующий альт отличается красивым меланхолическим тембром, и настроение легкой печали витало в зале весь вечер. Перед концертом слушателям вручались распечатанные программки с аннотациями к исполняемым произведениям. Этот знак внимания оказался очень уместным и был вполне оценен собравшимися.
 
Концерт начался звучанием старинной музыки – Сюиты Марена Маре, французского придворного музыканта эпохи барокко, игравшего на виоле да гамба, прародительнице современной виолончели. Семь пьес сюиты прозвучали в переложении для альта и были исполнены в аутентичной для того времени манере. 

– Что такое в наше время музыкант-альтист? Где он играет-выступает? Какие проблемы решает? – с такими вопросами я обратилась к музыканту после концерта. 

– Печальная реальность нашего времени заключается в том, что альтисты в огромном большинстве – оркестровые музыканты. Их музыкальный менталитет совершенно особый, даже внутри музыкантов оркестра. Если скрипачи, скажем, составляют плоть оркестрового звучания, красоту и звучность мелодической линии, то альтисты – это кровь оркестра. Ее не видно, но она есть, без нее нет жизни и биения музыки! К сожалению, в нынешней ситуации альтисты как солисты почти не востребованы. Никому даже в голову не приходит, что они могут играть сольные программы.
Собственно альтовый репертуар очень небольшой, поэтому во многих случаях альтисты играют переложения сольной партии другого инструмента, например, кларнета, как в сонатах Хиндемита, или виолы да гамба, как в старинной музыке эпохи барокко. В ходу у альтистов также переложения скрипичных и даже виолончельных произведений. В эпоху барокко у музыкантов-исполнителей было принято делать самые различные переложения известных и любимых музыкальных пьес. Можно было добавлять к ним свои вариации и импровизации или, напротив, сокращать, если сценическая ситуация требовала того. Так возникали многочисленные варианты исполнения «Пассакалии» Генделя, знаменитой Чаконы Баха ре минор.

Григорий Чекмарев левша от природы. Тем более удивительно, что он освоил альт, созданный для музыкантов-правшей, хотя в свое время как бы и не заметил специфических трудностей в процессе учебы: «Я не был правшой, и мне не приходило в голову сравнивать эти два способа игры на инструменте», – говорит музыкант. Он описывает случай, когда альтист, переигравший правую руку, заказал себе инструмент, сконструированный под левую, и заново освоил альт, начав с нуля и дойдя до совершенства. Чего только не придумают музыканты, чтобы доказать свою верность профессии! 
В музыкальном мире существует целая серия мифов об альтистах. Мифологический альтист обычно крупного телосложения и миролюбиво относится к себе подобным. Понятное дело, что таких почти сказочных альтистов следует отличать от реальных альтистов–музыкантов. 

– Григорий, расскажи, пожалуйста, о работе в Пермском оркестре под началом Теодора Курентзиса. 
– Теодор Курентзис – выдающаяся личность нашего времени, личность масштабная, талантливая, сильная. Два года назад он организовал в Перми камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble. В нем задействованы музыканты, которые, по выражению Курентзиса, «еще не утонули в лебединых озерах». Люди, у которых есть мечты, которые вдохновлены своими идеалами и размышляют над каждой нотой. За прошедшее время оркестр добился потрясающих успехов, вместе с ним стремительно растет и уровень слушательской аудитории в Перми. 

Курентзис – большой мастер стилевых музыкальных интерпретаций. Он никого не учит, как надо играть на инструменте, но, повинуясь своему внутреннему слышанию, умеет добиваться нужного качества звучания, необходимой стилевой чистоты в исполнении. Недавнее концертное исполнение оперы Перселла «Дидона и Эней» в интерпретации Курентзиса прозвучало настоящим шедевром!
За прошедшие два года Пермский театр оперы и балета, где выступает камерный оркестр под управлением Курентзиса, получил семь «Золотых масок». Среди них в трех номинациях – «Лучший оркестр балета», «Лучший оркестр в опере», «Лучший дирижер» – звучало имя Теодора Курентзиса. 

К сказанному необходимо добавить, что концертмейстером и партнером Григория Чекмарева в концерте выступила пианистка Юлия Груздева. Их ансамбль поразил слушателей почти идеальной сыгранностью и слышанием друг друга. На бис музыканты исполнили великолепное танго А. Пьяццоллы «Milonga del Angel», в тембре альта прозвучавшее как-то особенно томно и грустно. 
Пожелаем Григорию Чекмареву и Юлии Груздевой дальнейших успехов и ждем новых встреч с ними. 
Автор: Нина Дроздецкая
49

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию