22 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 06.12.2013

Грани, линии и формы

Фотограф: Александр Солодков

Искусство стекла и графики Бориса Федорова

 В большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра развернута экспозиция произведений заслуженного художника России, действительного члена Академии художеств Бориса Федорова. Выставка приурочена к юбилею мастера, неуспокоенного, постоянно ищущего, творящего искусство, которое завораживает.

Незадолго до вернисажа Борис Федоров вернулся из Львова, где участвовал в работе десятого симпозиума, посвященного декоративному искусству, и получил медаль за вклад в развитие украинского стекла. До этого же он ездил в Пензу, на Никольский Бахметьевский завод, побывал в творческой командировке в Прибалтике, успел открыть свою персональную выставку в Петербурге.
Неуемная энергия Федорова видна во всех его работах, но особенно в стекле, где авторская мысль оформлена и как философское послание, и как яркое художественное высказывание, к пониманию которого должен прийти зритель в ходе просмотра экспозиции. Большой зал центра сплошь уставлен витринами. Но все, что хочется, показать, все равно не получится: работ так много, что никакой выставочной площади не хватит, поэтому приходится делать выбор. В юбилейную 
экспозицию вошли только стекло и графика, которыми творческий потенциал автора не исчерпывается, но представляет его очень ярко. Хотя есть и другое, более подходящее, как кажется, здесь слово – мощно.

Борис Федоров, получив прекрасное образование в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, сразу стал востребованным в своей специальности.
Художник прошел серьезную школу работы на стекольных заводах, где его особое дарование сразу же в полной мере проявилось. Его произведения всегда привлекают внимание индивидуальными образными и формальными решениями. Впервые Борис Федоров заявил о себе в 1980-е годы, время расцвета советского стекла, и не потерялся в блестящей плеяде мастеров этого вида искусства. Диапазон его деятельности сегодня огромен, а фантазия по-прежнему не знает границ. Он уверенными движениями словно бы срезает культурный слой, обнажая его, как в композиции «Покинутые ландшафты», где художник выступает археологом, вскрывающим никому не известные пласты. Одновременно он дает зрителю ни с чем несравнимый импульс – подумать, поразмышлять, отдаться рефлексии.

Собственно, любая работа Федорова есть прежде всего импульс, который рождает фантазия мастера и который его руки затем воплощают в материале. Названием одной из работ, вошедшей в экспозицию, – «Движение формы» – можно охарактеризовать общее направление творчества художника, с конца 1990-х годах уделяющего большое внимание пластическим возможностям стекла, работая с ним как скульптор. И в самом деле его произведения – чистая скульптура, только в стекле. Из заявленной формы возникает движение, которое приобретает очертания облака, фактуры пре-вращаются в рельефы драматического звучания, а возвышенное в одной композиции может сочетаться с приземленным. Искусствовед Марина Сафонова, размышляя о творчестве Бориса Федорова, замечает, что новые формы, создаваемые им, становятся более абстрактными, а образное содержание их глубже и драматичнее, что говорит о серьезной попытке обновить, расширить «язык» декоративного искусства. И главным здесь становится категория света, которая, как бы это не показалось странным, актуальна даже тогда, когда мастер работает с черным стеклом. В этом универсальность художника, стремящегося постичь и попробовать все, доступное и даже недоступное ему. Недоступное он, впрочем, приближает к себе, осваивает и присваивает, таким образом делая далекое близким.

Порой кажется, что Федоров может сделать все из ничего. Но это, конечно, заблуждение. Прежде чем начать работать со стеклом, он придумывает будущий объект – так возникла графическая серия «По поводу стекла», своеобразная творческая лаборатория и «кухня», которая показывает, как рождаются скульптуры и композиции. Точные, смелые абстрактные зарисовки являются свидетельствами самой главной тайны – тайны творчества: вот художник проводит одну линию, вторую, третью, вот складывается концепция, которая, осмысленная, воплощается уже в материале, обладающем светоносной силой и особой энергетикой. Эмоциональность работ Федорова зашкаливает – он сам очень эмоционален, и учитывая это, вероятно, и стоит говорить о его произведениях, в каждом из которых заключена философия искусства и творчества, поскольку искусство в чистом виде только и интересует художника, создающего мир, ни на какой другой не похожий, мир, переливающийся многими красками – целый космос.

Работа со стеклом влияет на формообразование и пластику графических и живописных произведений художника. Особенно это заметно в знаменитых пастелях Федорова, посвященных природным мотивам. В них он раскрывается как романтик, лирик, тонко чувствующий окружающий мир. Оттого всех безусловно привлекают цветовые и тональные разработки, к которым прибегает художник. На выставке можно увидеть пастели, написанные на даче Бялыницкого-Бируля «Чайка», в краях, связанных с жизнью Венецианова. Торопец, Тверь, Весьегонск, Санкт-Петербург, Балтика – это не только места пленэров, но адреса, давно вошедшие в художественное сознание автора. От пастелей веет нежностью и теплом, что в свою очередь ведет к созданию ясного образа и чистейшей формы.

Евгений Петренко

Автор: Евгений Петренко
35

Возврат к списку

«Тверской переплет» отвечает на вопрос «Есть ли жизнь за МКАДом?»
А еще знакомит с новинками литературы и популярными литераторами, проводит мастер-классы и учит оптимизму.
22.10.201703:12
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость