19 Февраля 2017
$57.63
61.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись25.11.2013

Прославим мужество народа

Фотограф: архив ТЖ

400 лет Дому Романовых

 Прославим мужество народа

400 лет Дому Романовых

В течение всего 2013 года

в городах России проходит множество событий, связанных с четырехсотлетием Дома Романовых. Как известно, первый русский царь династии Романовых Михаил Федорович взошел на престол в 1613 году, положив начало царствующему Дому.

Мы помним имперскую историю, в которой было многое. Тишайший Алексей Михайлович и буйный Петр Великий. Такие знакомые с детства строки: «Но правдой он привлек сердца и нравы укротил наукой…» Они и поныне вызывают совсем разные трактовки: Елизавета Петровна и Анна Иоанновна, Павел Первый, Екатерина Великая… А возьмите эпохи Александра Второго и Александра Третьего. Вспомним телевизионный проект «Имя России», впервые в постсоветской России привлекший наше внимание к заслугам людей на троне.

В Петербурге этим летом появились плакаты «400 лет роду Романовых». Это досадная ошибка. 400 лет исполняется Императорскому Дому Романовых, а род этот – один из древнейших боярских родов – он древнее. Кстати, вспомним, что известно, что первый представитель древнейшего рода Романовых – Андрей Иванович Кобыла вместе с московским боярином Алексеем Босоволковым участвовал в свадебном посольстве в Тверь, чтобы сосватать княжну Марию Александровну за князя Семена Гордого. Отец Семена Гордого – московский князь Иван Калита и отец княжны Марии – тверской князь Александр Михайлович были непримиримыми соперниками, и брак между их детьми должен был положить конец родовой вражде.

Культурные мероприятия по поводу четырехсотлетия Дома Романовых в современной России не приурочены исключительно к летней дате венчания на царство, а проходят целый 2013 год.

Так, на выставке книг к этой памятной дате «400 лет Дому Романовых» в Тверской областной библиотеке имени Горького представлены издания историков и писателей о русских государях. Можно полистать известные книги о русских монархах Анри Труайа, других авторов.

Этой весной в Твери проходила презентация книги Петра Мультатули «Внешняя политика Николая Второго». Автора – известного монархиста – приглашал Фонд восстановления Спасо-Преображенского собора в Твери. Интересно, что Петр Мультатули – внук повара Николая Второго, взошедшего с последним царем на голгофу.

Летом в Тверской картинной галерее состоялась выставка портретов с таким красивым названием «Россия – царств земных отрада». Были представлены первоклассные портреты, прославлявшие Россию, пейзажи, фарфор императорских фабрик. Устроителями выставки ставилась задача показать достижения России в области государственности, культуры, экономики, науки.

Среди заметных событий, связанных с Домом Романовых, издание дневников Николая Второго, они появились на полках книжных магазинов России и Твери.

Дважды за последние годы наш город встречал православную святыню – образ Феодоровской иконы Божьей Матери. От иконы, у которой молились Романовы и которой венчались на царство, буквально не отвести глаз. Кстати, именно эта икона дала отчество крещенным в православие царицам – многочисленным немецким принцессам – все они были Федоровны. На обратной стороне святыни написан образ Параскевы Пятницы.

В рамках программы Фонда Императорского Дома к 400-летию окончания Смуты, возрождению государственности и призвания на царство династии Романовых планируется ряд торжеств с участием членов Императорской семьи в России, Великобритании, США и Испании. На государственном уровне проходят мероприятия в Калужской, Костромской областях,

Екатеринбурге, Санкт-Петербурге,

Нижнем Новгороде, Ярославле, Чердыни и Москве – местах, связанных с династией. До конца 2013 года поминают в приходах Русской Православной Церкви, в том числе и за рубежом, страстотерпцев – семью последнего российского Императора.

В сети Интернет есть сайт Ее императорского Величества. Глава Российского Императорского Дома Мария Владимировна Романова пишет об истоках династии и судьбах Отечества: «22 октября

(4 ноября н. ст.) 1612 года – в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы – после кровопролитных боев русское воинство одержало решающую победу над оккупантами, взяв Китай-город, а 25 октября (7 ноября н. ст.) очистило от иноземного владычества сердце русской земли – Московский Кремль.

Народные вожди и воеводы, имевшие право гордиться своими заслугами, могли пытаться самостоятельно решать дальнейшую судьбу Отечества. Но они сумели возвыситься над властолюбием и понять, что для подлинного и окончательного прекращения Смуты необходимо ориентироваться не на собственные мнения, а на волю народа, выраженную свободно избранными представителями регионов и сословий».

Как известно, 1 февраля (14 февраля н. ст.) 1613 года в атмосфере необычайного духовного и патриотического подъема открылся Великий Собор, участниками которого стали все иерархи Русской Православной Церкви и настоятели крупнейших русских монастырей, вельможи и полководцы, служилые дворяне и казаки, представители разных народов России, купцы, горожане и крестьяне из всех частей Отечества. Пользуясь употреб­ляемой ныне терминологией, мы имеем бесспорное основание именовать Собор 1613 года, предопределивший развитие России на века вперед, объединенным земским и поместным церковным, и в равной мере признавать и почитать как государственное, так и духовно-каноническое значение его деяний.

Итоги Собора не были никем предрешены заранее. Несмотря на единодушие в главном желании возродить благосостояние страны, народные избранники вели между собой жаркие споры по многим общим и частным вопросам. Однако в конце концов в их среде возобладало четкое стремление восстановить суверенную российскую государственность и независимую законную преемственную власть.

21 февраля (6 марта н. ст.) 1613 года Великий Собор окончательно утвердился в убеждении, что главным и необходимым основанием для возглавления Российской державы является не красноречие, не преходящая популярность, даже не опытность и героизм, сколь бы ни были важны эти качества для правителя. Но – безусловная легитимность и неоспоримая живая связь с предшествующими эпохами истории Отечества.

Ближайшим законным наследником угасшего Дома Рюриковичей был Михаил Феодорович Романов – сын томившегося в польском плену митрополита Ростовского Филарета, двоюродного брата последнего царя первой русской династии святого благоверного Феодора I Иоанновича. Никаких личных заслуг у 16-летнего Михаила Романова, за которые его можно было бы «избрать» в нашем нынешнем понимании этого слова, еще не было. Но бесспорность его наследственных прав создавала уникальный и драгоценный статус, позволяющий ему стать надсословным общенацио­нальным арбитром, умиряющим исстрадавшуюся страну, и в дальнейшем передать эту роль своим потомкам.

В утвержденной грамоте Великого Собора 1613 года о призвании на престол Дома Романовых простыми и ясными словами изложены традиционные и гармоничные для нашего народа принципы отношения к управлению страной, сформулировано понимание взаимной ответственности государства и общества.

Узнав о том, что Россия обрела законного царя, интервенты хотели лишить его жизни. Но бессмертный подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина помешал замыслам неприятелей. Глубоко символично и промыслительно, что в нашей истории спасение юного монарха, а в его лице – надежд всей нации на избавление от постигших Отечество бед, связано не с громкой битвой, не с именами знатных и сильных, а с самопожертвованием одного обычного человека.

14 марта (27 марта н. ст.) 1613 года в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы перед чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы прибывшая из Москвы депутация объявила Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе постановление Великого Собора. Государь воспринял это известие не с радостью, а с трепетом. Власть для него являлась не желанным плодом, но тяжким крестом, и он сомневался, хватит ли у него сил нести столь высокую ответственность. Лишь уговоры и увещевания святителя Феодорита Рязанского заставили Михаила Феодоровича смириться с мыслью, что он не имеет права отказаться от священного долга, возложенного на него Божественным провидением и волей народа.

В мае государь прибыл в Москву, и 11 июля (24 июля н. ст.) 1613 года Первоиерарх Русской Православной Церкви митрополит Казанский Ефрем венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Так началось правление Дома.

Обращает на себя внимание попытка главы Императорского Дома Марии Владимировны Романовой анализировать историю российской государственности:

«Наш Дом управлял Россией 304 года. За три века правления Дома Романовых в России было много успехов, достижений и побед. Мы вправе с честью вспоминать вклад Нашей Династии в историю Родины. Было также много серьезных ошибок, досадных просчетов и тяжких грехов. В них Мы каемся перед Богом и просим прощения у Народа за себя и за своих предков.

Царская Россия в 1917 году, конечно, не являлась государством всеобщего благоденствия. Однако революция отнюдь не упразднила ни бедности, ни несправедливости, ни жестокости, ни развращенности нравов. Обрести правильный курс невозможно без обращения к опыту предшествующих поколений. Юбилеи различных исторических событий даны нам для осмысления прошлого и извлечения из него уроков. Нам необходимо глубоко проникнуться мыслью, что мы празднуем 400-летие подвига нашего великого многострадального народа. В первую и главную очередь — это не чествование династии, иерархов, военачальников, дипломатов и аристократов, сколь бы ни был весом их вклад в общенациональную борьбу, но прославление мужества, самопожертвования и любви простых людей, освободивших и возродивших нашу страну. Нисколько не преуменьшая значение символических государственных, церковных и общественных актов, мы обязаны выделить и поставить во главу угла социальное и просветительское наполнение юбилея. Я призываю всех, кто имеет желание и возможность внести пожертвования на достойное празднование юбилея 400-летия преодоления Смуты и других юбилеев, большую часть этих средств направить на помощь бедным, сиротам, больным, инвалидам, престарелым и бездомным. Каждому из святых подвижников, монархов, иерархов, героев и вождей, которых мы желаем почтить и чьими именами мы назовем различные программы милосердия, будет гораздо радостнее в Небесном Царствии, если мы воздвигнем им памятники не только на улицах и площадях, но, в первую очередь, в душах людей».

Публикацию подготовил Александр БУШЕВ,

профессор Тверского государственного университета

 

Автор: Александр БУШЕВ
301

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери открылся кабинет социально-бытовой адаптации для подростков с особыми потребностями
Здесь научат сервировать стол, гладить, готовить еду на электроплите, а еще пылесосить, стирать на машинке-автомате и многим-многим важным делам по дому. Тяжелые ментальные нарушения и другие медицинские диагнозы подростка – вовсе не повод опускать руки.
17.02.201720:56
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию