25 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура19.11.2013

Влюблен в кино по собственному желанию

Фотограф: архив vppress.ru ; fenixclub.com; kazan24.ru

Известному режиссеру, почетному гражданину Ржевского района Сергею Микаэляну исполнилось 90 лет

Влюблен в кино по собственному желанию

Известному режиссеру, почетному гражданину Ржевского района Сергею Микаэляну исполнилось 90 лет

«Это фильм о недолюбивших. О том, что для солдата – удовольствие, если он просто посмотрит на девушку, праздник, если сможет переброситься с нею парой фраз, если она случайно прикоснется к нему, счастье, если она поцелует его перед смертью, и немыслимое, невообразимое блаженство, если она его обнимет».

На большее мы не рассчитывали

Выпуская на экраны в 1989 году свой новый фильм «Сто солдат и две девушки», Сергей Микаэлян написал размышление-воспоминание о тех днях:

«Я решил застрелиться. Не сдаваться же в плен. Немцы — человек тридцать — приближались и, вне сомнения, на меня б наткнулись. Я лежал один-одинешенек под жиденьким кустиком, с перебитой ногой, истекающий кровью, с тремя патронами в нагане. То, что две пули пущу им, а третью себе, было предельно ясно. Сложнее оказалось решить, куда стрелять: в сердце, лоб или висок. Чтоб наповал. Они приближались. Так куда же? В сердце?! Лоб?! Висок?! Они уже в ста метрах. Я придумал — в рот! И надуть щеки, чтоб разнесло голову, чтоб наверняка. Как только решил, сразу стало нестерпимо жаль маму — старший брат уже погиб на войне, и она теперь останется одна. И стало невыносимо обидно — ведь никогда еще не целовался — выпало один раз на выпускном школьном вечере, когда играли в бутылочку — но то, конечно же, не в счет. Они уже в полсотне метров. Как не хотелось уходить из жизни! Осталось несколько секунд. Я сжал наган, приготовился. И вдруг немцы остановились, посовещались и резко свернули в сторону. Судьба дала шанс. Теперь добраться б до своих!

Я пополз по оврагам и старым окопам, кряхтя от боли, впадая в забытье от большой потери крови. Ночью попал под бомбежку своих же «кукурузников». Утром попался фашистскому снайперу, играл с ним в «кошки-мышки», несколько раз прикидывался мертвым и счастливо отделался тремя пулями, пробившими вещмешок. Днем без происшествий преодолел поле, по которому мы вчера наступали, усеянное трупами красноармейцев. Мертвые лежали так тесно, что порой приходилось перелезать через них.

В сумерках опять напоролся на немцев. На этот раз их было двое. Они тянули провод — значит, связисты. Но почему-то катушки тащили не на спинах, а в руках. Не может быть! Неужели дополз до наших? Крикнул: «Стой, кто идет?» Не услышали. Значит, я совсем ослаб. Закричал изо всех сил: «Кто идет?» Вяло ответили: «Свои». Я радостно вскричал, вернее, вспискнул: «Правда?!» Они молчали, им было не до меня. Я не унимался, вскрикивал, переспрашивал: «Правда? Правда, свои? Правда?!» — «Да свои же… свои!» — матюгнулся один из них, и они прошли мимо. И вот это самое «свои», поверьте, дорогой читатель, до сих пор стоит у меня в ушах…

Много лет спустя, пытаясь ответить на вопрос о главной теме моих фильмов, неожиданно обнаружил, что, оказывается, всегда стремился снимать картины о «своих». О тех, чьими жизнями была вымощена дорога победы, о тех, кто окружал меня в самые тяжкие дни, о тех, с кем вкалывал на заводе, о тех, которые «пашут» от зари до зари, о тех, кому не ставят памятников.

Через сорок три года после окончания войны я обратился к военной теме, написал сценарий… Это фильм о солдатах — великих тружениках войны: о друзьях-фронтовиках и о тех, кого видел всего день, час, минуту и кто остался в памяти навсегда… Это фильм о человеческой жизни. О ее ценности, о ее бренности.

В те дни пределом солдатских мечтаний было дожить до победы. На большее мы не рассчитывали. Будущее представлялось как бесценный выигрыш в смертельной лотерее или вообще никак не представлялось. Как не хотели умирать фронтовые друзья моей юности! И мне хочется передать их жажду жизни живущим…»

В кадре – только правда

Сейчас мало кто вспомнит картину «Сто солдат и две девушки». А в свое время она прокладывала дорогу честным фильмам о войне, об окопной правде. Режиссер, сам воевавший под Ржевом, ничего не пригладил, но и не ударился в «чернуху». Мальчишки-новобранцы целыми классами уходили после выпускного на фронт, а возвращались единицы, да еще и покалеченные.

Санинструктор Аля Буланина не выдумана, именно такими и были комсомолки тех лет, такой была моя мама и ее подруги, которых я видел в детстве. Робость, наивность, свет изнутри… Они упрямо переносили неженские, нечеловеческие трудности и трагедии, к ним не прилипали грязь и смрад. Их ровесники-мальчишки совсем не умели воевать, но быстро учились этому, если успевали, если не падали навсегда лицом в землю. В войне нет ничего человеческого, но на ней можно остаться человеком, даже погибнув. А если Господь сохранит, то остальная жизнь будет наполнена добротой, любовью и смирением. Душу, столько видевшую и пережившую, не посетят уныние и гордыня.

За четверть века со времени выхода фильма мы очень многое узнали о Великой Отечественной войне — и правды, и преднамеренной лжи, многое до сего дня замалчивается и прячется поглубже и подальше. Но никто не может отменить самих подвигов и трагедий, и фронтовик Сергей Микаэлян имел полное право на такой взгляд, на такой рассказ о своем поколении.

Ржевитяне справедливо и мудро поступили, присвоив в 2003 году кинорежиссеру Сергею Микаэляну звание почетного гражданина Ржевского района.

Премия за «Премию»

Сергей Герасимович Микаэлян родился 1 ноября 1923 года в Москве, рано лишился отца. В 18 лет он ушел на фронт и участвовал в боях под Ржевом, получил два ранения. После выздоровления, хотя и неполного, он проработал два с половиной года шлифовщиком на столичном автомобильном заводе им. И.А. Лихачева. Друг уговорил его поступить в институт театрального искусства на режиссерский факультет.

После получения диплома этого престижного вуза Сергей работал режиссером театров в Саратове и Горьком, главным режиссером Ташкентского русского театра им. М. Горького.

И все же тяга к кинематографу перевесила, и в 1959 году Микаэлян окончил режиссерские курсы при киностудии «Мосфильм». Среди его наиболее известных работ — фильмы «Иду на грозу», «Премия», «Вдовы», «Влюблен по собственному желанию». Неразгаданной тайной остается тот факт, что даже тогда, когда он снимал какой-то фильм по канонам соцреализма, чуть ли не по заказу Политбюро, публика восхищалась его режиссурой и всей душой переживала за героев.

Конечно, огромную роль в этом играли актерские ансамбли и звезды отечественного кинематографа. Но ведь было что играть! Были крепкая и весьма нетривиальная драматургия, оригинальные режиссерские ходы, тонкое дирижирование режиссера актерским оркестром. Лет 12 назад мне довелось тесно сотрудничать в одном литературно-издательском проекте с драматургом Александром Гельманом (в вышедшей книге я обозначен даже его литературным редактором). Он с грустной улыбкой говорил, что его имя ассоциируют почти исключительно с фильмом «Премия», который был поставлен Микаэляном по одноименной пьесе, удостоен Государственной премии СССР, и где блистательно играют Евгений Леонов и Олег Янковский. Гельман вздыхал: «А ведь я еще столько всего написал…»

В одном из не очень давних интервью Микаэлян рассказывает, что большинство его фильмов проходили легко, а по поводу картины «Влюблен по собственному желанию» с Евгенией Глушенко и Олегом Янковским было удивительное положительное единодушие начальства, коллег и зрителей. Но бывали и сложности. Министр кинематографии Филипп Ермаш пытался запретить «Премию», и только международное признание фильма остановило процесс.

Фильм «Вдовы», говорит Микаэлян, «не понравился Ленинградскому обкому партии. Там сказали, что нельзя в преддверии юбилея Великой Октябрьской социалистической революции выпускать такую чернуху на экраны. В картине рассказывалось об очень бедных старушках, живших в деревне. Все их родные погибли на войне. И бабульки 20 лет ухаживают за могилой неизвестного солдата. Вдруг районное начальство решает перенести эту могилку в центр. Разумеется, это дело пышно обставили. Только вот старушек после торжественной церемонии забыли отвезти назад. И они потопали домой пешком. Как прицепилось ко мне наше начальство: и крыши в картине соломенные, и свинарник развороченный — нехорошо. А последнюю сцену вообще нужно убрать. Я отказался. Вот ленту и запретили. Но она все-таки вышла на экраны через полтора года! После того, как ее посмотрел Брежнев. Леонид Ильич пустил слезу по своему обычаю, и картина пошла. Но это уже не то! Понимаете, после полки с фильмами происходит что-то непонятное, какая-то энергия уходит».

Но зато из самого Сергея Микаэляна энергия никуда не уходит, и хотя он теперь не снимает кино, продолжает вести активную жизнь, полную радости и впечатлений.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ,

профессор Государственной академии славянской культуры 

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
265

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость