29 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура15.11.2013

«Московского заведения Сапожникова…»

Фотограф: ТВЕРСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, БОРИС МИХАЙЛОВ

«Доску для знаменщика» вернули зрителю

 В Тверской областной картинной галерее открылась выставка одного произведения из цикла «Возвращенные». Зрителям была представлена работа «Доска для знаменщика», выполненная в московской иконописной мастерской Михаила Сапожникова в 1820 году.


Проект «Возвращенные» – это серия выставок, на которых 
демонстрируются произведения из собрания художественного музея, прошедшие реставрацию и теперь вновь доступные для публики. «Доска для знаменщика» была отреставрирована художником­-реставратором галереи Анастасией Юрьевной Власовой. В картинную галерею работа поступила из Калининского областного краеведческого музея, а ранее находилась в фондах Тверского музея. На обороте иконы имеется надпись, которая частично раскрывает историю произведения: «Московского заведения Сапожникова Маст… // 1820 года // въ Твери куплена у Пешехоновых иконописцевъ // принадлежала Тверск. Иконописцу Семену // Гласковскому с 1848 года».

Тверской иконописец Семен Гласковский, рассказала «ТЖ» искусствовед картинной галереи Нонна Волкова, сотрудничал с Тверским музеем: поновлял и реставрировал иконы из коллекции музея, делал экспозиционные проекты. Он подарил музею «Доску для знаменщика» Московского заведения Сапожниковых – икону­-образец с изображением ликов, кистей рук и стоп ног святых, которая была приобретена им у прославленных тверских иконописцев Пешехоновых. 

Пешехоновы обучались иконному делу в знаменной иконописной мастерской братьев Петра Ивановича и Михаила Ивановича Сапожниковых, которая являлась одной из самых известных в Москве, удовлетворяла вкусам представителей разных слоев населения, в том числе старообрядцев. Это было связано с высоким профессионализмом ее руководителей и иконописцев, работавших под их началом. Мастера учились и учили своих учеников на образцах Московской Оружейной палаты, прориси с которых они имели в своей мастерской. Об этом свидетельствует использование приемов живоподобия, явственно заявляющее о себе в их живописи. Несомненно, они унаследовали и лучшие достижения мастеров Верхнего Поволжья (Палеха), где сами постигали азы иконописного мастерства.

«Доска для знаменщика» демонстрируется в составе монографической экспозиции «Россия – царств земных отрада», посвященная 400-­летию Дома Романовых, куда вошли произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно­-прикладного искусства, редкие издания. Здесь можно увидеть «жемчужины» коллекции, долгие годы украшавшие экспозицию в Тверском Императорском дворце, а также другие первоклассные произведения, которые редко покидали хранилища галереи. И это не случайно. Все дело в том, что эту икону осматривал в Тверском музее император Николай II во время своего посещения экспозиции в апреле 1915 года, что нашло отражение в изданной по этому поводу брошюре. Икона исполнена виртуозно, технику ее можно оценивать как ювелирную, поэтому перед реставратором стояла сложная задача. До того как произведение попало в руки Анастасии Власовой, на нем были вздутия и утраты красочного слоя, имелись записи по краям, поверхностные загрязнения и царапины. В процессе работы Анастасия Юрьевна укрепила красочный слой с левкасом, раскрыла авторскую живопись от записей и загрязнений, подвела реставрационный грунт и тонировала утраты красочного слоя, нанесла слой защитного лака. Кроме того, в некоторых частях иконы реставратору пришлось заниматься реконструкцией рисунка.

О том, как проходила работа по возвращению памятника, зритель может судить по фотографиям, на которых зафиксированы все этапы реставрации: как он выглядел первоначально, что было сделано специалистом и как «Доска для знаменщика» изменилась после того, как процесс завершился. Работа, говорит Анастасия Власова, заняла около трех месяцев, что на самом деле не так много, потому как реставрация других произведений, в том числе и принадлежащих иконописи, может продолжаться год и больше.

Открытие нынешней выставки стало большим событием для галереи, поскольку показывает зрителю не только уникальный экспонат, представляющий собой учебное пособие для иконописца-­знаменщика, который был главным художником артели, размечал композицию, прорисовывал изображения и руководил всеми работами по созданию образа. Вторая причина заключается в том, что произведения темперной живописи до этого реставрировались достаточно редко – не хватало специалистов. Анастасия Власова окончила Московскую государственную художественно-­промышленную академию имени С.Г. Строганова, в художественный музей пришла в апреле нынешнего года. «Доска для знаменщика» стала ее первой серьезной работой в тверской галерее.
Автор: Евгений Петренко
19

Возврат к списку

В тверском регионе стартовала кампания ЕГЭ-2017
Паспорт, хорошие знания и память – это все, что сегодня взяли с собой выпускники школ региона на экзамен по информатике и ИКТ.
29.05.201721:21
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию