24 Марта 2017
$57.52
62.1
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 12.11.2013

Звенящий мяч учителя

Фотограф: АРХИВ ВЛАДИМИРА ПОЛЯКОВА

Своим незрячим и слабовидящим воспитанникам Владимир Поляков дарит радость жизни

 Он уже пятый год работает в специальной коррекционной общеобразовательной школе на улице Попова, недалеко от Волоколамского проспекта. После окончания Тверского государственного университета пришел в свой родной коллектив, потому что окончил эту же школу с золотой медалью. Правда, знания получал заочно, в Бологое, где и сегодня живут его родители. Сейчас это называется дистанционным обучением. 


Когда я в утренних потемках открывала железную калитку школьной ограды (мы договорились с ним встретиться за час до начала уроков), то невольно поду­мала о том, что под ногами не особо-­то и видно. Асфальт в этом районе старый, в выбоинах. Каково незрячему преодолевать все эти неровности? И вдруг слышу, меня кто­-то быстро и уверенно догоняет. Молодой худощавый человек был без тросточки, я не сразу поняла, что это и есть Владимир Поляков.

И вот мы сидим в его классе, рассчитанном всего на нескольких учеников. Да большие классы здесь и не нужны. А что крайне необходимо, так это повышенное внимание к каждому ребенку, более щедрый расход времени на него. И постоянное обучение самостоятельной жизни. Владимир Николаевич ведет сейчас третий класс, вдобавок к этому – информатику и музыку. Но о чем бы он ни говорил, жизненная наука, как не растеряться в этом мире слепому или слабовидящему, присутствует всегда. И что особенно ценно – эта наука от человека, который знает ее изнутри.

Сама атмосфера теплой и уютной школы, приветливые мягкие интонации педагогов располагают детей к тому, чтобы познавать этот мир и при этом не чувствовать себя обделенными судьбой.
Двенадцать лет – целая эпоха в жизни ребенка. А познается здесь многое на голос и наощупь. Учебников с брайлевским рельефно-­точечным шрифтом не хватает, поэтому Владимир Николаевич сам готовит тексты, которые нужно донести до учеников. Для этого в школе теперь есть брайлевский принтер. И давно уже не новшество – доступ к экрану через речевой вывод. Голоса виртуальных помощников дети различают по именам, заложенным в специальные программы: Мелена, Екатерина, Светлана, Борис, Николай. Эта обучающая школьная среда для них живая.

– Ребенок по своей натуре не драматизирует тот факт, что он не видит этот мир или видит только его контуры, – говорит Владимир Николаевич, – он не переживает, он живет и радуется этой жизни. Так устроен маленький человек. Драматизируют ситуацию чаще взрослые, которые его окружают и считают особенным, не дают проявить даже маленькую самостоятельность. В этом истоки многих будущих проблем.

Он знает, о чем говорит, потому что испытал все на себе. Зрение учитель потерял в пятилетнем возрасте после неудачной операции на глазах. Как потом выяснилось, с тем дефектом можно было жить, но врачи хотели сделать как лучше. Он хорошо помнит, что с ним происходило, как день сменился на ночь. Конечно, это внесло свои поправки в жизнь, но маленьким затворником Володя не стал. Друзья остались прежними, как и гонки на велосипеде по соседним улицам. Семья жила в частном секторе. Это значит, что у него было свое изученное безопасное пространство, которое не заканчивалось крыльцом. Городскому незрячему ребенку осваивать мир за пределами дома гораздо сложнее. Но это все равно нужно делать!

А что для незрячих людей можем сделать мы, привычно смотрящие в оба? Какие самые большие трудности у них вне дома? Как рассказал Владимир Николаевич, безопасность улицы для человека, потерявшего зрение, заключается прежде всего в ее предсказуемости, четких ориентирах. Любая колдобина, отсутствие бордюрного камня, который простукивается тростью, затрудняют движение. Сейчас в городе специально кладут тактильные плитки, но они больше помогают сориентироваться на гладкой дороге. А таких в городе немного. 

Еще один момент, о котором учитель рассказывает чуть с юмором. Это о горячем желании прохожего помочь незрячему человеку перейти дорогу. Вот как это чаще всего бывает: его без всякого предупреждения хватают под руку и куда­-то ведут, ни о чем не спрашивая. Потом также неожиданно оставляют в одиночестве, не понимая, что человек уже сбился с четко обозначенного марш­рута. Спрашивать других тоже бывает бесполезно, потому что люди привыкли называть зрительные ориентиры.

Он старается, чтобы его воспитанники чувствовали себя в жизни как можно увереннее. И все начинания молодого учителя находят в коллективе дружескую поддержку. Здесь давно уже благодаря директору Виктории Владимировне Татариновой сложилась добрая созидательная атмосфера для детей и взрослых. С какой радостью недавно на школьном дворе открывали спортивную площадку! Когда Полякову предложили участвовать в конкурсе грантов, он не очень-то поверил, что победа реальна. Но это оказалось именно так. Один миллион рублей, выигранный по гранту, как раз и пошел на строительство этой площадки. Вполне понятно, что он сам и контролировал ход работ.

Игровой корт с искусственным покрытием у них обнесен пластиком. Это для того, объяснил Владимир Николаевич, чтобы ребята на слух чувствовали его границы. И дал мне подержать в руках звенящий мяч, который показался немного тяжелее обычного. А еще у него мечта – залить здесь зимой каток. Тогда не нужно будет ездить с ребятами на ипподром. Свой каток – это сказка!

Слушаю Владимира Николаевича, но не могу представить, как он катается со своими воспитанниками еще и на коньках. Правда, некоторые из них хоть немного, но видят. В этой школе знают, какой драгоценностью является даже остаточное зрение, когда на расстоянии 2,5 метра человек не может сосчитать пальцы врача. Но все равно на стул он уже не наткнется. А учитель полностью освоился в сплошной ночи. 

Еще в XVIII веке важную истину для человечества открыл философ Дидро в своем знаменитом «Письме о слепых в назидание зрячим». В нем он утверждал, что обделенный светом может жить с таким сиянием света в своей душе, которого никогда не испытает зрячий. Владимир Николаевич благодарит судьбу за то, что имеет возможность отдать это богатство детям.

Его друг тверитянин Алексей Пижонков, слепой от рождения, однаж­ды написал стихи, звучащие очень сильно: 

Любите жизнь, когда она черна,
Когда не счесть проблем 
и очень сложно,
Уже за то, что вам она дана,
Любите жизнь, пока еще возможно!

Когда я уже закрыла блокнот, Владимир Николаевич вызвался меня проводить. Легко сбежал по довольно крутым ступенькам лестницы, довел меня до калитки. Сумерки этого утра еще продолжались, за оградой пришлось аккуратно обходить лужи и тесно припаркованные машины (в школе есть задумка сделать сюда безопасную тропку от остановки). Хорошо, что учительской семье удалось купить квартиру неподалеку. И в ней сегодня два солнышка: любимая жена и сын. 

А рабочий день Владимира Николаевича начнется с дистанционного урока. На связь с ним выйдет ученица седьмого класса Виктория Карпова из его родного Бологое. Этот мир девочка познает наощупь, и ей очень дорог понимающий голос учителя. Вроде бы издалека и так близко. 
Автор: Татьяна Маркова
64

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию