09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика06.02.2009

Деньги есть, но их нет

Мы уже привыкли – и вполне обоснованно – к тому, что в вопросах модернизации бюджетного процесса наша губерния является одним из бесспорных лидеров среди субъектов Федерации. Тверская область одной из первых в стране полностью освоила БОР – бюджетирование, ориентированное на результат, сверстала трехлетний бюджет. И тем неуместнее кажется то, что сегодня перед участниками бюджетного процесса вдруг возникла вроде бы чисто техническая проблема, которая, если ей срочно вплотную не заняться, может ощутимо осложнить жизнь конкретным получателям бюджетных средств и негативно отразиться на консолидированном бюджете области. По этому поводу бьет тревогу Управление Федерального казначейства по Тверской области.

Мы уже привыкли – и вполне обоснованно – к тому, что в вопросах модернизации бюджетного процесса наша губерния является одним из бесспорных лидеров среди субъектов Федерации. Тверская область одной из первых в стране полностью освоила БОР – бюджетирование, ориентированное на результат, сверстала трехлетний бюджет. И тем неуместнее кажется то, что сегодня перед участниками бюджетного процесса вдруг возникла вроде бы чисто техническая проблема, которая, если ей срочно вплотную не заняться, может ощутимо осложнить жизнь конкретным получателям бюджетных средств и негативно отразиться на консолидированном бюджете области. По этому поводу бьет тревогу Управление Федерального казначейства по Тверской области.
А дело всего лишь в том, что в бюджетный процесс наступившего 2009 года внесено новшество: администраторам доходов бюджетов (далее – АДБ) всех уровней, начиная с поселенческого, и государственных внебюджетных фондов теперь требуется открыть лицевые счета администратора доходов в органах Федерального казначейства.
Для начала поясним, кто такой администратор доходов и каковы его обязанности. Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса РФ, приказу Министерства финансов РФ от 25 декабря 2008 года № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти, местного самоуправления, муниципалитетов, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк РФ. К АДБ также относятся бюджетные учреждения, в соответствии с бюджетным законодательством РФ наделенные правом начислять, вести учет, взыскивать и принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов разных уровней, а также осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения этих платежей. Проще говоря, под эту категорию попадают все структуры, занимающиеся наполнением бюджетов всех уровней денежными средствами том числе в виде различного рода взысканий, штрафов, платежей за пользование имуществом, землей и прочих изъятий). В первую очередь для выполнения ими этих полномочий и должен быть открыт лицевой счет администратора доходов. Для чего каждому АДБ необходимо представить в органы Федерального казначейства пакет определенных документов, подтверждающих его полномочия администрирования, а также заявление на открытие лицевого счета и карточки с образцами подписей. Открытые лицевые счета АДБ вносятся в соответствующую программу, установленную в Управлении Федерального казначейства, для учета и направления поступивших в бюджетную систему платежей по соответствующим уровням и получателям информации. Номер лицевого счета, состоящий из 11 знаков, является уникальным для каждого АДБ, и каждая его цифра несет в себе определенную характеристику конкретного администратора.
В минувшем году в области было зарегистрировано свыше 800 АДБ всех уровней бюджетной системы. При этом сегодня кампания по открытию лицевых счетов администраторов доходов бюджетов только набирает обороты, хотя с начала года прошло уже больше месяца. Вот как выглядела статистика по открытию лицевых счетов АДБ по состоянию на 29 января. Из 405 муниципальных образований области которых в 2008 году было зарегистрировано около 600 АДБ) открыто лицевых счетов АДБ в УФК –  у 348 (или около 58% от общего числа АДБ муниципального уровня). Количество лицевых счетов по ним составило 463 единицы. По АДБ областного уровня лицевые счета открыты 19 структурам из более чем 40 зарегистрированных в этом качестве. Всего открыто 23 лицевых счета. По федеральным АДБ открыто 59 лицевых счетов 58 организациям, что составляет примерно треть от общего числа администраторов этого уровня. Итого 425 бюджетных организаций в Тверской области, выступающих в качестве АДБ (из 831 по данным 2008 года), прошли процедуру открытия лицевых счетов.
Здесь, должно быть, необходимо пояснить, почему разнится количество зарегистрированных АДБ и открытых лицевых счетов. Дело в том, что если в большинстве районов области в этом качестве зарегистрировались и открыли лицевые счета АДБ в основном властные органы, где в действительности сосредоточен учет доходов территории, то в нескольких муниципальных образованиях явно перестарались – там в числе обладателей лицевых счетов АДБ оказались, к примеру, не самые крупные даже по местным меркам медицинские, образовательные учреждения. По мнению специалистов казначейства, такое «перепроизводство» АДБ явно не идет на пользу бюджетному процессу, и, вероятно, на местах уже вскоре придут к пониманию необходимости оптимизации их числа.
Не все администраторы сумели открыть лицевые счета с первой попытки. Около сотни представленных в казначейство пакетов документов в силу различных причин были возвращены их подателям. В большинстве случаев проблема заключалась в том, что заявители представили неполный комплект документов: отсутствовали решения о бюджете или нормативные акты главных администраторов доходов, или же в заявлении на открытие счета были допущены ошибки в указании отдельных реквизитов.
Таким образом, по состоянию на 30 января было открыто 545 лицевых счетов 425 организациям, выступающим в качестве АДБ всех уровней бюджетной системы, что составляет немногим более половины от общего числа всех АДБ Тверской области.
Что же происходит с доходами тех АДБ, которые до сих пор не собрались пройти процедуру открытия лицевого счета? Ситуацию на доступном примере проясняет руководитель УФК по Тверской области Анатолий Моргачев:
– Представьте себе, что бюджет – это большой шкаф с множеством полочек, куда летят платежи плательщиков. Те суммы, которые по тем или иным причинам не долетают до этих полочек, оседают на дно шкафа и лежат там без движения до тех пор, пока их не уточнит соответствующий АДБ. Так вот, если следовать этой «гардеробной» аналогии, можно сказать, что доходы АДБ, не открывших свои лицевые счета, оседают «на дне» бюджетов, не попадая по назначению. Получается, вроде бы деньги и есть, а их на самом деле нет. Доходы, попавшие таким образом в категорию «невыясненных платежей», не подлежат расходованию. И они будут неприкосновенными, пока соответствующий АДБ (по настоянию плательщика такого платежа, ставшего «невыясненным») не уточнит их на доходный код, а такую возможность АДБ получает, только заявив эти коды доходов при открытии лицевых счетов.
Кроме того, следует отметить, что для открытия лицевых счетов администраторам бюджетов муниципального уровня необходимо их наличие в Перечне участников бюджетного процесса, который формируется финансовыми органами. Такой перечень в муниципальных образованиях составлялся в первые дни нового года, причем в основном силами работников органов Федерального казначейства, и работа по его составлению продолжается до сих пор.
Процесс открытия лицевых счетов АДБ затормозился также в силу того, что большинство муниципальных образований области на сей раз явно припозднились с принятием законов о бюджете своих территорий на 2009 год. Многие районы обрели свои утвержденные бюджеты лишь в первых числах наступившего года. И потому неудивительно, что тамошние АДБ до сих пор не имеют четких понятий по поводу администрируемых ими кодов доходов, о своих полномочиях  и т.д.
Несвоевременное открытие лицевых счетов АДБ на счете №40101 УФК том числе и лицевых счетов по «Невыясненным поступлениям в бюджеты муниципальных образований») в свою очередь привело к невозможности идентификации отдельных платежных документов, поступающих в 2009 году на счет №40101 УФК, к кодам доходов и направлению их в соответствующие бюджеты. Такие суммы платежей попали на код «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет».
Так, за 16 рабочих дней 2009 года сумма невыясненных платежей в бюджетах различных уровней превысила 750 млн. руб. (по 9 тысячам платежных документов). В том числе по коду доходов «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» – 338,6 млн. рублей, по коду доходов «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта» – 386,6 млн. рублей, «Невыясненные поступления в бюджеты муниципальных районов» – 34,6 млн. рублей. Такая вот тревожная информация к размышлению для местных властей, а также аудиторов Контрольно-счетной палаты Законодательного собрания области. Хотя времени на размышления уже практически нет – ситуацию по учету поступающих доходов необходимо упорядочить в самое ближайшее время.

Автор: Светлана БАЛТОВА
14

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию