26 Сентября 2017
$57.57
68.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 05.11.2013

Звездный пилот

Фотограф: ГАРФ, WWW . AIRFIGHTERS . RU, WWW . LIVEINTERNET . RU

Он открыл счет своим победам 23 июня 1941 года

 Последняя боевая машина летчика-истребителя Вячеслава Сиротина Р-63 «Кингкобра» после войны была передана в Великобританию и уже много десятилетий демонстрируется в Музее королевских воздушных сил в Дакс-форде. 

На кабине – 21 звездочка. 
По числу воздушных побед 
героя. А до «Кингкобры» 
он сменил немало самолетов.

Семерых одним ударом

Вячеслав Сиротин родился 22 сентября 1913 года в Санкт­-Петербурге в рабочей семье. Доучиться до 10-­го класса не смог, но зато освоил профессию токаря. Будучи призван в Красную Армию, оказался в Харьковской военной школе летчиков и летчиков­наблюдателей.

Замкомандира эскадрильи 123­-го истребительного авиаполка старший политрук Сиротин одержал первую воздушную победу на И-­153 уже во второй день войны, на Западном фронте. К началу октября 1941 года он выполнил 30 боевых вылетов, лично сбив 6 самолетов противника. 25 июня воздушный ас перехватил группу бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей на Слуцк. Во главе восьмерки И­-153 он встретил врага на подступах к городу и, несмотря на немецкое превосходство, не допустил бомбового удара по цели. Эта схватка стала последней для бомбардировщика Ju­-88 и истребителя Me-­109. Сам Сиротин был ранен, но привел самолет на аэродром и посадил его.

С 5 августа по 15 сентября 1941 года герой в составе полка охранял московское небо. Он выполнил 41 боевой вылет, из них 35 — ночью. После этого эскадрилья Сиротина была переброшена на защиту Ленинграда и Кронштадта. Здесь Вячеслав Федорович сбил два самолета противника и аэростат. 29 сентября с двенадцатью самолетами Як­-1, отправившись прикрывать морские суда в Финском заливе, он встретил до 50 бомбардировщиков Ju­88. Атаковав противника с ходу, капитан Сиротин заставил врага сбросить смертельный груз в залив. В завязавшемся воздушном бою наша группа истребителей сбила семь немецких машин и без потерь вернулась на аэродром. 11 октября Вячеслав Федорович снова был ранен, на этот раз в поединке с двумя «мессершмиттами», но смог посадить поврежденную машину «на брюхо». Доставали его из кабины уже в бессознательном состоянии. 

Бьем врага без отдыха 

Вячеслав Сиротин считается одним из самых результативных советских летчиков первого этапа войны. В составе 123­-го истребительного авиаполка он сбил 8 самолетов противника и уже в конце декабря 1941 года был награжден орденом Ленина.

После госпиталя, с апреля 1942 года, Сиротин служил в 238­-м истребительном авиаполку 239-­й авиадивизии полковника Георгия Иванова, летал на ЛаГГ­3. Этот полк трижды находился в составе действующей армии, в последний раз — с 1 апреля по 20 ноября 1942-­го, имея на вооружении Як­-1. 

Дивизия базировалась на аэродромах Калининской области, участвовала в Первой Ржевско­-Сычевской операции, а затем в ликвидации «демянского котла» к северу от озера Селигер. Будущий маршал авиации и начальник Военной командной академии ПВО в нашем городе Георгий Зимин возглавлял «братский» 485-­й полк. Он вспоминал: «В июне мы перебазировались на новый аэродром. Это была просто полевая площадка близ деревни Мартюшино (Фировский район, к юго-­востоку от озера Шлино. — В.В.), и мы довольно долго действовали с нее. Если наш базовый 
аэродром находился восточнее демянской группировки, то Мартюшино было южнее его, а по отношению к демянской группировке — юго-­восточнее. Собственно, даже готовой полевой площадки, которую можно было бы использовать как аэродром, возле Мартюшино не было. Сама по себе деревня, затерянная среди лесов и озер, устраивала нас как место базирования, но аэродром пришлось делать заново. Вырубили в лесу посадочную полосу и подходы к ней для взлета и посадки. Грунт здесь был песчаный, плотный — это нас устраивало как нельзя больше. Перебазирование не отняло у нас много времени, и потому перерыва в боевых действиях истребителей практически не было». 

Лучшая защита – лопата 

С этого и соседних полевых аэродромов Калининской области 238-­й истребительный авиаполк летал к Демянску и Старой Руссе, к берегам Ловати и северному побережью Селигера. Капитан Сиротин нарабатывал собственный боевой опыт и успешно учил молодых пилотов, пополнявших эскадрилью после горьких потерь.

Командующий 6­-й воздушной армией, в которую входил полк, генерал Филипп Полынин писал: «Мне вспоминается эпизод, произошедший во время подготовки передового аэродрома в районе г. Андреаполь. Передний край линии фронта проходил в то время всего в трех километрах от аэродрома. Гитлеровцы своими частыми налетами не давали покоя нашим аэродромщикам. А аэродром требовалось восстановить не более чем за одни сутки: он был очень нужен для устройства засад наших истребителей. При налетах авиации противника личный состав, готовивший аэродром, вначале убегал в соседний лес, а потом очень долго собирался для продолжения работы. Это не давало возможности подготовить аэродром к установленному сроку. Поэтому, освоившись с обстановкой, солдаты и офицеры при последующих налетах перестали бегать в лес и стали просто ложиться друг за другом в колею от тракторов, а головы укрывать лопатами, во избежание повреждений осколками. Это дало соответствующий результат. Аэродром был подготовлен в установленные сроки. От налетов авиации противника было легко ранено только три человека». 

Не возьмешь!

С июня 1943-­го Вячеслав Федорович находился в составе 17-­го истребительного авиаполка, освоил самолет Р­-39 «Аэрокобра», на котором летал до конца войны. Почти год бойцы находились на переучивании и в резерве, а 22 июня 1944-­го включились в грандиозную наступательную операцию «Багратион», участвовали в боях на 1-­м Прибалтийском фронте. Сиротин к этому времени был назначен помощником командира полка по воздушно-­стрелковой службе. За три месяца он совершил 62 боевых вылета, лично сбил 7 самолетов FW­-190, доведя общий счет побед до 15.

О хронике самых ярких его воздушных схваток мы знаем из текста представления Вячеслава Федоровича к званию Героя Советского Союза. Так, 11 июля, прикрывая наступление 1-­го танкового корпуса, он во главе звена истребителей встретил 6 FW­190 и вступил в бой с двукратно превосходящими силами противника. Удалось сбить две машины, из них одну отправил вниз капитан Сиротин. 15 августа летчик возвращался с ведомым из разведки. Обнаружив группу немецких самолетов, командир приказал напарнику доставить данные в штаб, а сам вышел из облаков на дистанцию атаки и сбил «юнкерс». В повторной атаке его окружили истребители прикрытия, самолет был сбит, а Сиротин ранен в ногу и руку. Он выбросился из кабины, сознательно затянул прыжок, чтобы не быть расстрелянным в воздухе, и раскрыл парашют в сотне метров от земли. Вскоре герой вернулся в строй и участвовал в Прибалтийской, Восточно-­Прусской, Земландской наступательных операциях, был награжден орденом Отечественной войны 1-­й степени.

23 февраля 1945 года майору Вячеславу Сиротину присвоили звание Героя Советского Союза.

* * *
К концу войны летчик­-ас выполнил в общей сложности 310 боевых вылетов и в 72 дуэлях лично сбил 21 самолет врага. Когда после Победы защитники неба сдали машины в другую часть, Сиротин переучился на Р-­63 «Кингкобра». В августе 1945-­го его назначили командиром 17-­го истребительного авиаполка в составе Забайкальского фронта. Во время войны с Японией воздушных боев почти не было, но под его командованием полк совершил очередной подвиг. 15 августа два истребителя противника попытались перехватить наш транспортник, доставлявший горючее в наступающие части. Майор Сиротин с ведомым Иваном Мирошниченко успешно произвели перехват. Один японец был сбит, а другой ушел на бреющем полете. 

Когда через две недели Красная Армия одержала победу, Сиротина наградили орденом Красной Звезды. Он продолжал командовать 17-­м истребительным авиаполком в составе 190­-й авиадивизии Приморского военного округа. Вскоре полк перешел на четырехэскадрильный состав и насчитывал 65 пилотов и 52 самолета Р-­63 «Кингкобра». 

7 августа 1948 года майор Сиротин погиб в авиационной катастрофе. Зарубежные историки Томас Полак и Кристофер Шоурз в книге «Асы Сталина» насчитывают у него 26 личных побед, и это, на мой взгляд, больше похоже на правду, чем подсчеты отечественных исследователей.
Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
100

Возврат к списку

Тверская область интересно и ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня, 19 сентября, в столичном комплексе «Экспоцентр» открылась 23-я международная туристская выставка «Отдых Leisure 2017», которая продлится три дня. Огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России. 
19.09.201720:04
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость