26 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История31.10.2013

Прав профессор Вершинский

Фотограф: Архив "ТЖ"

Еще раз о судьбе Староволжского моста

Староволжский мост за более чем столетие существования так прочно сросся с судьбой и обликом нашего города, что любое упоминание о нем всегда вызывает понятный интерес. 

Вот и информация в недавней газетной статье «Приказано уничтожить» за подписью известного тверского историка о том, что в самом начале немецкой оккупации мост был взорван летчиками эскадрильи 42-го авиаполка авиации дальнего действия под командованием Героя Советского Союза С. Бирюкова, также привлекла внимание. Обращение к истории этого полка вызвало недоумение, поскольку там речь шла о ликвидации советскими авиаторами 16 октября 1941 года немецкой переправы у Калинина. Таковая действительно была создана немцами в районе Мигалова  13 – 14 октября 1941 года. Именно по ней войска вермахта и переправились на северный берег Волги и 14 октября наступали в город по обеим сторонам реки. Жаль, что еще одна версия о судьбе Староволжского моста в годы войны не соответствует действительности. 

Известно, что вошедшие 16 декабря 1941 года в Калинин советские войска увидели взорванными мосты в городе, в том числе и Староволжский. Его уничтожили оккупанты перед своим отступлением. Факт этот вошел в историю моста. Но у некоторых жителей города, в первую очередь тех, кто был в эвакуации, существовало представление о том, что мост уничтожили, отступая, советские войска еще в октябре 1941 года. Нередко среди старожилов вспыхивали споры вокруг этого события. 

В 1990-е годы появилось так много дополнительных изобразительных и документальных свидетельств того, что Староволжский мост был взорван оккупантами при отступлении, что, казалось, в споре о судьбе моста во время войны была поставлена точка. Оказывается, нет.
Наверное, имеет смысл еще раз напомнить известные, опубликованные в краеведческой литературе доказательства официальной версии.

К сожалению, для наших войск к началу гитлеровской оккупации все мосты в Калинине оказались целыми, неповрежденными. Этот факт с удивлением констатировали и сами немцы, в частности, служившие в 129-й пехотной дивизии. В книге по истории дивизии есть фотография невредимого красавца моста, сделанная в пору, когда лежал снег, то есть в середине октября – декабре 1941 года. В прошлом году в одной из областных газет была опубликована еще одна немецкая фотография, сделанная в период оккупации. На ней изображен наш Староволжский, на краю которого стоит немецкий часовой, а по мосту идет немецкая техника.

Документальных источников еще больше. Так, в старой и современной экспозиции краеведческого музея, то есть уже более 40 лет, было представлено обращение немецкого командования к жителям Калинина, в котором содержится запрещение ходить по льду рек Волги и Тверцы. В обращении указано, что необходимо пользоваться только мостами, а для перехода через них нужно было получить пропуск у немецких властей или в городской управе. По нарушителям этого приказа оккупанты стреляли. В фондах Тверского краеведческого музея есть фотография застреленной и замершей на льду женщины, сидящей на каких-то узлах. Фотография была сделана в де-
кабре 1941 года фотографом Калининского фронта Борисом Вдовенко.

В то время беспокойство Ставки вызывали неуничтоженные мосты через Волгу в Калинине. Верховным Главнокомандующим был отдан приказ командующему войсками Калининского фронта: «Уничтожить посредством авиации железнодорожный и шоссейный мосты в городе Калинине».

24 октября 1941 года командующий войсками Калининского фронта генерал-полковник Иван Конев обратился к командующему Северо-Западным фронтом с просьбой выделить самолеты для уничтожения железнодорожного и шоссейного мостов через Волгу, поскольку собственных самолетов у Калининского фронта не было. В книге «На правом фланге Московской битвы», изданной Тверским объединенным музеем в 1991 году, есть воспоминания летчика, бомбившего мост: «Самым тяжелым для нас заданием оказалось уничтожение калининских железнодорожного и шоссейного мостов. И не только для нас. Они оказались крепким орешком, который не под силу было «расколоть» и экипажам других частей». Так и оставался мост невредимым вплоть до ухода гитлеровцев из города. В материалах немецкой 161-й пехотной дивизии отмечено, что в ночь на 16 декабря «железнодорожный мост полностью затоплен. Шоссейный мост разрушен в 40 метрах южнее середины».

Все эти свидетельства разного уровня – от Ставки и командующего фронтом до непосредственных исполнителей и документов второй воюющей стороны – убедительно доказывают тот факт, что шоссейный мост через Волгу в Калинине – Староволжский – во время оккупации не был поврежден, а был взорван германскими войсками при отступлении. Известный краевед, профессор Анатолий Вершинский, вернувшийся в родной Калинин вскоре после оккупации, в своей книге «Бои за город Калинин», вышедшей уже после смерти автора в 1945 году, совершенно определенно написал: «Красавец мост через Волгу был взорван отступающими немцами в ночь на 16 декабря». Исходя из изложенных выше фактов, в правоте выводов профессора Вершинского не приходится сомневаться. 

Автор: Светлана ГЕРАСИМОВА, главный научный сотрудник Тверского государственного объединенного музея, кандидат исторических наук
96

Возврат к списку

Тверь отметила  882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витала в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость