28 Июня 2017
$58.88
65.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура04.02.2009

Сказка странствий

Вчера в Тверском театре кукол сыграли премьеру волшебной сказки «Садко». По мотивам русской былины ее написал и поставил на сцене художественный руководитель театра Сергей Белкин.
За приключениями одного из самых популярных героев русского эпоса вместе с первыми зрителями следил корреспондент «ТЖ», которому рассказ о путешествии новгородца из «большого города» в подводное царство и обратно показался весьма интересным, ярким и убедительным.

Вчера в Тверском театре кукол сыграли премьеру волшебной сказки «Садко». По мотивам русской былины ее написал и поставил на сцене художественный руководитель театра Сергей Белкин.
За приключениями одного из самых популярных героев русского эпоса вместе с первыми зрителями следил корреспондент «ТЖ», которому рассказ о путешествии новгородца из «большого города» в подводное царство и обратно показался весьма интересным, ярким и убедительным.
Несмотря на то, что сказка формально принадлежит к эпическим жанрам устного народного творчества, Садко тем не менее герой былинного эпоса. В свое время в Олонецкой губернии было записано девять вариантов былин, входящих в так называемый новгородский цикл. Из них полностью сохранились лишь два. В одном случае Садко – это бедный гусляр, который занимался тем, что услаждал слух новгородских бояр и купцов перебором струн и песнями. Однажды, играя на берегу Ильмень-озера, он мелодиями расположил к себе водного царя, научившего гусляра поспорить с новгородцами: мол, в озере живет чудо-рыба «золотые перья», которую он поймает. (Этот сюжет воспроизводится в фильме Александра Птушко.) Садко выиграл спор и разбогател. В другом варианте, известном из сборника Кирши Данилова, Садко не был новгородцем по своему рождению, а приехал с Волги: фильм Птушко как раз и начинается с прощания героя с этой рекой. Ильмень-озеро помогает ему разбогатеть в благодарность за то, что герой передал озеру поклон от его сестры Волги.
Все это в новой постановке Сергея Белкина отсутствует – если последовательно следовать за сюжетом былины, перелагая его на сказочный лад, спектакль получился бы безразмерным. В нем нет ни ретардаций, то есть сознательного замедления действия, ни других специфических былинных «примочек», ни указаний на то, что Садко, по некоторым данным, является лицом историческим – под именем Сытынець, или Сотко Сытиничь упоминается в летописи в 1167 году. Для волшебной сказки этого не требуется, да и театральные законы таких подробностей не предусматривают. Режиссер делает именно сказку – яркую, экспрессивную, красивую. На сцене выстроен город, «стольный град», то есть не совсем Новгород (художник-постановщик Ирина Баканова), но где звучит призыв: «Ты не стой, а пляши – больно гусли хороши». Зачин спектакля вводит зрителя в сказочный волшебный мир, в те времена, когда на Руси поклонялись множеству богов и были чрезвычайно распространены загадки, легенды и предания, былины и сказки. А в сказке возможно все: дом может запросто превратиться в «богатого гостя» Садко (Александр Мистров) или его возлюбленную Любаву (Ирина Зубарева) – стоит лишь повернуть строение на сто восемьдесят градусов. Героиня Ирины Зубаревой – девушка впечатляющих объемов – называет своего возлюбленного то истуканом, то соколом, но сокол остается равнодушным к признаниям Любавы, которая каждое слово закусывает бубликом. Его интересует другая девица-красавица, и на ее поиски он и отправляется в сопровождении солнечного пса Хорса (Даниил Малов). Этот персонаж весьма примечателен: кукла пса представляет собой смесь собаки с петухом – он лает и кукарекает, морда у него собачья, а лапы и хвост натурально птичьи. Однако это не помешает Хорсу в дальнейшем буквально спасти Садко. Замечательна и Птица Гамаюн в исполнении Михаила Гусева: не успела она появиться, как начала предсказывать будущее – мол, встретишь ты, Садко, прекрасную девушку.
Уже в первые минуты спектакля ясна его полифоническая природа. Здесь действуют не только куклы – актеры, исполняя роли, одновременно являются еще и рассказчиками, выходя на сцену в «гражданских» белых костюмах. Другая особенность постановки состоит в обилии музыки, песен и танцев (композитор Иоланта Мельникова), в результате получился вполне достойный детский мюзикл. Это нисколько не тормозит повествование, напротив, делает его напевнее – не будем забывать, что былины все-таки пелись. Перед зрителем проходит ряд восхитительных персонажей (Золотые и Звездные девы, Сирены и Рыбы, Медуза, Птица Сирин) и картин, поставленных с безупречным вкусом. Особенно хотелось бы сказать о втором акте. Садко, спасаясь от четырех ветров, попадает в подводное царство. Для его воссоздания режиссер использует проектор: на прозрачную белую ткань подается морское изображение, позади которого плавают рыбы-куклы, создавая эффект аквариума. Впрочем, серьезность, с какой постановщик подходит к визуализации водного пространства, быстро сменяется юмористическим решением. К стае разномастных и безобидных рыбок подплывает зубастое чудище и быстренько глотает одну из них. Но не только глотает – через мгновение в созданной театральными средствами воде появляется сиротливый скелетик этой бедняжки, а довольный хищник отправляется за следующей жертвой.
По сюжету встреча с морским царем (Аркадий Куликов) оборачивается для Садко проблемой: повелитель вод морских заставляет его жениться на одной из своих дочерей-морян. Парад невест, как и собственно выбор, был и в самом деле впечатляющим. То, что происходило на сцене, несколько напоминало известный мультфильм: «Оставайся, мальчик, с нами – будешь нашим королем!» Но, как назло, Садко вспоминает о Любаве, которая и видится ему в образе некой устрашающих размеров особы (опять же с помощью проектора). В зале это вызывает едва ли не хохот, а герою не до смеха: отказавшись от предложения Морского Царя, он попадает в морскую темницу и остается без гуслей.
В былине, как известно, Садко также пренебрегает морскими царевнами и женится на Чернавушке-русалке – олицетворении новгородской реки, она-то и выносит его на родные берега. Таким образом Садко возвращается к своей жене на земле. В спектакле театра кукол сюжет интерпретирован несколько иначе. От заточения героя Александра Мистрова спасает пес Хорс, нашедший выкинутые гусли. Они спасаются от водного заточения на морских коньках – традиционных для волшебной сказки чудесных помощниках. Садко – едва ли не единственный герой русского эпоса, который не только попадает в потусторонний мир, но и женится былине) на потустороннем существе, что говорит о древности и сюжета, и героя. Впрочем, повторим, что серьезного в этой музыкальной сказке мало. История рассказывается доступными для ребенка средствами, главное из которых – юмор. Герой возвращается в родные края, встречается с Любавой, она говорит ему: «Помни, Садко, что нет лучше родного города, дома и девушки, которая ждет». А значит, всеми странствиями следует пренебречь, а искать свое счастье дома.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
28

Возврат к списку

более 80% выпускников-целевиков тгму возвращаются работать в црб
На сайте регионального Минздрава можно найти множество вакансий врачей. Центральные районные больницы остро нуждаются в кардиологах, неврологах, акушерах-гинекологах, педиатрах и других специалистах.
26.06.201721:16
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость