09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.10.2013

Проза превращается в поэзию

Фотограф: Ильдар Аюпов

Кимрский театр драмы и комедии открыл 71-й сезон спектаклем «Блоха»

Свою постановку возобновил художественный руководитель труппы Олег Лавров. Это первая, но не единственная премьера, запланированная к выпуску в новом театральном году. Зрителей ждет восемь вечерних и детских спектаклей. Среди них горьковская пьеса «Последние».

«Блоха» уже шла когда-то на кимрской сцене. Возвращение пьесы в репертуар Олег Лавров объясняет ее чрезвычайной актуальностью именно сегодня, когда все чаще и чаще говорят о патриотизме, истинной, а не показной любви к своей стране. Это, по сути, почувствовали и первые постановщики замятинского шедевра, который шел во втором МХАТе и Петроградском Большом драматическом театре свыше трех тысяч раз. За основу своей пьесы, как известно, Евгений Замятин взял «Левшу» Лескова, причем художественный театр заказал его инсценировку Алексею Толстому, но тот отказался... «Блоха» имела оглушительный успех, обусловленный прежде всего особенностями языка произведения и тем, что Замятин драматизировал полный тип сказа, разработанный Лесковым, у которого повествование ведется «от лица воображаемого автора одним только языком», как писал о пьесе современник Замятина Юрий Анненский.

Историю о Левше, который умудрился подковать заморскую блоху, Олег Лавров ставит как игру – именно так обозначил жанр пьесы сам Замятин, а кроме того, едва ли не все постановки художественного руководителя театра отличаются нетрадиционными жанровыми рамками. «Блоха» смотрится продолжением особого направления режиссерского видения, начатого «Желтым кошельком с бисером по окоему», в афише которого сказано: старинная русская потеха. Олег Алексеевич признается, что, отказываясь от таких привычных определений, как комедия или драма, он тем самым дает возможность зрителю вынести со спектакля что-то свое. «Вообще я бы все постановки определял как представление, потому что я люблю в театре представление, чтобы это было ярко, театрально, в каких-то спектаклях изысканно», – говорит режиссер. В «Блохе» яркость, театральность, отточенность формы выходят на первый план – узнаваемые персонажи, радости и печали, которые пережила великая страна за последнее столетие, сплетаются в постановке в причудливое пестрое полотно. Герои то выбегают в зал, то садятся на край сцены, то напрямую обращаются к сидящим в зале, вовлекая зрителей в действие, потому что каждый из пришедших на премьеру должен почувствовать себя не просто сторонним наблюдателем, а соучастником событий, разворачивающихся на площадке.

Форма сказа, блестяще реализованная драматургом, также блестяще воплощена на сцене. Речь персонажей струится, завораживает, словесные и синтаксические сдвиги, имеющиеся в тексте, актеры подают так «вкусно», что порой кажется: проза превращается в поэзию и наоборот.

Русская стихия вдруг оборачивается итальянской, но происходит эта трансформация не явно, здесь нет никакой нарочитости, и аллюзии к комедии дель арте (ею вдохновлялся и Замятин) в новой работе театра ощущаются на генетическом уровне. Вместе с тем национального колорита постановка не лишается – напротив, она насквозь пронизана им, поскольку речь идет все-таки о великой стране и о людях, которые, как Левша, воплощают и национальный характер, и национальное самосознание.

Говоря о «Блохе», обычно указывают на ее балаганный характер. Удивительные люди халдеи, одна из которых девка, атаман Платов, Царь, министр с говорящей фамилией Кисельвроде, другие забавные и странные герои премьерного спектакля рассказывают историю неоднозначно балаганную. Как философу Олегу Лаврову интересно не развлекать публику, хотя его фантазии иной режиссер может позавидовать, но побудить зрителя думать. И динамика, создаваемая на сцене, отданной в распоряжение артистов, соответствует авторской задумке в полной мере. Смешные перевертыши, ирония, доходящая в какие-то моменты до гротеска, постепенно приобретают эпический размах, а за фантасмагорическими картинами все яснее проступают реалии современности, в которой, как оказывается, наверное, кроме Левши, не может быть другого героя. 

С даты создания Лесковым сказа, написанного в 1881 году, и Замятиным пьесы (1925), оказывается, мало что изменилось, и спектакль как раз об этом: все, что кажется ушедшим в прошлое, вдруг возвращается, ведь на самом деле ничего никуда не уходит, по крайней мере, разговор о загадочной русской душе, сравнимой разве что с космосом, вечен. Точно так же, как во все времена, останутся актуальными разговоры о природе власти, истине, правде, доброте, таланте и неприкаянности. На кимрских подмостках в очередной раз поднимают такие сложные проблемы, пытаются найти ответы на самые главные русские вопросы, в этом-то и заключена великая миссия театра, который председатель комитета по делам культуры Тверской области Елена Шевченко, представители регионального отделения Союза театральных деятелей и зрители с удовольствием поздравили с прекрасной премьерой.  

Автор: Евгений Петренко
22

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию