20 Января 2017
$59.35
63.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись15.10.2013

Прошу выделить методистам валенки для командировок…

Фотограф: АРХИВ ИУУ

Нашему институту усовершенствования учителей –75 лет

7 сентября 1938 года состоялось заседание президиума Калининского облисполкома, на котором было принято решение об открытии, а уже 15 октября институт получил в свое распоряжение третий этаж Дома учителя. 

Первым директором был назначен Иван Степанович Батенин, работавший до этого заведующим Великолукского окроно. Затем его сменила Надежда Алексеевна Калиникова – заведующая сектором облоно. 

Во время оккупации институт, естественно, не работал, но уже через четыре месяца после освобождения Калинина возобновил свою деятельность. Теперь его возглавил Арсений Петрович Сербский, остававшийся в этой должности почти 12 лет, причем в самое трудное военное и послевоенное время. Благодаря ему ИУУ стал одним из авторитетнейших в стране. Об этом человеке мы и хотим рассказать.

Арсений Сербский родился 1 мая 1887 года в селе Воскресенско-­Собакине бывшего Тверского уезда Тверской губернии в семье псаломщика, служившего в местной церкви. Семья была большая, жили довольно бедно. Поэтому в Тверской духовной семинарии, а затем Санкт­-Петербургской духовной академии по историческому отделению Арсений учился на казенный счет «вследствие материальной несостоятельности родителей».

Получив диплом, он отказался от назначения по духовному ведомству и поступил в Санкт-­Петербургский университет на историко-­филологический факультет. Все годы учебы в университете Арсений Петрович преподавал в учительской семинарии, которая готовила учителей для народных масс. 

Во время Первой мировой войны Арсений Петрович работал в Выборгской учительской семинарии. Ее после Февральской революции перевели в Новгород. Семья Сербского в это время уже жила в селе Теблеши Бежецкого уезда, на родине его жены, которая окончила Бестужевские курсы и тоже преподавала. Когда Арсений Петрович приехал на каникулы к семье, он был истощен, болен. Жена уговорила его не возвращаться на прежнее место работы. Немного оправившись от болезни, Сербский обратился с просьбой в Бежецкий уоно и сразу же был назначен школьным инспектором. 
Летом 1919 года в селе Киверичи Арсений Петрович организовал проведение летних учительских курсов, а с сентября следующего по его инициативе стали действовать Теблешские одногодичные педагогические курсы, которыми он заведовал. В глубинке Бежецкого уезда Арсений Петрович организовал Теблешскую школу II ступени. По совместительству с работой школьным инспектором уезда он заведовал ею и в ней преподавал.

Арсений Петрович считал сам и убеждал в этом других, что жить творческой жизнью можно в любом захолустье. Надо стремиться быть интересным человеком. И особенно это важно, считал он, для учителя. Арсений Сербский был глубоко убежден в том, что научить, увлечь можно только тогда, когда сам постоянно учишься, многое умеешь. Способности, память, работоспособность у Сербского были необыкновенными. Он самостоятельно выучил немецкий язык при поступлении в академию. В университете, работая над темой «Пушкин и Мицкевич», овладел польским языком. За свою жизнь изучал и сдавал экзамены по латинскому, греческому, еврейскому языкам. Позднее, будучи директором педучилища, в 1928 году, поступил в заочный пединститут и в 1932 году успешно окончил его по отделению русского языка и литературы. Работая в ИУУ в 40 – 50-­е годы, сдал кандидатский минимум.

Сербский занимал разные педагогические должности в Бежецком районе и Бежецке. В 1920 году его перевели школьным инспектором городского отдела образования, через три месяца он стал директором школы II ступени, преподавал в ней русский язык и литературу. Жалко было и коллегам, и ученикам расставаться с талантливым и заботливым директором в 1926 году, когда его переводили на работу заведующим Бежецким педагогическим техникумом (позднее – учительский институт). В своем поэтическом послании любимому директору коллеги по школе писали:

«...жадность к новому, зов к строительству
В Вас приветствуем – с пожеланием,
Чтоб не гасло в Вас все то лучшее,
Что нам жаль терять с расставанием!»

На новом месте Сербский трудился до закрытия этого учебного заведения в связи с началом Великой Отечественной войны. В январе – апреле 1942 года работал учителем, заведующим Бежецким роно. 

Затем приказом облоно Арсений Петрович был переведен на должность директора Калининского областного института усовершенствования учителей. Калинин  был сильно разрушен. Открытый после полугодового перерыва, ИУУ ютился в маленьких комнатках почти полуподвального этажа 1-­й начальной школы, затем во временных помещениях до мая 1944 года. И только 10 мая,  после ремонта Дома учителя, институт снова занял выделенные ему в 1938­-м комнаты 3-­го этажа.

Все годы работы в ИУУ были годами большого напряжения. Но постепенно трудности преодолевались, появились мастера и энтузиасты своего дела, такие, как Антонина Лашина, Вера Лавровская, Мария Красильникова, Фаина Матвеева, позднее – Елена Петренко, Иван Соловьев и многие другие. 

Aнтонина Матвеевна Лашина, заслуженная учительница школы РСФСР, более десяти лет проработавшая с Арсением Петровичем в ИУУ методистом по литературе, так написала в своих воспоминаниях: «Крайне трудно приходилось нашему директору. До 1943 года он жил один, без семьи, снимал угол в сыром и холодном частном доме. Сам стирал, гладил, готовил пищу. Работал не покладая рук и от сотрудников требовал такого же отношения к делу...»

Сербский охотно помогал тем, кто хотел работать, кто любил школу, учителей, детей. Но не выносил «гастролеров». Так он смог создать действительно творческий, профессиональный, очень ответственный коллектив.

В архиве сохранились записки Сербского, направленные в облисполком с просьбой выделить для методистов теплую обувь – валенки, необходимые для поездок в командировки. Всех учителей, приезжавших в ИУУ, встречали горячим чаем. Постоянной заботой Сербского и всех сотрудников было обеспечение школ учебниками, книжными передвижками, школьными принадлежностями, особенно в освобожденных районах, выявление детей­сирот и определение их в детские дома.
Особенно много внимания институт уделял освобожденному Ржеву и Ржевскому району. Арсений Петрович и его методисты постоянно выезжали в школы этой разоренной войной территории. А когда после войны стали возвращаться к мирному учительскому труду демобилизованные, по их словам, «ничего, кроме газет, во время войны не читавшие», в ИУУ для них стали проводиться специальные курсы, семинары, консультации. 

Семья во всем поддерживала его стремление заниматься любимым делом. Настоящим другом и единомышленником, верным помощником в его нелегком деле была жена Арсения Петровича Серафима Александровна, замечательный методист, учительница географии мужской средней школы №6 г. Калинина. Она была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями.

В семье Сербских выросло три достойных сына: Владимир, Борис, Виктор. Борис по комсомольскому набору окончил до войны Ленинградское высшее военно-­морское училище, став командиром торпедного катера, сражался с фашистами и геройски погиб на Баренцовом море. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени. 

Арсений Петрович и Серафима Александровна Сербские продолжали упорно и честно трудиться, окружая теплом, вниманием, заботой тех, кто был рядом с ними. Трудностей было много, но с поста директора ИУУ Арсений Петрович не уходил, несмотря на многие заманчивые предложения. И только в октябре 1953 года после тяжелого инфаркта, когда врачи запретили ему занимать административные должности, он оставил ИУУ и перешел преподавателем в партшколу. Был руководителем кафедры, методобъединения русского языка и литературы. После окончания учебного года в первый раз за долгие годы работы получил 48­-дневный отпуск, да еще в летнее время. Вместе со слушателями поехал отдыхать в санаторий «Митино». Но не вернулся оттуда...
В последний путь Арсения Петровича провожали почти все учительство города, масса народа, все сотрудники института.

Жизнь этого человека – достойная страница тверской педагогической летописи. 

Автор: Галина НИЛОВА, краевед, отличник просвещения СССР; Борис НИЛОВ, краевед, кандидат исторических наук
27

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию